С Праздником всех вас, дорогие братья и сестры, с памятью святых первоверховных апостолов Петра и Павла!

Это два столпа православной Церкви, в величании которым мы поем, что они своим учением просветили всю вселенную. Иными словами, все человечество научено правильно почитать и славить Бога – правильно в том смысле, что через это прославление своей жизнью Господа человек способен войти в рай.

Апостолы несли это учение в мир в очень непростых условиях. Апостолу Павлу очень много приходилось претерпевать, чтобы человечество в самых отдаленных концах греко-римского мира услышало слово о Христе. Мы слышали в сегодняшнем апостольском чтении, как он жертвенно полагал свою жизнь, не щадил ее для того, чтобы до каждого донести слово истины и благодати (см.: 2 Кор. 11, 23-27). Для нас это важный пример того, как мы должны подвизаться в деле проповеди слова Божия.

Конечно, пойти в мир и заниматься миссионерством, наверное, для многих задача совершенно непосильная. У нас более локальный круг тех, кому мы проповедуем слово Божие. Осознавая то, что часто мы не в силах сделать так, чтобы учением Христовой Истины просветилась даже наша семья, мы понимаем, какой величайший подвиг совершили апостолы Петр и Павел, просветившие всю вселенную. Не просто донесли это слово, а сделали так, чтобы человечеству захотелось спасаться: услышав слово о Христе, человек пошел в Церковь, крестился, стал исполнять заповеди Божии. И в конце концов тысячи, миллионы людей вошли в рай благодаря проповеди первоверховных апостолов.

Из Евангелия мы знаем, что апостол Петр также был великой личностью – очень эмоциональный, простой, прямой человек. С одной стороны, человек неграмотный, некнижный, с другой стороны, его ревность в деле Богоугождения, его моментальные ответы на вопросы Христа, и ответы правильные, дают возможность видеть в нем того, кто еще в дни общественного служения Господа просветился светом Христовой истины.

Однако феномен апостолов Петра и Павла заключается в том, что каждый из них в своей жизни испытал страшнейшее состояние, которое можно назвать богопредательством. Мы знаем, что апостол Петр трижды отрекся от Христа, потом, правда, был возведен опять в апостольский чин. Мы знаем, что апостол Павел до того, как быть призванным ко Христу, гнал христиан. Не просто гнал, а убивал их с яростью и старался как можно больше убить верующих во Христа. И книга Деяний говорит о том, что в этой ревности он даже пошел, получив разрешение, в Дамаск, чтобы там расправляться с ними. И вот то состояние, из которого он был призван ко Христу, неизгладимой печатью, страшнейшим шрамом на его душе лежало всю жизнь. По преданию, апостол Петр, еженощно просыпаясь, когда пел петух, проливал слезы, потому что не мог себе простить, что когда-то предал Христа. Можно смело утверждать, что апостол Павел тоже очень сильно переживал о том, что когда-то убил многих верующих в Господа.

Феномен апостолов заключается и в том величайшем смирении, которое они имели. Господь не может дать человеку дар благодати, если человек не имеет смиренной души, если человек горд.

В Писании сказано, что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (см.: Иак. 4, 6). И мы понимаем, что смирение апостолов Петра и Павла было, если можно так сказать, зашкаливающим для нас. Нам сложно представить, что́ это было за смирение, если Господь такие обильнейшие дары благодати изливал на них. Но мы знаем, что не всегда апостолам было просто с этим смирением жить: в сегодняшнем апостольском послании мы слышали, что апостол Павел трижды молился, чтобы Господь убрал от него ангела сатанинина, пакостника плоти, избавив от какого-то очень серьезного заболевания, приносившего Павлу сильные страдания. Но Господь, явившись апостолу, сказал: «Довлеет тебе благодать Моя, потому что сила Божия в немощи совершается» (см.: 2 Кор. 12, 7-9).

Но еще важно, что к этому состоянию смирения апостолы подошли очень осознанно, потому что сначала Господь каждого из них вознес, а потом смирил.

Апостол Петр, исповедав то, что Иисус Христос есть Сын Бога Живаго, услышал от Него такие слова: «Блажен ты, Симон, сын Ионин, ибо не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на Небесах, и Аз глаголю тебе, ты Петр, и на сим камне созижду Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее, и дам тебе ключи Царства Небесного, и все, что свяжешь на земле, будет связано на Небе, все, что разрешишь на земле, будет разрешено на Небе» (см.: Мф. 16, 17-19).

И мы понимаем, как должна была вознестись в гордости, в радости за себя душа апостола Петра. А потом Господь попустил ему такое серьезнейшее падение, сохранив его для будущих поколений через это отречение, как это ни странно будет звучать. Но после падения апостол Петр всегда помнил о том, что себе доверять нельзя. В каком бы состоянии духовного откровения и связанной с ним радости ты ни находился, никогда не верь себе и всегда проси у Господа смирения, иными словами, кайся.

А будущий апостол Павел сидел у ног великого Гамалиила, одного из величайших иудейских вождей и учителей. Савл (позже Павел) был очень мудрым человеком, книжным человеком, законником, он знал закон вдоль и поперек, как бы мы сейчас сказали. И можно полагать, он думал, что хорошо знает закон Божий, был горд тем, что владеет им, а на пути в Дамаск оказалось, что он пользуется этим законом неправильно, с точностью до наоборот. Когда ему явился Христос и сказал, Кто Он, апостол Павел вдруг понял, что тот инструментарий Божественного Откровения, который он держал в руках, вместо того чтобы приносить пользу людям, как ножом, резал людей и убивал.

И тогда апостол Павел также принял величайшее смирение и всю жизнь помнил о том, что нельзя доверять себе, своему рассудку, разуму своему. И одно из посланий к Коринфянам очень четко обозначает этот главнейший принцип нашего отношения к самим себе: по словам апостола Павла, знание надмевает, а любовь назидает (см.: 1 Кор. 8, 1).

В сегодняшний день, прославляя святых апостолов, мы молимся им о том, чтобы то знание о Боге, о себе, о спасении, которое дает нам Христос, в том числе через послания апостольские, мы использовали не во вред себе. Чтобы мы не надмевались над нашими ближними, которые часто просты и не сведущи в законе Божием. Будем помнить, что только любовь Божия может что-то сделать доброе, с пользой для спасения человека. Пусть это будет отправной точкой для каждого из нас, что бы мы ни делали, где бы мы ни находились.

Будем всегда помнить великие образы апостолов Петра и Павла и помнить о том, что таковыми бы они не были, если бы не имели любви к Богу и величайшего смирения перед Ним.

Аминь.