Нет, мы отнюдь не отрицаем Бога, мы говорим о том, что всех нас ожидает кончина, и мы все прекрасно знаем и понимаем, что с каждым промелькнувшим днем этой жизни, нам Богом прещедро отмеренной, остается всё меньше и меньше. И вместе с тем, всё это осознавая, отдавая себе в этом трезвый и твердый отчет, мы всё-таки живем земными интересами, живем тем, что прилепляемся к земному, вещественному, скоропреходящему, живем так, как будто вечности не существует, и самый главный смысл своего человеческого существования видим в достижении земного и тленного. Как бы это банально и привычно не звучало, но, к сожалению, это так. Сегодняшнее Евангельское повествование пусть кратко, всего в нескольких строчках, но вполне ярко и красочно рассказывает, собственно говоря, о судьбе каждого из нас.

Одному человеку, повествует сегодняшнее Евангельское благовестие, угобзися нива, т. е. выдался необыкновенный урожай. Человек и без того-то был состоятельным и без того не бедным, а здесь еще так повезло, такой урожай. По крайней мере, в тот исторический период благосостояние человека измерялось урожаем, и это было самое главное достояние и богатство. Сейчас уже иные, смещенные ценности и представления о богатстве и благополучии. А тогда было именно так. Необыкновенный, невиданный выпал урожай ему, и этот человек озадачился чрезвычайно трудной для него проблемой: что ему делать, как ему всё это сберечь, в каких амбарах и житницах всё это спрятать? И тогда его осеняет гениальное решение, он говорит сам себе: Все мои прежние вместилища, которые вмещали мое прежнее богатство, я разрушу и разломаю, ибо они не способны вместить моего теперешнего преумножившегося богатства, и сделаю гораздо более вместимые сокровищницы. И когда я всыплю в них всё свое богатство, вот тогда-то я, наконец, смогу отдохнуть и смогу сказать себе: Ну что ж, душа, на многие годы у тебя богатства, ешь, пей, веселись, ни о чём не думай, ибо богатства столько, что его хватит не только тебе, но и твоим внукам. И вот когда он так праздно размышлял и торжествовал над своими прожектами и будущим своим, казалось бы, приблизившимся к нему благополучием и благоденствием, и постоянной праздностью, вот тогда Господь ему говорит: Безумец, в эту ночь душу твою отнимут у тебя, кому всё это ты оставишь? И заключая сегодняшнее Евангельское повествование, Господь говорит: Так будет со всяким, кто не в Бога богатеет.

Удивительная притча, и удивительное завершение ее. Мы видим с вами, дорогие мои, насколько близок, насколько молниеносен смертный час для каждого человека. Ни один из нас не знает премудростью Божией, когда этот час для нас пробьет, Господь сокрыл это, и никто не знает, когда он предстанет пред своим Создателем. В этом кроется удивительная глубина, удивительная премудрость Божия, чтобы человек всегда, присно был на страже того, что в любой момент Господь может призвать его к Себе.

Мы знаем таких примеров необыкновенное множество, когда человек живет с какими-то своими планами, намерениями, жизненными целями и т. д., и всё это обрывается каким-то нелепым, досадным, случайным, как кому-то кажется, событием. Вот, скажем, тромб оторвался. Жил здоровый, сильный человек, и вдруг такая напасть, чего ради он оторвался, этот тромб? И всё – этой жизни, этого здорового, сильного, строящего жизненные планы человека уже нет. Безумец, – говорит Господь, – сегодня твою душу отымут от тебя, кому ты всё это оставишь?

Как-то однажды я поломал ногу, бежал на службу вечернюю, споткнулся, поскользнулся зимой и поломал ногу. Столько было дел, столько нужно было успеть, одно, другое, третье… Тут же дела закончились, прекратились, ничего уже не надо, кроме того, что с тобою произошло. Это еще милость Божия, что можно вовремя остановиться.

Я однажды причащал женщину, которая была лишена возможности передвигаться, я может уже рассказывал, меня это так впечатлило, что до сих пор это помню, хоть много лет прошло, как я был в доме у этой женщины, уже, наверное, покойной, она тогда уже была пожилая. Так вот она мне говорит: Вы знаете, батюшка, я благодарю Бога — я всю жизнь свою торопилась, всегда спешила, всегда не успевала, у меня столько было дел, у меня не было времени ходить в Церковь, хотя мама меня воспитывала в вере в Бога, приучала к Церкви, в детстве я ходила в храм, а потом суета, семья, работа, дети, внуки, хозяйство и прочие заботы. Умом понимала, что надо пойти, помолиться, исповедоваться, поговеть, причаститься, но времени нет, как мы часто говорим. Так я благодарю Бога, что меня Господь остановил, усадил в это кресло, я уже никуда не тороплюсь, никуда бежать не надо, и даже если бы надо было, я просто физически этого сделать не могу; теперь у меня есть время и утренние, и вечерние молитвы не спеша почитать, и Псалтирь святую почитать, и Евангелие почитать, и о Боге подумать, и о грехах своих поразмыслить. Понимаете, как Господь вовремя каждого из нас останавливает.

Но горе тому, чья жизнь обрывается так внезапно, что он даже не успел подумать, зачем он эту жизнь-то прожил. Всё это мы как-то откладываем на потом, мол, я еще успею о главном подумать, у меня еще много времени. Это такая диавольская уловка, обман, и мы попадаемся на него, и говорим, да, конечно я еще успею самое главное в своей жизни сделать. Ничего мы в своей жизни не успеем сделать. Некоторые говорят: пойду на пенсию, тогда и пойду в Церковь. Никуда ты ходить не будешь, даже пойдя на пенсию, потому что у тебя тут же вылезет множество болячек, которые станут препятствием между тобою и Церковью, тебе внуков на шею посадят, и никуда ты не пойдешь. Если ты сейчас не идешь, то и в старости тем более, никуда ходить не будешь.

Поэтому когда мы слышим зов к каждому из нас обращенный, мы должны все свои дела, как бы это категорично не прозвучало, оставлять и забывать обо всём, потому что всё это не имеет, по крайней мере для вечности, никакого значения. Помогать детям, внукам нужно, и мы обязаны, но нельзя этим подменять самое главное, как говорят: да куда ты идешь, да зачем ты постишься? Начинают всякие глупости говорить: у тебя болезни, – говорят доброхотные дочери, которым не хочется для мамы постящейся готовить отдельно, – да что ты себя истязаешь, ваша Церковь вас мучает. И нам кажется, что в этом заключается некая забота и попечение.

Самое главное попечение наше о наших детях, о наших внуках, о наших близких, о нашей собственной жизни заключается в том, чтобы спастись для вечности. Если мы потеряем это драгоценное время, которое Господь нам отмерил, именуемое человеческой жизнью, то ничем мы не способны будем ее восполнить. Многие говорят и очень часто мы слышим, дескать, один раз живем, и от жизни нужно брать всё. Это, правда – первая часть фразы истина, в том смысле, что мы один раз живем, и второй жизни уже нам дано не будет. В каком-то советском фильме одним отрицательным персонажем, по-христиански очень правильно было сказано: жил так, как будто на черновик жизнь писал, думая, что еще успею набело переписать. Ан нет,  ничего набело не перепишешь. Что сейчас в твоей жизни есть, то в твоей жизни и будет принято вечностью.

Для нас, конечно же, великая милость Божия – покаяние в своих грехах, но если человек живет земными пристрастиями, земными ценностями, только лишь о земном помышляет, то ему и времени-то нет подумать о небесном, как сегодняшнему безумному богачу. Неслучайно сегодняшний Евангельский отрывок так и называется «притча о безумном богаче». Безумен тот, кто без ума, кто живет только лишь временным суетным, скоропреходящим, но ему кажется, что это самая главная ценность в его жизни, и он разменивает на абсолютную ничтожность самое главное сокровище, которое Господь ему дает. Об этом очень много и долго можно говорить, и мы все прекрасно понимаем, насколько сегодняшние Евангельские глаголы, дорогие братья и сестры, имеют самое прямое отношение к нам, и они правдивы, они истинны, они неизбывны, потому что они касаются каждого из нас.

Но хотелось бы сказать сегодня еще и о том, на что уже обращалось внимание. Чем заканчивается сегодняшнее Евангельское повествование, Господь говорит: Так будет с каждым, кто не в Бога богатеет. Т.е. такая внезапная, бездарная, бессмысленная смерть, а ведь даже смерть должна быть наполнена пониманием и смыслом. Поэтому мы просим Бога, чтобы Господь именно такую осмысленную кончину нам даровал. Мы за каждым Богослужением не единожды произносим одни и те же слова: Христианския, безболезненныя, непостыдныя, мирныя кончины у Господа просим. Чтобы наша кончина была христианской, непостыдной, мирной, Богу угодной, и через эту добрую, христианскую, непостыдную кончину мы просим дать нам добрый ответ на Страшном Судище Христовом. Стяжание христианской кончины зависит от того, чтобы богатеть здесь на земле, этою земною жизнью, в Бога, Богом быть богатым – это самое главное, к чему призывается каждый из нас.

Что означает богатеть в Бога? Это, прежде всего, жить по заповедям Божиим. Понимаю, что это звучит достаточно абстрактно, но есть какие-то конкретные житейские вещи, которые в наших силах исполнить и осуществить, чтобы быть богатым Богом. Самое простое, самое элементарное это то, чтобы ты делился тем, что тебе Господь дает, с теми, кто нуждается в твоей помощи. Об этом мы говорим очень часто, это, наверное, самое главное и самое действенное средство, чтобы богатеть в Бога. Блаженный Августин, комментируя сегодняшнее Евангельское повествование, в частности, именно эту строчку, говорит так: Дома вдовиц и рты голодных пусть для богатых станут их амбарами. Т. е. нужно помогать бедным, нищим людям, а мы говорим: а сегодня бедных и нищих людей нет, это люди, опустившиеся морально, это люди, которые скатились в силу своих страстей, дурных привычек, пьянства и прочего, к такому состоянию. Работали бы, вели бы человеческий образ жизни, с ними бы этого не произошло, поэтому подавать им не надо. Но Господь опровергает нашу лживую, фальшивую мораль, говоря в Евангелии, что Отец Небесный солнцем Своим светит и праведным, и грешным, дождь проливает на злых и на добрых. Т. е. Господь без различия на то, праведные мы или грешные, кормит нас и дает нам всё потребное для этой жизни.

Преподобный старец Паисий об этом и говорит, чтобы мы никогда не разделяли человека, заслуживающего милостыни или ее не заслуживающего. Я понимаю, что можно оспаривать то, о чём идет здесь речь, но вместе с тем, Господь нам всем говорит: Просящему у тебя дай. В этой Евангельской фразе нет каких-то оговорок, например «кроме тех, которые спились», «которые морально опустились», « которые тебе неприятны и несимпатичны». Ничего подобного не говорится в Евангелии, говорится просто и очень коротко: Просящему у тебя дай.

Помню, не единожды рассказывал про замечательного старца, духовника, у которого мне посчастливилось бывать, и он начал мне какой-то гостинец давать, а я говорю: да что вы, не надо. А он мне говорит: а что, грех?

Давайте мы применим этот самый вопрос к нашим главным поступкам – грех это или нет? Подать милостыню –  грех? А подать пьянице милостыню – грех? Нет, не грех. Так почему же мы не подаем? Потому что мы бываем лукавы и жестокосердны. Неслучайно последнее мытарство, двадцатое, которое мы все будем проходить, восходя по ступеням этой страшной лествицы, отвечая за всё содеянное, это мытарство жестокосердия. Понимаете, можно пройти другие мытарства, никого не осуждать, вести жизнь целомудренную, прочие добродетели иметь, но при этом быть жестокосердным. И при этом все твои добродетели будут бессмысленны, потому что, если мы не были сострадательны, то мы будем низринуты с этого последнего мытарства жестокосердия, за то, что проходили мимо, не замечая тех людей, которые в нас нуждались, тысячу раз оправдывая себя, что они этого не заслуживают.

Я уже не раз об этом говорил, если нам захочется классифицировать необъятное наследие святителя Иоанна Златоуста, то мы увидим с вами одну доминирующую идею во всех его творениях – это сострадание и милосердие. Он говорит, что немилосердный не войдет в Царствие Небесное. А когда он начинает полемизировать с оппонентами, которые ему возражали, подобно нам: да эти люди сами такими стали, почему я должен им подавать, а может они притворяются, а, может быть, они мошенники, а может быть воры…

Да это не наше дело, — говорит Златоуст, — об этом размышлять. Он даже более того говорит, что мы в этом и виноваты, что им приходиться притворяться и обманывать. Вы представляете, говорит Златоуст, до какого состояния мы довели человека, что он врет нам, он обманывает и мошенничает, чтобы выпросить подаяние. Не наше дело об этом задумываться, это его проблема, его забота, если он обманывает и изворачивается.

Я как священник, тем более настоятель, знаю, как по нескольку раз в день приходят люди, придумывая самые фантастические истории, рассказывающие истории, как они потеряли документы, как они отстали от поезда, как у них украли деньги, как они приехали на заработки, а им ничего не заплатили. Может быть, треть этих людей действительно говорит правду, но большая часть этих людей говорит неправду, это очевидно. Известный московский священник рассказывал, что он говорит к нему приходящим с подобными просьбами: ты что-нибудь интересное сочини, я тебе сто рублей дам, т.к. я уже устал слушать все эти избитые, бесконечно одни и те же истории. Это, конечно, шутка.

Но с другой стороны, не подавать нельзя. Мы заложники, понимаете, нам врут, нас обманывают, нас дурачками считают: пойдем к этим христианам, они наивные. А мы хотим быть наивными, и пусть мы останемся наивными.

Вы помните, как у покойного отца Наума, старца лаврского спросили: батюшка, а всем нищим подавать? Действительно, вопрос насущный, бывает, просят люди с перегаром: подай ради Христа… Так подавать или нет. А старец говорит: да подавай, а вдруг, не подав кому-нибудь, ты Христа пропустишь. Господь же говорит: это Я просил у вас, и если вы подали голодному, жаждущему, калеке, нищему, это вы Мне подали, если не подали – Мне не подали.

Так постараемся не пропустить Христа. Если мы начинаем судить, это уже другой вопрос. Старец Паисий говорит на этот счет так. Его спрашивают: Геронда, подавать мошеннику просящему, который обманывает, выдумывает какие-то истории, а он говорит: подавать. И продолжает: а разве мы не такие же мошенники, когда у Бога что-нибудь просим, мы-то ведь какие сами по себе, мы еще хуже, мы постоянно врем Богу, мы каемся, а потом то же самое делаем. Просим «подай Господи», а на что потом это употребляем? А нам Господь дает по Своей милости, мы этого не замечаем. Люди, которые в нас нуждаются, они ведь гораздо менее согрешают перед нами, нежели мы перед Богом. Это правда.

И это очень правильный, не скажу единственный, но верный путь для того, чтобы разбогатеть Богом.

Мне хотелось об этом давно сказать, но повода не было, да и сейчас повода нет, потому что это не совсем о том, о чём я только что говорил. Но мне это кажется тоже очень правильным направлением, чтобы сохранить в себе какую-то часть мира, а мир в твоем сердце – это есть Бог. Поэтому если мы богатеем миром, стараемся хранить этот мир в своем сердце, то мы и Богом богатеем, согласно сегодняшнему Евангельскому повествованию.

Существует достаточно распространенное мнение: вот я разгневался, я выскажу всё, что я думаю по этому поводу, и мне полегчает. И многие так и делают. И что, много мира после этого остается в сердце? Никакого мира не остается, поэтому гораздо важнее промолчать, гораздо важнее, стиснув зубы, заставить себя ничего не сказать, и тогда мир сохранится в твоем сердце. А если ты думаешь: вот я сейчас выскажу всю правду, выясню отношения — мира, как и не бывало в твоем сердце. Его и так там нет, а мы и последние его осколки разбазариваем, расточаем, теряем его.

Недавно замечательный батюшка, духовник, отец Валериан Кречетов, вел беседу и сказал о том, что значит хранить мир, не гневаться и не раздражаться. Мы все вспыльчивые, гневливые, чего там говорить, я сам хуже всех, и батюшка говорит: вот был я у отца Николая Гурьянова, – все знают старца, ныне покойного, на острове Залит, – и я ему говорю такую вещь, возбужденно возмущенно: Батюшка, представляете, что я прочитал о католиках, что они делают. Они берут переносные престолы и по пляжам ходят и служат Литургию, думая, что таким образом они как бы миссионерствуют, а на пляже там же голые, купаются все, а они бисер свиньям мечут. С великим негодованием это ему рассказал. А старец на это, сначала хотел было что-то горячо сказать, а потом, смирив себя, тихо сказал: да, неправильно делают. И мир не потерял. Казалось бы, очевидное зло, очевидное беззаконие, и как по-другому на него реагировать, кроме как не восстать, а тут человек дал правильную оценку этому явлению, но при этом сохранил в своем сердце мир. Вот так хранить мир в своем сердце, не давая возможности вырваться, пускай даже праведному гневу, это тоже есть в Бога богатеть. Но на этом я закончу сегодняшнее многословие свое, обращенное к вам.

Помолимся, чтобы Господь даровал нам всем богатение Богом, чтобы наше сердце богатело не земными приобретениями, поскольку они тлен суть, и здесь всё это останется и никто с собой ничего не унесет. И избави нас Господи от того страшного гласа Божия, обращенного к сегодняшнему евангельскому безумному богачу: Безумец, сегодня душу твою отнимут, кому всё это останется?

Поэтому всё, что у нас есть, постараемся оставить тем, кто в этом нуждается, а богатеть тем, что способно войти в Царство Небесное, нетленное, нематериальное, неземное. Только лишь наши добрые дела, наша вера, сострадание, и милосердие способны будут войти в вечную радость Господа и нас вместе с собою соделать причастниками вечной жизни во Христе Иисусе Господе нашем, Которому подобает всякая слава, честь и поклонение со Безначальным Его Отцем и Всесвятым, и Благим, и Животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.