Работа священнослужителей в школах наукограда Фрязино ставит своей задачей выявление духовно-нравственных проблем и запросов, которые беспокоят современных школьников-подростков. Эти проблемы не являются большим секретом для педагогов, но часто являются подлинным открытием для родителей, мало вникающих во внутренний мир своих детей. Для нас важно, чтобы высказались сами ученики, проявили свое отношение к проблемам веры, совести, грехов, добродетелей, понимания своего места в мире, к смыслу жизни. Потому в школах уроки имеют своей целью заставить задуматься ребенка-подростка над этими важными смыслами и выразить свое к ним отношение посредством анонимных сочинений. Главной же стратегической целью проводимой работы является донесение живого мнения ребят до учителей и родителей и выявление простой истины: семья, школа, общество, современный мир, не способны адекватно ответить на духовные запросы ребенка. А эти запросы есть, и не какие-нибудь отвлеченные. Вот, на бумаге, их же собственные дети свидетельствуют об этом. Если на них не отвечает семья и школа, значит, ребенок будет искать ответы на улицах, в различных субкультурах и сектах, или вовсе перестанет думать об этом и будет деградировать как личность. Откровенные сочинения подростков меняют отношение и родителей и учителей к Церкви. Поневоле приходится признать, что Церковь может дать ответы на эти вопросы, и эти ответы должны звучать, в том числе и стенах светской школы. В прошлом году в четырех школах г. Фрязино мы проводили уроки в классах с 5-го по 11-й на тему: «Настоящая дружба», «Почитание родителей», «Грехи и добродетели». Прослушав урок священника, ребята следующие 45 минут писали анонимные сочинения на указанные темы урока, где мы просили их откровенно написать волнуют ли их эти темы, ищут ли они пути решения духовных вопросов, которые у них возникают, что они вообще думают о сказанном. Сочинения собирает священник в конверт при ребятах, с условием, что не покажет их преподавателям, чтобы те не могли определить по почерку личность написавшего. Это важное условие для того, чтобы ребята проявили откровенность. Общий анализ сочинений выносится потом на родительские собрания в каждой отдельной школе, доводится до сведений педагогов школ и в конце года обсуждается на специальном большом городском учительско-родительском собрании, посвященном теме духовно-нравственных запросов школьников. В прошлом году по теме «Грехи и добродетели» написали сочинения 160 школьников 10-11 классов в четырех школах. Почти все написали откровенно. Что выяснилось: 1. Вопросы грехов и добродетелей волнуют большинство школьников. 2. Эти вопросы они практически не обсуждают в семье, если с ними и говорят на религиозные темы или темы нравственной жизни, то — как правило бабушки. Почти никогда мамы и папы. 3. Эти вопросы не обсуждаются в школе, что такое грех и почему его нельзя делать. 4. Они не обсуждаются между самими ребятами, даже в среде близких друзей. Для многих возможность написать сочинение священнику явилось единственной возможностью высказаться на эту тему. Достаточно много ребят написало, что-то вроде исповедей. Большинство подростков видят свой главных грех в том, что не могут просить прощения у родителей, хотя хорошо понимают, что не правы. Проблемы с родителями, пожалуй, главное что мучает почти всех написавших. Друг друга любят, но совершенно не понимают и не находят общего языка. Нет доверительных отношений. Многие видят в себе лень и гордыню, не умеют мириться с друзьями, отчего их теряют. Немало ребят в общем написали что грешат, но не очень понимают почему это нельзя делать. Надеются разобраться в будущем. Сочинения ребят, которые стоят на позиции атеизма, в Бога не верят и считают что все можно, лишь бы другим не мешать, составляют пятую часть от написанного. Но эти сочинения производят на родителей еще более сильное впечатление. Многие понимают, что вовсе не рады, что их ребенок стал таким. Интересны сочинения по теме «Дружба». 5-6 классы. Почти все школьники написали, что дружба это когда друг мне что то дает: поможет в беде, выслушает, выручит, не предаст и т.д. Из около 200 сочинений единицы написали, что друг это тот, ради кого я готов что-то сделать. Отношение к дружбе исключительно потребительское; Сочинения достаточно ярко показывают, что у ребят сейчас все меньше и меньше возможностей друг с другом общаться в живую, вместе делать общие дела. Дружба виртуализируется и не дает возможность развивать в детях лучшие качества души. Как уже говорилось анализ сочинений и анкет заставляет всерьез задумываться родителей, приходит понимание, что они не знают душу ребенка, не дают им главного. Меняется отношение и к ОПК. Понимая, что их дети к старшим классам столкнутся с такими духовными проблемами, родители младших классов более склонны выбрать Основы Православной Культуры. Меняется в эту сторону и отношение школьных педагогов. В этом году мы работаем уже более организовано по той же схеме: Уроки; сочинения — обсуждение на родительских собраниях, работа с родителями; обсуждения с педагогами в школах – большое городское годовое учителско-родительское собрание с подведением итогов и выработкой конкретных предложений по духовно-нравственной работе в школах. В этом году мы занимаемся с 12 классами в 4 школах с 9,10 и 11 классами. Ниже привожу темы занятий этого года. Тема школьного сочинения, которое будет предметом обсуждения: В чем я вижу смысл моей жизни?» Уроками мы даем им пищу для размышлений на эту тему. Писать будут и те классы, с которыми мы работаем и те классы, в которыми мы не работаем. Будет интересно сравнить, как повлияла на всех эта работа. 1 четверть Тема: Кто такой человек Цель: дать правильное понимание человека (Вечное чело, образ и подобие Божие), человеческой личности 1. Что есть личность человека. Кто такой человек? Вводный урок. Для старших классов разбираем икону преподобного Андрея Рублева; Святая Троица. Три личности, ипостаси Бога, по образу и подобию которого сотворен человек. Богоподобие человека — ключ к пониманию себя и своего места в жизни. 2. Духовные и нравственные основы настоящей дружбы. Говорим о соприкосновении личностей, общих интересах, взаимном внутреннем обогащении. Противопоставляем этому эгоизм, желание приятно, но пусто провести время, «оттянуться». Что такое любовь? Тема о любви к ближнему, к людям, к Родине. Вершина человеческих отношений, и отношений человека с Богом. Любовь это всегда жертва, она отдает и не требует взамен. 3. Уважение к родителям, почитание старших, послушание родителям и наставникам. Обязательный путь развития личности в любой культуре и религии. Мы ничего не построим ни в своей душе, ни в материальном мире, если прервем связь поколений, если сочтем себя умнее и лучше. На этом же уроке затрагиваем тему благодарности. 4. Вред компьютерных игр и виртуального общения. Т. е. не развитие личности, а ее обкрадывание и деградация. Вообще о том, что разрушает человеческую личность. Страсти. Алкоголизм, наркомания, азартные игры, разврат и распущенность. 2 четверть. Тема: Человек и семья. Цель: Раскрыть возможности реализации личности через семью. Дать правильное понимание семьи, семейных ценностей, святости семейных отношений и важности традиций. Что есть семья. 1. Смысл брака и совместного воспитания детей. Сколько в семье должно быть детей? Роль мужчины и женщины в браке. Христианский взгляд. 2. Любовь и влюбленность между мужчиной и женщиной. Важность целомудрия и чистоты до брака и святость брачных отношений. Разрушительность сексуальной распущенности. 3. Что губит семью? Гордыня и ее проявления, ревность, эгоизм, неумение отдавать. Отдельный большой урок о гордости. 4. Страсти. Алкоголизм, наркомания, азартные игры, разврат и распущенность. Так же отдельный урок с яркими примерами. 3 четверть. Тема: Человек и общество . Цель: дать правильное понимание предназначения бытия человека в обществе(общество, община, соборность). Раскрыть возможность реализация личности через карьеру и общественное служение. 1. Какому делу посвятить жизнь? Творчество и ремесленничество. Созидание себя через первое и разрушение через второе. Какую работу предлагает современный мир молодежи. Какими нравственными критериями руководствоваться при выборе будущей профессии. Деньги и карьера или вдохновение и самореализация? Сомнительные занятия, обслуживать игорный и рекламный бизнес, работать в финансовых структурах, где применяются мошеннические схемы обогащения, рекламировать пороки, делать виртуальные деньги и т.д. 2. Чем работа отличается от службы? Преимущественно разговор о военном служении, а так же о служении врача, милиционера, пожарного. Тема патриотизма и готовности положить душу за ближних. 3. Чем политик отличается от государственного деятеля? Государственная и муниципальная служба, работа чиновников. Ответственность руководителя любого ранга перед людьми, Богом и историей. Благотворительность и дела милосердия. Разговор о милосердии в личной и общественной жизни. Как помочь нищим, сколько кому и как подать. Разговор об экологии и «спасении китов». Как относиться к правозащитным организациям. 4. Сребролюбие как грех, разрушающий бессмертную душу человека. Важная и большая тема применимо к судьбе как отдельного человека, так и всей страны. На параллельных уроках можно про Плюшкина на литературе поговорить и т.д. Тема: Церковь, Бог и человек . Цель: Представить взгляд на жизнь, как на Служение Богу и путь в Царствие Небесное! 1. Во славу Божию! Чем мы на земле прославляем Бога, а чем мы Его хулим. Разговор о том, зачем жить по заповедям Божиим. Христианская мотивация добрых дел, как возможности жить с Богом. Современные примеры, как известные люди, придя к вере, меняют жизнь, переосмысливают творчество, на иных началах организовывают свой труд. Обратные примеры всего добившихся знаменитостей, разочаровавшихся в жизни и сгубивших себя. 2. Исторические примеры Русской святости. Преподобный Сергий Радонежский и праведный Иоанн Кронштадский, два ярких примера святости в разные исторические эпохи России. 3. Священство и монашество. Путь всецелого отвержения себя и служения Богу и ближним. Современная ситуация в России, примеры святых людей, старцев, наших современников. 4. Размышления о исторических судьбах России. Каким мы хотим видеть будущее нашей страны, какую свою роль мы видим в будущем России?