Христианин должен уметь жить в обществе

 

Отец Сергий, приближается Новый год, у прихожан православных храмов вновь возникает вопрос: отмечать или не отмечать светский праздник? А если отмечать, то как?

Давно, когда я еще готовился к монашеской жизни, я нашел для себя ответ: мне не благословили отмечать этот праздник. Но за двадцать лет священнического служения я общался с разными людьми и теперь могу сказать, что хотя у Нового года языческие корни, в наше время праздник имеет и христианский смысл. Празднование Нового года 1 января было установлено указом Петра Великого, и Церковь служила молебны, испрашивая Божьего благословения на год грядущий. В советское время по известным причинам общество отмечало Новый год без Церкви. Но любое общество – это люди, поэтому, на мой взгляд, этот день следует отметить в современном церковном календаре, как это было до революции. Служить молебны –
хорошая традиция, можно было бы несколько ослабить пост, например, разрешив рыбу. Но пока этого не сделано, каждый сам для себя решает, как ему отмечать Новый год. Ведь это семейный праздник, а в любой семье живут разные люди: кто­то верующий, а кто­то нет. Верующий человек, конечно, не будет увлекаться празднованием Нового года и скорее удалится от безобразий, которые обычно творятся. Я, например, стараюсь уехать из города, поскольку в Москве всю ночь гремят фейерверки, взрываются петарды. Будто войска вошли в город! Но если кто­то из членов семьи огорчится отсутствием праздничного стола, то отказать ему будет некрасиво, не по­христиански. «Не надо быть букой», – писал святитель Феофан Затворник. Поэтому можно выпить бокал шампанского, отведать рыбного салата, посидеть за столом ради любви к ближнему, ради родственников, для которых этот праздник много значит. А главное, он приносит много радости. Ради сохранения любви в семье можно уступить, смириться. Всегда важно помнить, что любовь выше поста и других аскетических подвигов.

Новый год – праздник для детей. А как быть с Дедом Морозом: о нем стоит рассказывать детям?

Действительно, встречая Новый год, дети испытывают чистую, неподдельную радость. В советское время, это был, наверное, единственный праздник, когда настроение было по­настоящему праздничным. Рассказывая детям о Дедушке Морозе, я бы провел параллель между ним и святителем Николаем Чудотворцем, который исполняет просьбы и детей, и взрослых. Обязательно нужно сказать о том, что Дед Мороз, который приносит подарки, это добродушный, положительный сказочный персонаж. Не следует этот образ демонизировать, напротив, следует подчеркнуть все христианское, доброе. Иначе у ребенка возникнет психологическое противоречие, ведь он живет в социуме, общается с другими детьми. Среда общения – это своеобразная школа знаний о добре и зле наравне с русским фольклором.

Вопрос взаимодействия светской и церковной культуры стоит сейчас очень остро, поскольку современное общество – это общество информационное. До революции жизнь в русской деревне строилась по образцу жизни в монастыре: праздники были только церковные, еще праздновались дни рождения и свадьбы. А сейчас жизнь изменилась. Мы находимся не где­то в пустыне, а живем среди людей.  Такова воля Божия, чтобы мы жили и свидетельствовали о вере. Христианин должен уметь жить в обществе, не отказываясь при этом от своей веры, духовно­нравственных принципов. Быть всем для всех, чтобы спасти хотя бы немногих, –
наша обязанность.

Вы сейчас сказали, о чем должны свидетельствовать христиане. Существует мнение, что новогодние праздники, святки – это благоприятное время для миссионерства.

Да, это так. Если христианин за новогодним столом будет вести себя воздержанно, целомудренно: поднимет бокал шампанского, скромно съест салатик, селедочки, а не станет напиваться и объедаться, как поросенок, – это лучшее свидетельство нашей веры. Окружающие на него будут смотреть с уважением.

Или, например, если в гости к христианской семье придет человек посторонний и увидит, что христиане празднуют воздержанно, целомудренно, не напиваются, не объедаются, ведь главное – содержание беседы за столом, общение. Люди разницу эту видят. Видят, что наши христианские праздники и вообще наша христианская жизнь отличается от всего остального.

А как правильно провести праздничные дни святок?

Это очень серьезная тема – как христианину отдыхать. Для верующего человека праздник начинается с храма, с Литургии. В святочные дни желательно ходить в храм, по крайней мере, первые три дня. Православные люди обычно стараются взять несколько дней отпуска по аналогии с подготовкой к Пасхе – три дня на Страстной, три дня на Светлой седмице. Хорошо, если есть возможность взять две недели, – сначала помолиться, а потом и попраздновать. Праздничный стол на святках может отличаться изобилием. Ничего плохого в этом нет: все дары Божии, сначала попостились, теперь поблагодарим Бога за Его благодеяния и дары. Искусство кулинарное может и простые вещи превратить в изысканные кушанья. Это уже дело хозяйки, свойство супруги из ничего сделать что­то.

Нужно заботиться о своем здоровье, это дар от Бога. Обязательно семейное общение, семейный отдых. Хорошо, если есть возможность куда­то выехать: на дачу, в зимний санаторий или в теплые страны. Опыт показывает, что иногда лучше не пожалеть 20 тысяч рублей и подышать на Кипре хорошим воздухом, возможно, даже покупаться, чем потом тратить деньги на больницу, покупать дорогие лекарства. Ну а если человек выбраться никуда не может, то можно просто сходить в гости или совершить паломничество в близлежащие святые места.

Отец Сергий, а у Вас есть дорогие воспоминания, связанные с Рождеством?

Я начинал свой церковный путь в храме на Трифоновской улице, первое Рождество встретил там, потом я пять лет трудился в храме в городе Пушкино. Это было советское время, но эти годы самые памятные. Мои первые церковные послушания были звонарь, пономарь, чтец. Когда я утром поднимался звонить к поздней Литургии (на ночной службе звонить не разрешали), душа ликовала. Солнце встает, морозно, а главное, радость быть со Христом, радость Причастия на ночной службе. Я даже стихотворение на эту тему написал. Где­то оно лежит, наверное. Это были самые памятные дни Рождества. Чувствовал себя, словно «един от древних». Не в том смысле, что был подвижником, а в том, что был членом Церкви, которая не приемлется этим миром, но тем не менее есть, существует, является солью земли несмотря ни на что. Мы были гонимы, и это сплачивало, было радостно сознавать, что есть люди, которые веруют во Христа и стараются жить идеей Воскресения. Радость Рождества запечатлелась как самое светлое время моей жизни.

Приходы, где Вы являетесь настоятелем, будут отмечать рождественские и новогодние праздники как­то по­особенному?

Новогодние праздники – нет. Будет молебен и ночная служба под Новый год.

На Рождество будет ночная Литургия, Всенощное бдение. В храме в Бибиреве утром будет несколько Литургий, три­четыре, наверное. С увеличением площади храма увеличивается количество прихожан. На Пасху мы три Литургии служили, на Рождество, возможно, и четыре служить придется. Воскресная школа готовит праздник, будет угощение, концерт, разумеется, будем поздравлять социальные заведения, больницы, друзей.

Как отметит Рождество православный клуб для неформальной молодежи в Бибиреве? Рок­музыканты отмечают рождественские праздники?

Наш православный клуб, где собирается неформальная молодежь, всегда готовит концерт на Рождество. Рок­музыканты, конечно, тоже отмечают Рождество – это значимый праздник для всех русских людей. Владыка Тихон вводит традицию праздничных богослужений: на Светлой седмице, на святках он посещает приходы нашего Северо­Восточного викариатства. Мы всегда рады этому, я люблю принимать гостей. Раньше на святки я старался взять отпуск –
зимой очень плохо себя чувствую. Но в этом году я буду в Москве, буду молиться, собственно, вся моя жизнь проходит при храме. Праздник связан в первую очередь со службой – даст Бог, послужу сам, а если будут проблемы со здоровьем – просто помолюсь.

Отец Сергий, что бы Вы хотели пожелать нашим читателям в преддверии Нового года и Рождества?

Хочу поздравить всех и с Новолетием, и с Рождеством Христовым. И хочу пожелать, чтобы праздник Рождества каждый раз воспринимался по­новому. Во Христе мы живы всегда, и, в отличие от светских праздников, праздники церковные – это встреча с живым Богом. Поэтому желаю, чтобы день праздника всегда был встречей с Господом.