Проповедь протоиерея Гергия Гуторова в Неделю 27-ю по Пятидесятнице

Во имя Отца и Сына и Святого Духа

           Сегодняшнее Евангельское повествование, дорогие братья и сестры, свидетельствует нам о том, настолько благ, человеколюбив и милостив Христос Господь наш. Сегодня мы слышали о том, как Господь пришёл в синагогу, в сонмище иудейское, и там совершил чудо исцеления женщины, которая находилась в парализованном состоянии. О ней сказано, что она была скрючена или по-славянски она была слука, то есть, была настолько придавлена своим недугом к земле, что не способна была видеть окружающий её мир. Она просто физически не способна была видеть людей, которые находились перед ней.

             Единственный удел этой женщины, видеть ноги людей, которые проходили мимо или окружали её, и вот, в таком очень печальном, гнетущем, страшном, тяжёлом состоянии находилась эта несчастная женщина. Дважды сегодняшнее Евангелие называет время тех страданий, которые она претерпевала, не берусь это объяснять, но, евангелист дважды об этом говорит: восемнадцать лет. Сначала, он, как бы поясняя, происходящее событие, повествует об этом, а потом влагает в уста самого Спасителя те же слова.

              Господь уже после в своём собственном обращении к начальнику синагоги говорит, называя этот неимоверный жизненный срок, который несла женщина, будучи обременена этим недугом. Восемнадцать лет она была скованна параличом, и единственно, на что она была способна – с трудом передвигаться. Но заметим и обратим на это особое внимание: где Христос её исцеляет, это происходит на рынке, это происходит на дороге, это происходит в больнице? Нет, это происходит в храме.

Синагога для иудеев того времени была, конечно же, не храмом, потому что храм для иудеев был только лишь один, в Иерусалиме, да и тот, вскоре был разрушен, а вот синагоги это были молитвенные дома, это были училища благочестия, где люди собирались для того, чтобы читать и толковать Священное Писание. Во главе каждой синагоги был начальник оной, и он был главным законником и законоучителем в этом месте, и именно здесь, в синагоге, Христос врачует и исцеляет эту недужную женщину, которая наверняка, без всякого сомнения, уже отчаялась получить исцеление и врачевание здесь на земле. Тем не менее, Христос находит её в церкви, находит в храме.

Как трогательно и удивительно: человек лишён надежды на какое-то бы ни было врачевание и вспомоществование, и, тем не менее, он спешит в храм Божий. Как не вспомнить те славные, и вместе с тем скорбные, времена, когда наши храмы наполняли одни только бабушки, молодых людей можно было по пальцам одной руки пересчитать, потому что эти бабушки, которые несмотря на ни на что и вопреки всему, шли в храм Божий. Казалось бы, в чём там жизни-то держаться, а она всё равно, переступая, опираясь на клюку, шла в храм Божий, и здесь, здесь находила утешение. Почему? Потому, что сердце, исполненное  любовью к Богу, ничего иного для себя не может мыслить, и потому спешит туда, где присутствует благодать, где присутствует живой Бог, где присутствуют Пречистые Тайны Христовы. В этом смысле, сердце человеческое не возможно обмануть, и поэтому наши бабушки, на хрупких плечах которых выстояла Церковь, не побоимся этого слова, именно они сегодня особым образом вспоминаются, когда мы слышим евангельское воспоминание о той несчастной женщине, которая была парализована. И каким трудом, и чего ей  стоил путь из дома в синагогу, в храм, но именно там Христос её находит.

Там было много людей, которые, наверняка, тоже нуждались в помощи, как мы все нуждаемся. Мы приходим в храм Божий со своими переживаниями, скорбями, жизненными неустройствами, и там были такие же люди, быть может не менее нуждавшиеся в помощи Божьей, но Христос видит и зрит на эту женщину, которая ни о чём не просит, собственно, она и не может видеть Того, к Кому бы она обратила свою просьбу.

Но Христос её видит, как апостол Павел говорит: Не я нашёл Христа, а Он меня нашёл.  Вот также Господь каждого из нас на жизненных путях взыскивает, ищет и стремиться, чтобы мы откликнулись на Его зов. Но по-разному бывает: один откликнется, а другой мимо пройдёт и даже не заметит этого зова, обращённого именно к нему, непосредственно к нему. Вот также и Христос обретает эту несчастную женщину в синагоге, которая пришла Богу помолиться, все свои скорби и печали Ему исповедовать, на Господа возложить свою печаль, по слову Псалмопевца: Возверзи печаль твою на Господа, Той тя препитает. И вот эта женщина именно этим жила: жила молитвой к Богу, жила доверием к Господу, не для того даже, чтобы получить исцеление, потому что, наверняка, она многие годы просила об этом, и всё это осталось как бы ни услышанным. Я сознательно подчёркиваю, именно это междометие «как бы».

Иногда мы говорим и очень часто можем услышать в устах очень многих людей: Я молюсь Богу, я прошу, я не знаю, что мне ещё делать, что мне ещё почитать? – А что вы читаете? Вот утренние и вечерние молитвы, Псалтирь, вот чтобы мне ещё почитать, чтобы моя просьба исполнилась?

Да ты будь верен в том, что ты делаешь, в своём делании Господу, и не думай и не помышляй о том, что Господь тебя не слышит и не внемлет тебе. Господь внемлет всякой человеческой скорби, всякому человеческому воздыханию. Любая слеза, оброненная, скорбящим сердцем человеческим, на счету у Бога, поэтому не будем малодушествовать, и будем видеть те дивные примеры, которые Христос Господь нам показывает и предлагает в Евангелии, в жизнеописании  святых угодников Божьих, которые претерпели все скорби, которые им были попущены, терпением своим, потому что терпение есть матерь всех добродетелей.

Без терпения немыслимо и не возможно ничего приобрести, не только в духовной жизни, а даже в жизни светской, в жизни обыкновенной, мирской. Если человек не будет прилагать терпения и усердия к тому или иному деланию, он никогда не приобретёт никаких навыков, а уж тем более, если это касается духовного поприща, духовной жизни. И вот сегодняшний Евангельский пример является тому ярчайшей иллюстрацией, потому как показывает, что она не обиделась на Бога, как бы странно, нелепо и парадоксально не прозвучало. Она не отчаялась, она всё равно находила утешения в храме Божьем. Как это, к сожалению, нередко бывает с нами, когда мы о чём-то просим, претерпевая жизненные испытания, и тотчас же не получаем просимого. Мы разочаровываемся, мы перестаём ходить в храм и говорим, что это бесполезно, что это не имеет своей действенности, или Богу, по крайней мере, до меня нет никакого дела. В этом мы, конечно же, согрешаем очень серьёзно и глубоко.

Возвращаясь к сегодняшнему предложенному всем нам Евангельскому повествованию, вновь видим примером терпеливодушного перенесения скорбей женщину, которая восемнадцать лет была в этом недуге: скованная, ограниченная и стеснённая даже в элементарных человеческих потребностях и возможностях, и тем не менее, Господь находит её в храме, именно здесь. А где ещё быть страждущему человеческому сердцу, как не в доме Божьем?

И вот, Христос, обратим ещё раз на это внимание, Он не ждёт, чтобы она попросила его о  помощи, Господь говорит ей, что она исцеляется от недуга своего. И эта женщина распрямляется к изумлению, к ужасу, к страху всех, кто присутствовал при этом. Она исцеляется, и то, что было закостенелым и не способным какому бы то ни было движению, распрямляется. Её хребет, её позвоночник, который пригнул её к земле, он вдруг распрямляется вопреки всем законам, вопреки даже здравому смыслу, потому что поверить в это очень трудно, но для Бога нет ничего не возможного. Она уврачёванная встаёт перед всеми. Быть может люди, которые были в этом храме, в первый раз увидели её лицо, и она, в свою очередь, увидела в первый раз лица людей, которые её окружали.

Раньше лишь ноги, колени и стопы, обувь мелькала перед её взором, больше ничего, а здесь, она распрямляется, как не могущая не повиноваться всемогущему творческому глаголу Божьему, повелевающему этой женщине, быть исцелённой. Казалось бы, нет границ и пределов благодарности тому в сердцах и сознания присутствующих, потому что на их глазах происходит необыкновенное, неизреченное, неисповедимое, уму не постижимое чудо. Но, однако же, мы видим совершенно иную, неожиданную, казалось бы, противоположную здравому смыслу реакцию в устах начальника синагоги.

Архисинагог стал роптать. Я всегда обращаю и заостряю ваше внимание на эту деталь сегодняшнего Евангельского отрывка, о том, что он трус, он боится сказать Христу то, в чём хочет Его обвинить. И поэтому начинает будоражить общественное мнение, как это часто бывает в сознании существ ничтожных и мелочных. Если ты смелый, стоишь за правду – скажи в глаза эту правду, даже если эта правда кому-то неугодна.

Ничего подобного, зачем же, надо создавать некое общественное мнение, по тому или иному поводу. Как это узнаваемо в наши дни. Он начинает будоражить свою паству, своих прихожан, он говорит: Негоже в день субботний исцелять, – потому что была суббота, и поэтому народ и собрался в синагоге, как в день священный для иудеев. Есть шесть дней, вот в эти дни и должно работать и делать свои дела, а день седьмой – Господу Богу твоему, – он как-бы напоминает о святости седьмого дня: В те и дни и приходите исцеляться. Как будто вот такое обыденное дело, как будто речь идёт о каком-то слесарном или плотницком ремесле, вот есть рабочие дни – в них и работай, а день седьмой это святое, не моги ничего делать. Будто Христос выстругал какую то поделочку из дерева.

Он исцелил недужную женщину и её здравой явил всему народу, и тому же самому начальнику синагоги, которому, наверняка, эта женщина в течение этих лет подходила и просила: отче, помолитесь; и наверняка просила его молитв, но они были беспомощны, они были бесполезны, они были бесплодны, даже если они и были. А здесь, на его глазах Христос вершит чудо исцеления, а он ропщет: Не подобает день субботний нарушать.

А Господь ему говорит и называет его в лицо, в отличие от него, который не Христу в лицо говорит, а как бы начинает возмущать народ. Есть такое ничтожное качество, трусливое, гадкое, мелочное качество: возмущать вокруг себя народ, чтобы народ настраивался против того или иного человека, или какого-то явления, события и тому подобного.

Так вот, здесь то же самое происходит, и Господь ему в глаза говорит: Лицемер – он его называет тем именем, которое он заслуживает. Лицемер, не отвязывает каждый из вас, осла или вола своего в день субботний, и не ведёт ли его на водопой, а эту женщину сатана связал, и в течение восемнадцати лет держал связанной узами болезни, не надлежало ли Мне её развязать от ее недуга, – говорит Христос. Что мог ответить этот начальник синагоги – ничего, он молчал, ему нечего было ответить, но народ прославил Бога.

Есть еще одна очень важная деталь, на которую я особенно хотел бы обратить внимание: те, которые возмущались против Христа, они устыдились, значит не всё потеряно, если человек ещё может устыдиться своих поступков, и признаться в них. Значит он ещё не совсем конченный человек, если он способен признать свою неправоту, а все прочие прославили Бога, явившего такую милость этой женщине и всему, в ее лице, народу.

Это Евангельское повествование очень важное для всех нас, дорогие братья и сестры, о многом говорящее, впрочем, как любое. О чём бы мы с вами не говорили, мы всегда говорим о том, что Евангелие, даже его небольшой кусочек, отрывочек, несколько строчек Евангелия, настолько обширно по своему значению, по своему глубинному содержанию, по своей многогранности, что иногда даже трудно бывает что-либо предпочесть. Какую мысль взять в основное рассуждение, вот и сегодня мы то же обнаруживаем несколько замечательных и назидательных для нас моментов, о чём уже сегодня было сказано.

Это то, насколько важно быть в храме Божьем, насколько важно ходить в храм, даже если я сегодня плохо себя чувствую, я сегодня недомогаю.. Посмотрим на эту женщину, сегодняшнюю  Евангельскую женщину, которая была прижата к земле своим недугом, наверняка, люди не знавшие её, которые не привыкли к этому еженедельному зрелищу, думали что это черепашеподобное существо карабкается по земле, но она шла в храм. Не куда-то, она в храм Божий шла, и каждый священный день он её не просто обязывал, а был внутренней сердечной потребностью: быть в храме Божьем, быть перед лицом Господа, быть в молитве с этой общиной верующих людей, со своими сомолитвенниками.

Это очень важный момент, на который уже было обращено внимание, и ещё раз я это подчёркиваю, как для нас важно: Господь даёт эту заповедь, и в соответствии этой заповеди, эта женщина является примером для всех нас сегодня. И мы с вами, живущие на расстоянии двух тысячелетий, после Евангельских событий, помним и знаем эту заповедь, которая является для нас основополагающей среди прочих: шесть дней делай, а день седьмой – Господу Богу твоему.

Нам Господь отмерил шесть дней творить свои дела, трудится о пропитании, заботиться о насущном. День седьмой – Господу Богу. Ты хоть помирай, но в храм Божий должен идти, это твоя священная заповедь, это Божия заповедь тебе дарована, ради исполнения которой, Христос тебя не оставит, как не оставил эту женщину, о которой мы сегодня слышали в Евангельском повествовании.

Скажем еще о другом, прямо противоположном: об этом гнусном состоянии, гнусном грехе – лицемерии, в чём обвиняет Христос начальника синагоги. Сам по себе этот грех не может существовать, как некое самостоятельное явление, он обязательно окружён или продиктован чем-то иным, ещё более гадким качеством, и причиной лицемерия, как, впрочем, не только сегодня упоминаемого в Евангелии, но и вообще, очень часто нами совершаемого, является ещё более отвратительный грех – зависть. Я как-то уже об этом говорил, и думаю, что даже не обязательно это повторять: это очевидные и общеизвестные вещи. Есть грехи, в которых человеку очень тяжело каяться, есть перечень определённых грехов: стыдно, страшно, неприятно, гадко, как будто вновь прикасаешься к какой-то зловонной жиже, когда ты вынужден говорить о том, что сделал что-то по-своему неразумию и глупости.

И вот среди, казалось, такого отвратительного, поганого, скверного перечня, есть зависть, как раз тот грех, в котором очень тяжело исповедоваться. Во-первых, стыдно, но ещё и потому, что немаловажно, иногда человек не видит и не замечает в себе этого состояния, он просто отказывается в себе видеть зависть. Хотя, к сожалению, это факт, это не преувеличение, это не сгущение красок, не обобщение — это касается каждого из нас.

Я уже много раз рассказывал об одном монахе Псково-Печерской обители (я был поражён простотой его рассуждений, но они настолько вонзились в сердце, что остались в памяти много лет). Он говорил: любой грех хоть какое-то удовольствие человеку доставляет: что-то своровал, напился, блудник там что-то совершил, ему свойственное, но они, по крайней мере, сиюминутное удовольствие получили. Но какое удовольствие человек получает от зависти? Он чернеет, он не может видеть и переносить то, что кому-то лучше, чем ему, он здесь, на земле, самое несчастное существо, он зеленеет, любыми другими цветами радуги покрывается, потому, что ему тошно. И вот этот монах говорит: Знаете, как определить зависть в себе, не надо о ком-то, зачем нам о ком-то говорить. Так вот, когда у меня портится настроение от того, что другому хорошо.

Вот вам критерий зависти. А нас очень часто портится настроение, почему у него так, а не у меня. Быть может, вслух этого и не говорим, постесняемся сказать, даже сформулировать мысли в себе постесняемся, потому что это позорно, отвратительно. Но настроение, однако, испортится, и мы думаем: что это с утра у меня такое хорошее настроение было, встал бодрым, и отчего это настроение испортилось. А если  проанализируем свои помыслы, то докопаемся, почему: тот на машине, чем моя, проехал, а у того квартира лучше, чем у меня. А у кого-то просто хорошее настроение, чего он улыбается,  а у меня уже улыбка пропала от того, что ему хорошо. Это все зависть, самая настоящая. Это червь, изъедающий всё нутро человека.

Надо всем нам каяться, братья и сестры, всем каяться, видеть в себе, обнаруживать в себе эту гадость, этого змея, а потому мы и недовольны, и настроение плохое. Мы, быть может, не можем прямой связи обнаружить, но все это от нашей неудовлетворённости, а она от того, что нет благодарности Богу, мы не благодарим Бога. Вот в следующее воскресение будем говорить о благодарности, потому что будет Евангельский повод на эту тему говорить.

А сегодня говорим о таких постыдных вещах, отвратительных вещах, но, к сожалению, каждого из нас в большей или меньшей степени касающихся, а отсюда рождается и лицемерие, и ложь, и двоедушие, и человекоугодничество, и человеконенавистничество, и всё, что только может быть. И всё это, к сожалению, настолько в каждом из нас бывает  запущено, что мы даже не видим в себе, потому что этого у нас столько – огромная гора,  сквозь которую невозможно даже и разглядеть причину всех этих состояний. Поэтому-то мы и Бога не благодарим, как Бога не благодарил тот начальник синагоги, который роптал и ещё спекулировал законом Божьим: Не подобает, дескать, исцелять, субботу нужно хранить, – это уже вдвойне ханжество, когда мы начинаем прикрывать свой грех, свою зависть, своё лицемерие одеждами святости.

Насколько это омерзительно, но, как мы видим, на что я обратил ваше внимание, всё-таки, не все ещё для нас потеряно, если мы способны усовеститься, если способны это в себе увидеть, если мы способны прийти к Господу и сказать: Господи, прости меня окаянного, завистника, лицемера, неблагодарного, злобствующего, не любящего ближнего своего, не радующегося, и не сорадующегося его успехам и радостям, а наоборот, огорчающегося ими.

Святитель Иоанн Златоуст говорит замечательные слова, ставшие классическими, что называется: Как-то мы более-менее, худо-бедно в скорбях ещё можем человеку посочувствовать, а вот в радостях порадоваться с ближним, ой как это тяжело, а порою даже невозможно.

Поэтому, избави нас Господи от этого страшного порока, о котором мы сегодня слышали в Евангелии. Избави нас, Господи, от этого душепагубного состояния, и дай нам, Господи, увидев его, принести Господу сердечное покаяние, чтобы, принеся оное, принести добрые и благие плоды своего покаяния, и через эти плоды покаяния удостоиться той радости, которой Господь удостоил простого и чистого сердцем, ныне празднуемого апостола Андрея Первозванного.

Потому-то его, и его собратьев Господь и призвал, ибо им было чуждо то, о чём мы с вами сегодня говорили. Им же была свойственна чистота сердца, простота, незлобивость, нелукавость и потому, Господь сподобил их быть соработниками на ниве Своей. Чего, по их святым молитвам, и нас сподоби, Господи — удостоиться радости вечной и Царствия Небесного. Аминь