Но именно так установила Христова Церковь, чтобы мы с вами дважды в год слышали именно об этом событии, которое произошло на берегу Генисаретского озера, вблизи недалеко двух друг от друга находящихся мест, имя одному из которых Гергесса, а другому – Гадара, поэтому один евангелист называет несчастных бесноватых — гадаринскими, а у другого евангелиста они именуются гергессинскими. Но от этого нисколько не изменяется смысл и содержание того, о чем идет в этих Евангелиях речь. Прежде всего, следует объяснить, почему Церковь вновь и вновь стучит в двери нашего сердца, назидая нас именно этим Евангельским событием.

Наверное, прежде всего потому, что власть врага рода человеческого, князя тьмы, человекоубийцы искони, отца лжи, диавола, настолько велика в этом мире, что люди нуждаются в том, чтобы постоянно помнить о той страшной опасности, которая окружает каждого из нас в нашей повседневной, обыденной жизни.

Апостол Павел увещевая всех христиан и говорит: блюдите, како опасно ходите. Апостол Петр же, собрат и сослужитель первоверховного Павла, говорит как бы в некое дополнение к сказанному: враг ваш, диавол, ходит подобно льву рыкающему, ища кого поглотити.

С нашей стороны, было бы крайним легкомыслием недооценивать ту злобу и ненависть, каковую имеет враг рода человеческого по отношению ко всем нам. Прежде всего к Богу, безусловно. Однако не в его возможности и силах чем-либо повредить Творцу и Зиждителю и посему он избрал существо, созданное по образу и подобию своего Творца, с тем, чтобы его лишить самого главного – живого и вечного общения со своим Создателем.

У одного французского писателя, имя которого не заслуживает того, чтобы оно прозвучало с этого святого места, есть одна очень яркая и замечательная фраза, он однажды сказал так, что лучшей победой диавола, было то, что он сумел внушить людям, что его нет. Это, действительно, гениальная победа, потому что если человек не только недооценивает, а даже не верит в существование реального врага, врага беспощадного, умного, наделенного колоссальным, тысячелетиями набранным опытом, и даже опытом, восходящим к вневременному бытию, главной целью которого является уничтожение человека и лишение его вечной жизни. И при этом человек не только легкомысленно и легковерно относится к существованию этого врага, но и вовсе отрицает оное, то он заслуживает более чем горького сожаления о себе.

Представьте, если бы нам сегодня по радио сообщили о том, что воцарилось царство правды и справедливости, что все воры ликвидированы, арестованы, и не существуют в принципе, и поэтому нам предлагается этой вещающей программой выбросить дверные замки, не запирать более ни на какие запоры свои квартиры и дома, так как в этом нет более никакой надобности. И вот мы по глупости своей, по своему легковерию, выбросили свои ключи, замки и двери оставили нараспашку. Несложно догадаться, что будет с нашими домами квартирами завтра. Они будут ограблены в силу, прежде всего того, что мы с вами, легковерные, послушались какого-то глупого объявления, а враг, который никуда не делся, и воры, и хищники, которые вовсе никуда не исчезли, они воспользовались нашим легковерием и нашим легкомыслием.

Так вот в духовной жизни происходит еще хуже, чем тот пример, который я позволил себе привести при всей его банальности. Мы, действительно, совершаем страшное преступление по отношению к самим себе, когда мы так бездумно и легкомысленно относимся к тому страшному, неумолимому, беспощадному, и, заметьте, неподкупному врагу. Врагу, с которым невозможно ни о чем договориться. Его невозможно подкупить, его невозможно умилостивить, потому что он в своих целях и в своих задачах и намерениях совершенно бескомпромиссен, неленостен, не небрежен, подобно нам с вами и поэтому он достигает своей цели, прежде всего тем, что пытается уверить нас в том, что его нет и что его не существует, что те или иные события, происходящие вокруг нас, наши страсти, наши сложившиеся жизненные привычки, похоти, это все не более чем продукт каких-то инстинктов, рефлексов и не более того. Размышляя на эту тему, мы пренебрегаем самым главным, что за всем этим стоит неумолимый и беспощадный, страшный враг. Сегодня в Евангельском повествовании мы слышали об этом враге и о том, во что он может превратить несчастного человека. Мы видели пример бесноватых людей, гадаринских бесноватых, которые были одержимыми нечистыми духами. Вспомните, как Господь вопрошает одного из них, спрашивая о том, как ему имя, на что тот отвечает, не столько даже он, этот несчастный, истерзанный и измученными падшими духами человек, сколько дух, гнездящийся в нем, говорит: имя нам легион. Легион – это колоссальное численное количество. В римской империи легионами, как известно, назывались воинские формирования, количество воинов в которых исчислялось по-разному, от двух до, примерно, шести тысяч человек. Так вот: имя нам,- говорит этот несчастный бесноватый, – легион. Вот сколько бесов вошло и возгнездилось в сердце этого несчастного человека, умученного, истерзанного. Как мы с вами слышали сегодня в Евангелии, этих одержимых нечистыми духами людей пытались связывать, увещевать, каким-то образом влиять на них состраданием, любовью, но все это было бессмысленно и бесполезно, потому что все узы, узы человеческих отношений, любви, сострадания, терпения, все они беспощадно разрывались. Эти несчастные люди, которые, быть может, даже и не жили вместе — это просто некое размышление, а встретились уже потом в этом уединенном, безлюдном, безжизненном месте, они разрывали человеческие отношения напрочь, когда их пытались каким-то образом окружить вниманием и заботой, и они бежали прочь. Они не давали покоя обыкновенным людям, обывателям, жителям, тогда их пытались связывать.. Их связывали веревками, мало того, их даже сковывали цепями и кандалами, но такая жуткая сила, совершенно ни с чем не сравнимая, разрывала и эти железные оковы, которые невозможно было даже представить, что они могли бы поддаться человеческим усилиям, потому за всем этим стоят вовсе не человеческие силы, а совершенно иные – бесовские. И вот мы видим, какую власть имеет диавол над человеком, когда даже узы не способны связать человека, мало того, человек мучил других, но в еще более превосходной степени он страдал и мучился сам, потому как человек, одержимый нечистыми духами, страстями, беззакониями, он в первую очередь страдает сам. Каждый из нас может в той или иной мере обратить это к себе, так как мы все связаны по милости Божией не такими страшными одержимыми свойствами и качествами нечистых духов, но у каждого из нас есть свои дурные, скверные привычки, которые на первый взгляд кажутся нам безобидными, и никого не обижающими и не огорчающими, но если мы соглашаемся с той или иной страстью в нашей жизни, если мы примиряемся с нею, то она начинает терзать и мучить самого человека. Взять какого-нибудь курильщика или пьяницу, не в осуждение говорю, и это не повод для осуждения, а повод для глубокого переживания и сострадания, какие бы попытки этот несчастный, связанный своими страстями человек не предпринимал бы, все они бывают тщетными, я не говорю уже о каких-то других, более страшных и повергающих человека в рабское состояние страстях. Человек всем своим существом желал бы все это оставить.

Вы спросите несчастного пьяницу, который валяется где-нибудь под забором грязный, изгаженный, опоганенный, он, наверное, много отдал бы для того, чтобы не быть в этом состоянии, но своими собственными силами он ничего не может сделать, потому что связан по рукам и ногам этою страстью. Наверняка многие, и родственники, и близкие, и жена, и дети, и родители, пытались связывать его узами любви, какого-то сопереживания, сострадания, желания его вытянуть из этой пропасти, но все это разрывалось, и он бежал прочь, к тому, чтобы опять утолить свою страшную страсть.

Мы видим, и то, о чем мы с вами говорим — это не отвлеченная абстракция, это гораздо более к нам ближе, чем нам с вами кажется. Состояние одержимого страстью человека подобно тому, какое описано в примерах из фауны, когда кролик, оказываясь перед удавом, испытывает на себе некий гипнотизм этого змея, парализующего волю этого прыткого и быстрого животного. Он мог бы убежать, и никакие силы не могли бы его догнать, но он как бы парализован, скован страшным гипнотическим взглядом змеи. Казалось бы, бежать надо, а он не может, он даже пошевелиться не способен. То же самое происходит с лягушками, которыми питаются змеи, они парализуются гипнотическим взглядом ползучей твари, и вместо того, чтобы ускакать куда-нибудь, пока змея медленно приближается к своей жертве, жертва сама начинает двигаться навстречу своей неминуемой погибели. Это, действительно, пример, касающийся в какой-то степени каждого человека, который связан той или иной страстью.

Можно привести другой пример. Человек, потерпевший кораблекрушение и находящийся в глубине вод на каком-нибудь плоту, шлюпке, и уже пробывший в этом страшном состоянии несколько дней, а может быть недель, он жаждет, но воды нет. Тогда пытаясь утолить свою жажду, он пьет соленую морскую воду, которая, конечно-же, не способна утолить его жажду. Он пьет в надежде, что хотя бы на секунду избавится от этой страшной мучащей его жажды, но соленая вода еще больше раздражает его, еще больше заставляет испытывать страшную жажду. Вот такое же состояние человека, который пытается утолять свои страсти, ему кажется, что вот сейчас я сделаю это и потом, может быть, я уже не буду этого делать, я вот только лишь сейчас, чуть-чуть, немного. И ничего не происходит, кроме того, что он в еще большей степени попадается в эти страшные оковы греха, которые владеют им. За всем этим, как мы с вами говорим и знаем прекрасно по своему опыту, стоит не просто некая привычка, некий инстинкт или рефлекс, повторяю, а стоит, прежде всего, тот неумолимый и грозный, страшный враг рода человеческого, человекоубийца, как называет его Господь, отец лжи и всякой неправды — диавол.

Как возможно победить его, как возможно его одолеть? Мы видим с вами удивительные примеры того, как Господь дает нам силы и средства к тому, чтобы враг не имел над нами власти. Как рассуждает по подобному поводу святитель Иоанн Златоуст, не нужно бояться диавола, не нужно бояться темных сил, потому что они сделают с нами не более того, чем мы им позволим.

Нам надо бояться одного, бояться греха. Ни скорбей, ни невзгод, ни болезней, ни лишений, они не заслуживают того, чтобы их боялись, говорит великий святитель, потому что все мы христиане и мы с вами странники, мы в пути. Разве путник обременяет себя какими-то куплями житейскими.

Представьте, если человек странствует, путешествует и путь его долог, разве будет он во время этого путешествия покупать себе какие-то дорогие вещи, предметы, обременяющие его продвижение и путешествие. Они будут все более и более его отягощать. Так вот мы с вами странники, мы путешественники, мы путники, и цель нашего странствия — Царствие Небесное, вечная жизнь. Так вот мы, — продолжает свою мысль святитель Иоанн Златоуст,- мы не должны бояться того, что встречает нас на этом пути, а должны боятся лишь одного, этого страшного разбойника, греха. Потому что этот враг, это зло способно нас лишить той цели, к которой мы с вами движемся. Все другое, все прочее, говорит он, наоборот, спопешествует тому, чтобы достичь вечной радости в Боге: и скорби, и болезни, и невзгоды.

Вы помните, в прошлое воскресение мы говорили о том, что милосердие и сострадание выше девства, потому что оно возвышает человека и соделывает его присным Богу, но вот сегодня, в контексте того, о чем мы с вами слышали в Евангелии, и о чем мы с вами сейчас заговорили, есть нечто, что выше и милосердия, и сострадания — это терпение, благодарное терпение скорбей, которыми Господь нас посещает.

Человек, который благодарит Бога за невзгоды, скорби и болезни, уподобляется высокому утесу, по мысли того же святителя Иоанна Златоустого. Утесу, о который бьются волны штормовые, но чем выше, крепче и прочнее этот утес, тем более жалкая участь у всех этих обуреваний и всех этих штормовых волн. Чем выше утес, тем в большие дребезги разбивается волна, которая бьет об этот камень, превращаясь в пену. Вот так же и христианин, если он с благодарностью Богу терпит все жизненные испытания и невзгоды, то он разбивает в ничто козни врага рода человеческого.

Повторяя вновь слова святителя Иоанна Златоуста, что я делаю с особенным чувством благоговения и радости, — спросите себя,- говорил он,- когда многострадальный Иов прославился от Бога? Не тогда, когда он был милосердным и сострадательным человеком, а он, действительно был таковым, но это было чем-то совершенно естественным для него, а тогда, когда он принял с благодарностью Богу все те страшные и совершенно неизреченные скорби, которые даже трудно сопоставить с нашими жалкими переживаниями по тому или иному жизненному поводу. Именно тогда Бог его прославил. Враг бежал от него, когда Иов, потеряв все, и богатство, и имение, и, самое дорогое, детей своих, погибших в одночасье под крышей дома, на который обрушился ураган. После всего быв пораженным от главы до пят страшной проказой и даже когда жена его, казалось бы, самый родной его человек, говорила ему: и ты до сих пор остаешься верным Богу, ты похули Бога, пускай Он тебе смерть пошлет, чтобы тебе не терпеть всего этого ужаса, тебе легче будет, потому что смерть это освобождение. Он ей сказал: безумная, неужели доброе будем от Бога принимать, а злое принимать не будем, Бог дал, Бог и взял, пусть имя Господне будет благословенно отныне и до века.

Вот оттуда берутся эти слова «Бог дал, Бог и взял», от Иова, его устами вселенная научилась, как должно благодарить даже за самые крайние скорби и невзгоды Бога и Творца, и вот тогда он был прославлен.

Быть может терпение скорбей и невзгод с благодарностью, не со скрежетом зубов, не с ропотом и негодованием, и с проклятием всех и вся, в том числе и Бога, а с благодарностью, говоря, Господи, ведаю и знаю что без Твоей воли волос единый не упадет с головы человеческой, кольми паче другие какие-то жизненные потрясения и невзгоды, Бог дал, Бог и взял, пусть имя Господне будет благословенно, все это есть тот единственный путь, посланный мне Богом и способный вопреки моим грехам, вопреки моему нерадению и моей беспечности привести меня в вечную жизнь, к вечному спасению.

И поэтому христианин, который благодарит за скорби, он тем самым побеждает того неумолимого, беспощадного, страшного, неподкупного врага, о котором мы сегодня с вами слышали в Евангелии. Он заставляет его бежать прочь от себя и ничего общего с собою не иметь в сердце этого человека.

Посему, дорогие братья и сестры, какие бы жизненные испытания не выпадали на долю каждого из нас, а они выпадают порой преизобильно, как нам кажется, и нет уже сил их нести, будем все это с благодушием претерпевать, взирая прежде всего на подвигоположника нашего спасения Господа и Спасителя Иисуса Христа, потому что Господь нам первый являет тот дивный пример, как должно нести свой крест.

Будем взирать на подвиги тех святых угодников Божиих, которые будучи в клевете, в несправедливости, в поношениях, в невзгодах, в гонениях, в мучениях претерпевали все это ради Христа, ради Господа с одной лишь целью, чтобы достичь того, о чем апостол Павел говорит всем нам, и мы говорим с вами об этом неустанно, о том, что око не видело, и ухо не слышало, и на сердце человеку не приходило, что Бог приготовил любящим Его.

Дабы достичь этого вожделенного Царства Небесного и нетленных венцов от Бога поспешим благодарить Бога за невзгоды и жизненные испытания Богом нам ниспосылаемые, через это побеждая врага рода человеческого и увенчиваясь обетованием наследия Царствия Небесного, где подобает всякая слава и честь и поклонение Богу Единому в Троице славимому и поклоняемому Безначальному Отцу со Единородным Его Сыном и Всесвятым и Благим и Животворящим Его Духом днесь и присно, и во веки веков. Аминь.