Так вот, Господь в день субботний зашёл в синагогу для того, чтобы совершить молитву вместе со Своими учениками. Это училище благочестия было полно народу Божьего, и среди всего этого людского многообразия, была некая женщина, на которую смотреть без боли и сострадания было немыслимо и невозможно, ибо она была искарёжена, она была парализована. Есть такое страшное состояние у человека, когда человек парализован, он не способен полноценно жить так, как мы с вами. Эта женщина была скрючена, изуродована, она не способна была даже физически поднять взор к небу, и всё её существо было устремлено только лишь к земле, но именно она обрела то дивное сокровище в лице Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа.

Любое Евангельское слово, любая Евангельская строчка, тем более любой Евангельский сюжет или эпизод, наполнен такою удивительною многогранностью, что трудно даже что-либо из сказанного или прочитанного предпочесть для того, чтобы посвятить этому серьёзный и глубокий разговор. Так и сегодняшнее Евангельское повествование чрезвычайно многогранно. Мы уже упомянули о том, что женщина была искарёжена, но, однако же она в субботу, то есть в день молитвы для ветхозаветного человека, находилась в доме молитвы. Мы очень часто спекулируем своими немощами, своим нездоровьем и говорим о том, что я сегодня в Церковь не пойду, потому что я болен, у меня голова болит и прочее, и прочее. Мы видим этот удивительный пример, который является не основным в сегодняшнем повествовании, но думается, что и не случайным, ибо если эта женщина, предположим, сославшись на свою болезнь и немощь не пришла бы в это место молитвы, то она бы не увидела Господа, не встретилась бы со Христом, а следовательно, не получила бы исцеление.

Очень многому этот штрих сегодняшнего Евангельского повествования научает нас, дорогие братья и сестры. Среди людского многообразия именно её видит Господь, страждущую более, чем кто-либо, и Он исцеляет её от недуга, который тяготил её многие годы. Он возлагает на неё Свою Божественную десницу и говорит: женщина, освобождаешься ты от недуга своего. И она, эта искарёженная женщина, для многих безобразное существо, движимая некой неведомой, но всемогущей силой, вдруг распрямилась, когда не могла даже и помыслить об этом ранее. То есть Господь на глазах у всех исцелил эту женщину для того, чтобы и ей дать утешение и радость, а вместе с тем, чтобы всех присутствующих в этом месте вразумить тем, что Господь есть поистине Владыка всяческих.

Казалось бы, должна быть только лишь радость, ликование и глубокая сердечная благодарность у тех, кто был очевидцами этого необыкновенного на их глазах происшедшего чуда, но начальник синагоги, архисинагог по-славянски, начал роптать, негодовать, и будучи человеком трусливым, он не смог в глаза Господу об этом сказать. Как мы об этом всегда говорим, воспоминая это Евангельское повествование, существует такая мелочная, ничтожная черта в поведении того или иного человека, когда он боится в глаза кому-то что-то сказать и начинает пробуждать общественное мнение, чтобы люди возмутились вместе с ним, и он говорит: разве возможно такие дела творить в субботу, ибо суббота день священный.

Прошу прощения за повторения, поскольку говорю всегда об одном и том же, когда мы воспоминаем с вами это Евангельское повествование, но создаётся впечатление в сознании этого человека, что чудо – это такое обыденное явление, что пришёл в храм, помолился, вот тебе и чудо, вот и исцелился, был кривым, косым, кособоким и вдруг, надо же, ты распрямился, прозрел, исцелился и пошёл здоровым домой. Да, это чудо, которое выходит за границы человеческого разумения и понимания, но он именно так рассуждает, говоря: есть шесть дней, которые Бог предписал в них трудиться и работать, день седьмой, день Господний, не трожь его, в этот день ничего нельзя делать, даже чудо, как будто это обыденное действие.

И Господь, увидев это негодование, эту злобу и гнев со стороны начальника синагоги, того, кто людей должен учить закону Божьему, а вместо этого Он видит ропот и неблагодарность, Господь говорит ему прямо в глаза: Лицемер! – Он называет его именно так, обличает его, – неужели, каждый из вас, имея домашних животных, (животному не объяснишь, что сегодня нельзя работать, что день праздничный, святой, это существо ревёт у своих пустых яслей) не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла своего и не ведёт ли его на водопой, то разве эту женщину, – говорит Господь, – которую сатана связал и уже 18 лет держит в этом состоянии связанной, не надлежало ли мне развязать в день субботний?

Если мы бываем добрыми, гуманными, сердечными по отношению к бессловесной твари, то кольми паче тому, кто создан по образу и подобию Творца, не надлежало ли помочь в этот день? Этот фарисей естественно замолчал, ему нечего было отвечать, а народ прославил Господа, творящего столь дивные, чудесные благодеяния народу Своему.

Вот вкратце таков пересказ сегодняшнего Евангельского повествования. Повторяю, что о многом сегодня можно было бы говорить и многих граней сегодняшнего Евангельского благовестия коснуться. Одной мы уже с вами коснулись, говоря о том усердии этой больной женщины, которая несмотря на физические не просто трудности, а даже невозможности идти самостоятельно, всё же была в день Господень там, где подобало ей быть. Можно было сегодня говорить о том терпении, которые она несмотря ни на какие жизненные скорби и невзгоды, несла безропотно и всё своё упование возложила на Господа, но мне хотелось бы сказать о том, о чём всегда говорю в этот день, когда звучит это Евангельское повествование, о грехе, который в большей или в меньшей степени, но каждому из нас свойственен – о лицемерии.

Лицемерие – это лукавство, двоедушие, это неискренность, этому слову можно найти много синонимов, которые очень свойственны каждому из нас, к сожалению, когда мы выдаём внешнее за подлинное и настоящее. Лицемерие – это казаться, а не быть, лицемерие, это когда человек хочет казаться людям гораздо более благочестивым, более молитвенным, более целомудренным, более достойным и совершенным. Это может выражаться в разных проявлениях человеческой жизни, но, наверное, самой безобразной формой лицемерия является церковное лицемерие. Когда мы пытаемся показать себя подвижниками, молитвенниками, постниками, людьми благочестивыми и прочее, и это самое омерзительное из проявления лицемерия, когда внутри пусто, а быть может хуже, когда сердце полно всевозможными червяками и ядовитыми змеями, а внешне человек проявляет себя таким уж молитвенником, так уж крестится, так кланяется… Подмена эта, она прежде всего не столько влияет на окружающих людей, сколько убивает самого человека, потому что человек живёт фальшивой, надуманной жизнью, и это самое страшное состояние, от чего мы должны всячески беречь себя. Мы должны быть искренни в любых отношениях, прежде всего в отношениях с Господом и в отношениях с окружающими нас людьми.

Вы скажите, как мы можем быть неискренне с Господом, ведь мы знаем, что Господь сердцеведец, Господь ведает глубины нашего сердца. Очень банально, как мы можем быть по отношению к Нему неискренними. Вот священник стоит на исповеди и может часами выслушивать лицемерную исповедь того или иного человека, который говорит скрупулёзно о том, что он нарушил среду, съев ложку растительного масла, и как это повлияло на дальнейший ход его духовной жизни, и как это ослабило его молитву. То есть он может занимать чужое время самой настоящей ерундой, в то время, когда Господь именно это и обличает: горе вам, книжники, фарисеи и лицемеры, ибо вы отцеживаете комара, а поглощаете верблюда. При этом мы можем с вами сокрушаться, что в среду съели непозволительное, скажем, ложку растительного масла, но при этом своих ближних поедом едим, людей со света сводим, мужа, жену, детей своих терзаем, но при этом мы творим своё молитвенное правило. Всегда говорю: верующая жена в семье — слава Богу, милость Божия, хоть один верующий человек в доме. Но приходит такая мать с Литургии в воскресенье, и все прячутся, потому что она придёт, начнёт всех строить, как сейчас говорят, начнёт требовать, начнёт ко всем привязываться и всех учить правде жизни – мама из Церкви пришла. Да лучше бы она не ходила туда, если на то пошло.

Сегодняшнее Евангелие — оно очень сложное, в том смысле, что кажется, что, говоря об одном, ты оправдываешь другое, ничего подобного. Я хочу предостеречь от того, чему учат современные реформаторы-лицемеры, что и посты не нужны, и правила долгие не нужны, и долгие Богослужения не нужны. Это ещё большая ложь, мы не об этом говорим. Преподобный батюшка Серафим говорит, и мы знаем эти слова прекрасно, о том, что цель христианской жизни заключается в стяжании Всесвятого Божьего духа, и он продолжает, что пост, молитва, добрые дела, милостыня, это всё суть средства достижения главного – мира Христова в сердце. И если мы сводим смысл человеческого существования только к этим средствам, то бесцельно и бессмысленно это делание. Все внешние проявления нашего благочестия, говорят святые отцы, это золотые кирпичи, из которых можно соорудить либо храм Божий в своём сердце, либо темницу для своей собственной души.

Добрые дела, милостыня, пост и молитва, это то, что должно принести свой настоящий подлинный плод, как дерево зеленеет весной, но если оно будет просто зеленью прорастать, а никаких плодов от себя не давать, то оно просто лишь занимает землю и смысла в этом саждении никакого нет, оно должно быть плодоносящим. И христианин должен приносить плоды и молитвы, и поста, и милостыни, и добрых дел и прочего доброделания. Мир Христов, о котором мы просим, чтобы Господь нам его даровал, вот в этом заключается стяжание Всесвятаго Божьего духа, а всё необходимое для этого нам Бог прещедро дарует.

Сейчас мы переживаем с вами благословенные дни Рождественского поста, и сама наша жизнь устраивается так, что мы воздерживаемся от вкушения той или иной пищи, воздерживаемся, по крайней мере, стремимся и стараемся, чтобы избегать излишней рассеянности, блуждания своего ума, поэтому мы выключаем телевизор, стараемся не лазить по просторам интернета. Да, говорят: я телевизор не смотрю, но сейчас, в конце концов, молодые люди вообще телевизор не смотрят, сто лет он им нужен. Они живут в интернете, они полностью в нём погружены. Так вот сейчас время такое, чтобы отказаться от всего этого, не помрём, если мы с вами основные новости не узнаем, ну прочитали одну-две основных новостей и этого достаточно, а не так, что мы часами можем находиться в праздном развлечении. Прошу прощения за банальность и бесконечное повторение того, что мы жалуемся. что у нас времени нет, чтобы вечерние молитвы прочитать. При этом мы часами время губим в том же самом интернете, а молитвы вечерние, утренние прочитать некогда, вот так мы с вами заняты. Это тоже лицемерие, настоящее лицемерие и лукавство перед собою, перед своею собственною совестью, своими детьми, которые на нас смотрят и с нас пример берут.

Вот такой пример: едем мы с одним батюшкой в метро, народ теснится, сидит мама, молодая женщина, листает свой мобильный телефон, рядом колясочка, ребёночку, уверяю вас, не более полутора лет, у ребёночка такой же телефончик, ребёночек умело и знаючи нажимает кнопки, так же листает мультики, не понравился, другой, как весело, как это мило. Ничего милого здесь нет, это трагедия и катастрофа, национальная катастрофа, потому что ребёнок уже сейчас никому не нужен, маме интереснее быть в своём планшетике, а ребёнку в своём планшетике. Сейчас даже можно не шляться допоздна по улицам, прошу прощения, опять же повторяюсь, сейчас вся семья дома в сборе, но каждый по своим углам, у каждого свой планшетик, и каждый внутри него всем своим существом. Какие там молитвы, когда молиться, некогда молиться.

Вот это тоже лицемерие, дорогие мои, это очень страшное состояние, когда мы живём подменой. Нам кажется, что мы живём, это всё искусственная фальсификация жизни.

Такое же лицемерие (правда совсем не на эту тему) в том, что происходит сегодня в Киеве, лицемерие в том, чем занимается Константинополь сегодня, лицемерие страшное, чудовищное лицемерие, когда, прикрываясь канонами, законом Божиим, Евангелием ввергают народ в кровопролитную бойню — это страшное лицемерие. Просто каждому греху есть свой масштаб. Личный масштаб – меня, вас кого-то другого, а есть масштаб общественный, вселенский, в этом масштабе творится беззаконие и грех, но всё начинается с малого, с собственного лицемерия, со лжи самому себе, Богу, Церкви. А если можно себя, Господа обмануть, то потом можно кого угодно обмануть. Вот об этом сегодняшнее Евангельское повествование, Господь говорит в лице этого начальника синагоги «лицемер» каждому из нас, потому что в той или иной степени, к сожалению, мы грешим этим двуедушием, этим лукавством, этой неискренностью.

Поэтому, дорогие мои, будем стремиться к тому, чтобы искоренять из себя всякую ложь, всякую неправду. Всё это глубоко взаимосвязано, вот мы по пустякам обманываем друг друга, просто говорим какую-то ерунду, лишь бы вопросов не задавали. Нельзя по мелочам врать, нельзя! Эти вещи говорят трёхлетним деткам, обманывать папу, маму нельзя. Мы всё это сами говорили. Всё это банальные, элементарные вещи, прописные истины, и нам уже хотя бы с этого надо научиться не обманывать окружающих нас людей, даже в мелочах, тем более в мелочах, пустяках, зачем даже в этом погрешать. Будем и в малом верны. Господь говорит: кто верен в малом, того над большим поставлю. А если мы и в малом неверны, то, как нас над большим поставить? Мы и над большим с вами не сможем быть верны, поэтому с малого будем начинать. Каждый день нацеливать себя на то, чтобы не лгать, не обманывать, не лицемерить, не лукавить, говорить правду с любовью, – правда тоже бывает разной, её можно так сказать, что человека можно убить такой правдой, – с добром, с любовью, чтобы не повредить мира ближнего, рядом с тобой находящегося человека, и тогда в твоём сердце мир Христов будет всегда царствовать, к этому надо стремиться. Вот об этом хотел сегодня сказать. Аминь.