О богатом юноше

И если человек эти слова, то, к чему Он призывает, исполняет, то он, действительно, получает обещанное, т. е. спасение. Господь говорит ему: «То, что написано в Законе, то и исполняй: не убивай, не прелюбодействуй, не кради, не лжесвидетельствуй и люби ближнего своего» (см. Мф. 19, 18-19). На это человек как бы возражает Христу и говорит: «Это всё я исполнил от юности моей! Что мне ещё не достаёт?» И тогда на это Господь говорит ему такие слова: «Если хочешь быть совершенным, то пойди, продай своё имение и иди вслед за Мной» (см.: Мф. 19, 20-21). И после этих слов, говорит нам Священное Писание, юноша с огорчением отходит от Христа. И тогда уже апостолы обращаются к Господу с недоуменным вопросом: если не может спастись он, богач, то тогда кто может спастись? И на это Христос отвечает, что богатому очень сложно войти в Царство Небесное. Гораздо удобнее пройти сквозь игольные уши верблюду. Но то, что невозможно человеку, возможно Богу (см.: Мф. 19, 22-26).

Пожалуй, последние слова, сказанные Господом, являются самыми важными. Никогда, ни на мгновение нельзя забывать, что спасение, которое каждый из нас старается получить и заработать, как мы говорим, сподобиться, не может быть добыто человеком самостоятельно. Это исключительно дар Божий. Человеку невозможно спастись, что бы нам подчас ни казалось и ни хотелось. Но то, что сегодня нам раскрывает евангельский отрывок, в определённом смысле подсказывает ошибку, в которую постоянно впадает человек. Неслучайно Священное Писание противопоставляет такие два понятия, как Бог и богатство. Хотя, конечно, богатство образуется от слова Бог, корнем этого слова является —бог-. Но эти слова противопоставлены. И если человек не имеет Бога и не служит истинному Богу, то можно с уверенностью сказать, что он служит какому-то богатству. Какое это богатство, это уже вопрос другой. Это может быть, действительно, материальное богатство, о котором повествует, по всей вероятности, сегодняшнее Евангелие. Это может быть богатство душевное, которым часто бывает богат человек как некими талантами: определённые способности или возможности, или положение – и так далее. Но, пожалуй, самым страшным является ложное духовное богатство, которое создаёт для себя человек. И в нашей жизни очень часто случается так, что, не до конца вникнув в учение о спасении, какое оно (а раскрывается оно нам в Священном Писании, и в первую очередь в Четвероевангелии), человек, имеющий определённое мироощущение и мировосприятие, под напором своих собственных склонностей, обстоятельств, страстей, грехов, как ему кажется, объективно, а на самом деле, очень субъективно, формирует для себя определённое (под себя!) учение о спасении, которое, как ему кажется, именно то, что его бы устроило там, в пакибытии; да и здесь, в этой жизни, можно было бы спокойно, в сознании того, что я осуществляю это, придуманное мной спасение, жить. Как только человек это для себя вырабатывает, он создаёт для себя богатство и начинает на него уповать и думать, что он спасается. И, пожалуй, это и есть самое страшное, что может быть в жизни верующего человека. На языке святых отцов это называется прелесть. Человеку кажется, что он спасается, а на самом деле, он всё больше и дальше отходит от Господа. И поэтому, если мы говорим о таких вещах, то, естественно, встаёт вопрос так же, как у апостолов: как же тогда быть?Но ответ здесь достаточно прост: более внимательно вникать в учение о спасении, которое предлагает нам Святая Церковь. Какое учение она нам предлагает?

Мы тоже можем ведь поставить и этот вопрос и ответить на него очень многообразно, по-разному. Но есть определённые места в Священном Писании, в Евангелии, которые иногда очень смущают нас. На слух они нам, можно сказать, являются практически непонятными, но, с другой стороны, ясно, что они сказаны непосредственно для того, чтобы мы имели правильное мироощущение в деле своего спасения. Как пример можно привести, кажется, из 17-й главы Евангелия от Луки притчу, которую приводит Христос. А притча примерно такая: «Кто из вас, имеющий раба пашущего или пасущего, когда тот придет с поля, скажет ему: садись за стол и ешь. Не скажет ли он ему: препоясавшись, приготовь мне ужин и служи мне, пока я буду есть и пить, а после этого поешь и ты. И скажет ли, — спрашивает Господь, — господин тому рабу после всего того, что он сделает, что он хорошо поступил, похвалит ли его? Не думаю. — Точно так же и вы всё, что ни сделаете из повеленного вам, говорите всегда: «Мы рабы неключимые, и всё, что должны были сотворить, сотворили»» (см.: Лк. 17,  7-10). О чём же эти слова? Эти слова как раз о том, что мы очень часто начинаем уповать, по крайней мере, на осознание того, что мы что-то делаем. Приходит человек на исповедь или подходит ко Святому Причастию и уже, можно сказать, горд собой. Где-то в глубинах его души — видно — лелеется, теплется мысль, счастье о том, что он пришёл к участию в этом Таинстве. Но мысль-то ложная. Он горд сознанием того, что осчастливил Бога в силу того, что пришёл поисповедоваться или причаститься, или вообще в храм пришёл. А Господь говорит: «Всё, что ни сделаете, говорите: «Мы рабы неключимые» (см.: Лк. 17, 10). А что значит, неключимые? Ни к чему не способные и ничего не умеющие. Да ещё и всё, что сделали, должны были сделать, именно должны.  И вот когда богатый юноша подходит ко Христу, и всё это вдруг открывается перед ним, то оказывается, что юноша совсем другое хотел услышать от Него! Он хотел, по всей вероятности, услышать от Христа слова о том, что он уже, наверное, одной ногой в Царствии Божием! Он такой молодец и такой хороший, что от своего богатства, может быть, кормит бедных, может быть, принимает и призирает несчастных, больных; что он уже достоин того, чтобы спастись и быть спасённым. А оказывается, совсем нет!Почему апостолы начинают недоумевать? Ведь можно сказать, в плоть и кровь нашу входит ложное ощущение того, что, если человек счастлив на земле, если нет у него никаких проблем, то это значит, что, скорее всего, он благословлён для этой жизни Богом. А тот, кто бедствует, тот, кто несчастен, тот, кто претерпевает самые различные превратности здесь, он Богом не благословлён, а проклят, получается так. И человек начинает этой меркой мерить, как ему жить и как поступать.

Но на самом-то деле часто оказывается ведь совсем по-другому. И то богатство, которое создаёт, собирает для себя человек (скажем опять же — не богатство материальное, и в первую очередь, наверное, не материальное, а какое-то другое), уводит человека от Бога и от спасения.Когда одного подвижника благочестия спросили о том, что такое Православие и для чего оно дано человеку, то он сказал такие слова: многие хвалятся Православием, а оно не для того, чтобы им хвалиться, а для того, чтобы стыдиться себя в нём.И вот, пожалуй, это как раз тот самый ответ на наши вопросы, которые мы постоянно задаём Христу. Ведь так устроен человек, если он нормальный и здравомыслящий, что он не может не задавать этот вопрос постоянно Богу: Что мне сделать, чтобы живот вечный наследовать? (Лк. 10, 25; также: Мф. 19, 16). И Господь постоянно отвечает. Но мы постоянно не слышим этот ответ на вопрос!Господь говорит: Невозможное человекам возможно Богу (Лк. 18, 27; см. также Мф. 19, 26). Господь говорит: Блаженны нищие духом, яко тех есть Царство Небесное (Мф. 5, 3). И в этом смысле становится понятным, что такое духовная нищета. Это осознание того, что я абсолютно ничего не могу сделать сам для своего спасения. Всё то, что я могу сделать – это отрешиться от своей собственной самости, положиться на волю Божию, уповая на то, что Он будет мне постоянно помогать и призирать на меня в силу моего смирения; будет меня спасать. Если этого чувства нет, если есть другое чувство того, что я, что-то делая, зарабатываю себе спасение, то, можно сказать, это как раз упование на то богатство, из-за которого мы никогда не сможем спастись.Поэтому, дорогие братья и сестры, будем внимательны к себе и к своей жизни, ко всему тому, что нас окружает в ней. Но окружает часто не вовне, а именно в глубинах наших сердец и наших умов. Будем смотреть, нет ли у нас такого особого пристрастия и упования на что-то, что не является Богом и не является учением о спасении. Если будет так, то тогда, наверное, во всей полноте и широте перед нами откроются слова Христа, что значит: Невозможное человекам возможно Богу. Тогда мы поймём, с одной стороны, как велико и блаженно спасение, а с другой стороны, как оно легко может быть приобретено. Мы смиряемся — и получаем от Бога этот великий дар. Аминь.