Неделя 8-я по Пятидесятнице. Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня

 

По-славянски день сегодняшний называется происхождением Честных Древ. Слово  «происхождение» употребляется здесь не в смысле возникновения и сотворения, есть еще один глагол, усваиваемый сегодняшнему событию и празднику – изнесение Честнаго Креста Господня. В Константинополе, ибо оттуда берет начало празднование сегодняшнего всецерковного и всеправославного торжества, во время особых эпидемий, болезненных поветрий, которые буквально тысячами косили людей, единственное упование народ возлагал на Животворящую силу Честного Креста Господня. Поэтому 1 августа по церковному календарю, когда стоявшая в это время года жара становилась причиной возникновения эпидемий, Крест Честной, хранящийся в Константинополе многими своими частями, износился из Святой Софии, константинопольского соборного храма, на стогны града и люди крестным ходом проходили вокруг стен Константинополя – по-славянски происходили, – тем самым, освящая пределы своего града. И Господь, взирая на веру этих людей, все свое упование возложивших на Него, дарствовал прещедро исцеление от недугов, одолевавших людей, и избавлял от напастей, болезней, скорбей и всевозможного рода испытаний. 

Есть еще несколько исторических объяснений празднованию сегодняшнего всецерковного события. В 1164 году, так уж совпало, что в один год и в один день и на Руси Святой и в Константинополе, уже сегодня упоминавшемся, произошло чудесное избавление от междуусобной брани и не только от междуусобной брани, но и избавление от неминуемой погибели. В Константинополе это была победа над сарацинами, которые приступали в бесчисленный раз для того, чтобы разорить царственный град, а в нашем с вами Отечестве это было событие, связанное с памятью святого благоверного князя Андрея Боголюбского, который выступил в защиту пределов своего княжества против волжских булгар. И именно в этот же день, 1 августа, и в один и тот же год, 1164, Господь даровал и византийскому императору Мануилу и русскому князю Андрею Боголюбскому славную победу на иноплеменных, Господь избавил от погибели православный народ от инославных. Поскольку и император Мануил, и благоверный князь Андрей Боголюбский. прежде всего, уповали на Животворящую, Живоносную, Всеспасительную и Всеблагословенную силу Честнаго Животворящего Креста Господня, и Крест всегда предшествовал воинству православному, то этим дивным знамением победы жизни над смертью, Господь даровал славную победу этим великим мужам. В честь этих упомянутых событий Церковь до днесь, до сегодняшнего дня совершает событие почитания и поклонения Честному и Животворящему Кресту Господню в этот день.

Впрочем, мы всегда с вами чтим Крест Святый, но есть особенные дни в году богослужебном, когда это совершается торжественно, особенно, когда Крест из Алтаря святого износится и полагается посреде храма и верные, благоговейно поклоняясь сему миролюбезному и благословенному Древу Крестному, лобызают оное, испрашивая у подателя Жизни и победителя смерти Господа нашего Иисуса Христа всем нам благоденственное и мирное житие.

Сегодняшний день также воспоминает историческое событие, значение которого для всех русских людей невозможно преувеличить и переоценить. Невозможно выразить даже словами то, чем этот день для нас является, поскольку исходя из исторических хроник, исходя из летописей именно сегодня, 1 августа 988 года произошло Крещение Руси, когда равноапостольный великий князь Владимир вывел свою дружину на брег Днепра, и народ, прежде не знавший Христа, а будучи в языческой тьме, обрел свет истинный, свет Христов, и это событие тоже сегодня чудесным образом воспоминается Церковью Христовою.

Также сегодняшний день сочетает вместе с упомянутыми событиями празднование ветхозаветных мучеников и страдальцев, святых мучеников семи братьев Маккавеев, их благочестивой матери Соломонии и их учителя Елиазара. Эти люди жили до пришествия в мир Христа Спасителя, еще десятилетия отделяли их от пришествия в мир Солнца Правды Христа Бога нашего, но они оказались верными, оказались преданными Господу, и несмотря на угрозы, которыми сопровождались предложения совершить неподобное и нечестивое деяние – съесть идоложертвенные мяса, они оказались верными, твердыми и несомненными в своем уповании на грядущего Спасителя. Я думаю, все здесь присутствующие, конечно же, знают подробности их жизнеописания, и было бы совершенно справедливым сегодня перечитать седьмую главу второй книги Маккавейской, где повествуется о страдании этих святых мучеников, поистине Христовых, несмотря на то, что они жили еще до пришествия в мир Спасителя, Которого они чаяли, ожидали и свою жизнь не пожалели ради исповедования истинной веры во Христа, грядущего Мессию. Это тоже повод сегодняшнего всецерковного торжества.

Есть еще одно событие, которое, по крайней мере, мне хотелось бы упомянуть, это начало Успенского поста, сегодня первый день великого, спасительного и преблагословенного поприща. Успенский пост неслучайно уподобляют по строгости и по особому молитвенному настроению Великому посту. Этот пост хоть и кратковременен, но вместе с тем он подвизает всех нас к тому, чтобы мы с вами потрудились ради Царицы Небесной, ради того дивного события, которое Матерь Божия явила Своим пришествием в этот мир, Своею жизнью во Христе, тем, что через Нее воплотился Богомладенец Спаситель, Великий и Всемогущий Бог, ради нашего спасения восприявший плоть человеческую, ради Ее честного Успения Церковь полагает непременным это воздержание и это усердие.

Как это символично, как это глубоко трогательно и вместе с тем промыслительно, что Успенский пост начинается воспоминанием и поклонением Честному и Животворящему Кресту Господню, показывая то, что эти события глубоко взаимосвязаны и неразрывны между собою. Земная жизнь Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии была неразрывно связана с Крестом Её Сына, который Она видела, и с жизненным Крестом Её Самой. Мы помним слова, которые Ей сказал святой праведный Симеон Богоприимец тогда, когда Она принесла сорокадневного Богомладенца Спасителя в Иерусалимский храм по отцепреданной заповеди, которую Бог даровал Моисею, что всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложеса и достигший сорокадневного возраста, будет принесен в храм Господень и посвящен на служение Господу. Так вот в соответствии с этой заповедью Матерь Божия принесла Богомладенца Спасителя в храм Иерусалимский, где святой праведный Симеон произнес Ей пророческие слова, что Ей Самой оружие сердце пройдет, т. е. вся Ее жизнь будет исполнена глубочайшего крестоношения, глубочайшей скорби, глубочайших испытаний, но вместе с тем именно это путь, который приведет каждого человека верующего во Христа на Небо.

Мы с вами, дорогие братья и сестры, об этом очень часто говорим и стараемся своими поступками этому следовать, свидетельствуя о том, что жизнь христианина – это подвиг крестоношения. Пусть не пугает нас то, что в нашей жизни много всевозможного рода испытаний, скорбей и невзгод, это крест, без которого невозможно достичь вечной жизни и Царствия Небесного. Поэтому сегодня, взирая на Крест, возлежащий посреде храма, будем знать, что этот Крест является своего рода ключом, отверзающим нам врата Царствия Небесного, отверзающим нам вечную жизнь и радость с Господом. Что есть наши маловременные, земные, жизненные страдания и скорби, они все весьма скоро и скоро преходящи, а вот то, что ожидает нас за гробом, за таинственной чертой, именуемой смертью, это то, что уже будет дано человеку в вечное наследие. Поэтому не будем страшиться земных временных и скоропреходящих невзгод и печалей, потому что они как дым рассеиваются, как трава, которая утром цветет, а к вечеру засыхает, вот что есть наша земная жизнь и все жизненные невзгоды и испытания, которые ее наполняют.

Поэтому Богу содействующу, будем претерпевать все то, чем Господь посещает нас в нашей жизни, взирая на Подвигоположника нашего спасения, на Господа нашего Иисуса Христа, днесь нашему взору возлежащего сим Честным Крестом посреде храма. Будем взирать на подвиг земной жизни Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, сердце Которой поистине оружие скорбей, болезней и невзгод пронзило и пронзало в течение всей Ее земной жизни, но Она будучи Рабой Господней, всё принимала со смирением, с благодарностью и безмолвно, и безропотно. Посему, дорогие братья и сестры, мы, взирая на эти дивные примеры, будем стремиться к тому, чтобы и в нашей жизни все то, чем нас Господь посещает принимать и претерпевать с благодарностью, без ропота, без отчаяния, без уныния, зная, что этими скорбями нам надлежит войти в Царство Небесное.

Мне хотелось бы привести один замечательный пример. Некоторое время мы с вами не виделись в храме, я имел благодатную возможность побывать в Греции. Я попал туда во время Успенского поста, так как православные греки живут по новому календарю. Я сейчас не буду пояснять — почему? Просто у нас еще пост не начался, а у них я увидел замечательную особенность, свойственную Успенскому посту. Каждый вечер во всех греческих храмах в течение всех этих двух недель совершается пение канона Пресвятой Богородице. Мы с вами знаем этот канон, он размещен в каждом молитвослове. В храме после короткой Вечерни все собираются, и весь народ поет канон Божией Матери. Меня так это умилило, и так это было трогательно. Мне посчастливилось побывать на нескольких канонах, конечно я только сердцем внимал происходящему, для того, чтобы внимать не только сердцем, но и умом нужно знать язык, нужно владеть им и так далее, но все равно очень удивительное, умилительное и трогательно ощущение оставляет такая традиция и особенность. У каждого в руках книжечка, молитвослов и все поют канон Божией Матери. У нас в Лавре в пятницу тоже совершается пение именно этого канона, а там каждый день, каждый вечер Успенского поста.

Ради чего я это вспомнил? Мне подумалось, как было бы хорошо и нам совершать такое молитвословие. Ведь, если Великий пост отличается и поклонами и каким-то совершенно иным строем богослужебным, то другие посты в нашей традиции внешне ничем не отличаются в богослужении. И не поймешь, по крайней мере, богослужебным строем,  идет время поста или мы вне оного. Так вот, если у кого есть желание, если есть у кого усердие потрудиться Царице Небесной, можно было бы во время этого поста включить в свое ежедневное молитвенное правило канон молебный Пресвятой Богородице, ради Ее честного Успения. Это не послушание, это не какая-то обязанность, это, как говорится, просто мысли вслух. Я подумал, с кем же мне поделиться желанием в течение этого времени почитать молебный канон. Думаю, поделюсь с вами, кто-нибудь может быть откликнется и захочет вместе, в том числе и со мной, почитать этот канон, келейно, дома, в любом месте. Мне кажется это будет очень хорошим приобретением для грядущего праздника Успения Пресвятой Богородицы, это будет сокровищем для сердца, для души, и вместе с тем это будет особая похвала, особое поклонение Царице Небесной. Поэтому вот я вам предлагаю вместе потрудиться таким образом в каждый день этого коротенького, очень быстро, моментально пролетающего Успенского поста ради Царицы Небесной.

Всех вас поздравляю с праздниками, которые были наименованы, а быть может, некоторые из них были и не названы, поскольку в этот день празднуются и иные святые угодники Божии. Но дай Бог, чтобы самая главная мысль сегодняшнего воскресного дня, которая сегодня внешне нашему взору, дорогие братья и сестры, предлежит в сем храме, Крест Честный, был бы сердцевиной нашей жизни. Будем  всегда твердо и несомненно следовать заповедям Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа, примеру жизни Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии и дивным примерам памяти святых угодников Божиих, которых мы чтим и прославляем, приемля всяческие жизненные испытания и невзгоды не только без ропота и какого-то уныния и отчаяния, а напротив того, принимать их с благодарностью, с радостью, твердо и несомненно зная и памятуя слова нашего Спасителя, Который говорит нам, что «в мире сем скорбны будете, но мужайтесь – Я победил мир». Христос победитель мира, и если мы со Христом, то через веру в Него и то дивное знамение Его победы над смертью и мы будем победителями любых скорбей, любых невзгод и любых жизненных испытаний.

Всех вас поздравляю с праздником, храни вас Господь и Царица Небесная и пусть милость Божия всегда покрывает нас и в течение наступившего Успенского поста и во все дни нашей жизни. По обычаю сегодняшнего дня Крест возлежит посреде храма, поэтому мы вместо традиционного целования Креста из рук священника, лобызаем его, поклоняясь оному Древу Крестному, возлежащему посреде храма. Аминь.