Мы об этом говорим очень часто, подчёркивая мысль о том, что обращаясь к какому бы то ни было подвижнику благочестия, к святому угоднику Божию, мы всегда несомненно просим его дерзновенного молитвенного ходатайства, говоря: моли Бога о нас. К Матери Божией мы обращаемся более дерзновенно, мы не просто просим Её святых молитв, мы просим большего, мы говорим Ей: Пресвятая Богородица, спаси нас! Мы знаем, что лишь Христос Спаситель является Искупителем всего рода человеческого, Он спасает нас от вечного проклятия и смерти, Он Своею крестною жертвою явил спасение всему роду человеческому, но вместе с тем, мы дерзновенно, и не погрешая при этом, обращаемся к Матери Божией, чтобы Она спасала нас от всякого зла, от всякия напасти, от всякия нечистоты, от всякия скверны, которые запинают нас на пути к Царствию Небесному. И вот поэтому сегодняшний день воспоминания этого трогательного события, которое произошло ещё с будущей Матерью Божией в Ее младенческом возрасте, с такою любовью отражается в наших благодарных и любящих Её сердцах, обращающихся к Ней с дерзновенным упованием на то, что Она несомненно и нас грешных спасёт и помилует, умоляя Сына Своего и Бога нашего Господа Иисуса Христа.

Всем нам известны подробности этого замечательного праздника, однако находится такая часть либеральных богословов, которые дерзают говорить о том, что этого события никогда не было, и что оно скорее мифологично. Да, — говорят они, — празднование благочестивое, но, вместе с тем, это событие доказать весьма трудно. Это такой чудовищный обман, чудовищное, как мне представляется, посягательство на авторитет преблагословенного Священного Предания, которое доносит до нас, дорогие братья и сестры, подробности этого удивительного события. Интересна, что аргументация этих так называемых либеральных богословов основывается на том, что маленькая девочка просто физически не могла осуществить того, что мы сегодня воспоминаем.

Если кому-то из вас доводилось быть на Святой Земле, в святом граде Иерусалиме, то наверняка могли видеть небезызвестную Стену плача. Это стена, а если быть точным, это не столько стена, а так называемый контрфорс, некая часть фундамента, опора, которая поддерживала одну из стен Иерусалимского храма, единственное, что осталось от того Иерусалимского храма, который встречал и в который входил Господь наш и Спаситель Иисус Христос. И у Стены плача указывают на огромные ступени, просто глыбы, которые большого усилия потребуют от взрослого человека, чтобы переступить их. Это действительно, были те ступени, которые возводили от той части Иерусалимского храма, где собственно стояли молящиеся, во Святая Святых. Физическая невозможность маленькой девочки преодолеть эти ступени объясняет в сознании упомянутых сегодня скептиков невозможность того, чтобы девочка смогла осуществить это восхождение.

Кроме всего прочего, говорят они, и это действительно правда, во Святая святых никто не мог войти, кроме одного первосвященника, и тот дерзал единожды в год переступать порог этого святилища, где находился ковчег Завета, хранивший и вбиравший в себя святыни народа еврейского, которыми Господь свидетельствовал в течение всей многовековой истории Свою близость к народу Своему, являя Свои дивные знамения и чудеса. В этом ковчеге хранились скрижали Завета, каменные плиты, на которых были начертаны Самим Господом заповеди, вручённые Моисею, в этом ковчеге хранился жезл Ааронов процветший, в этом ковчеге хранилась манна, которой евреи питались в течении сорока лет, скитаясь по пустыне, идя в Землю Обетованную, то есть те самые святыни, которые показывали и подчёркивали реальную близость Бога к этому народу. Поэтому это была величайшая святыня, которая хранилась во Святая Святых. Известно, и мы об этом всегда говорим, когда воспоминаем предмет сегодняшнего праздника, что ковчега ко времени земной жизни нашего Спасителя в Иерусалимском храме уже не было, он был утерян безвозвратно во время Вавилонского пленения. Поэтому уже практически 500 лет Алтарь, Святая святых, был пустым, то есть там не было главного средоточия, главной святыни, ради которой этот храм существовал. В этом и заключается удивительность сегодняшнего праздника, что Нерукотворенный Ковчег сам, никем не поддерживаемый, в лице святой Богоотроковицы восходит в Алтарь, восходит в Святая Святых, не только к изумлению присутствующих, но и к ужасу самого первосвященника, который безмолвствует, взирая на это дивное торжественное шествие, происходящее на его глазах, ибо эта Отроковица, эта маленькая девочка, поднимается по этим огромным высоченным ступеням. Их количество нам известно, пятнадцать ступеней отделяло Святое, как назывался собственно храм Божий, от Святого Святых. Кто читает Псалтирь, тот знает, что 18-ая кафизма как раз и построена из пятнадцати так называемых Песней степеней, по-русски ступеней. Восходя во Святая Святых, первосвященник всегда произносил слова этих песней Псалмопевца Давида, и он взирает к ужасу своему на то, что маленькая девочка, отроковица восходит по этим ступеням и входит во Святилище. Святилище, повторяю, к этому времени было лишено своего главного содержания – ковчега Завета. Ковчег же, в свою очередь, являлся лишь прообразом Той, Которая сегодня ныне нами прославляемая и празднуемая восходит во святилище и являет Собою полноту святости, ибо Её Господь избрал быть вместилищем Того, Кого небеса вместить не способны. Она, будущая Матерь Божия, являет Собою то величие, каковое Она явит Боговоплощением в мир Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа.

Это является основным содержанием сегодняшнего праздника, и мы знаем, дорогие братья и сестры, сопутствующие ему события. Мы знаем с вами, что послужило торжественному Входу Богоотроковицы Приснодевы Богородицы. То, что её родители, святые праведные Богоотцы, как называет их Церковь, Иоаким и Анна уже в преклонном возрасте, исполнившись радости чадородия, обещали Богу отдать Её на служение в Иерусалимский храм. Подчёркиваем и всегда об этом говорим, какое удивительное и благодарное сердце имели эти святые Божии человеки, когда они, перенося поношение бесчадства и всевозможные унижения и оскорбления в своё время за то, что не имели детей, а мы знаем с вами что это действительно воспринималось людьми того времени наказанием Божиим, они, получив то, на что уже вообще не могли рассчитывать и даже мечтать, они почувствовали, что не могут удержать этот дар у себя. Вот в этом и заключается сущность благодарного сердца.

Благодарное сердце стремится к тому, чтобы отдать от себя, поделиться, воздать благодарность: Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми? – восклицает Псалмопевец. Мы сегодня тоже, воспоминая это событие, усваиваем именно эти слова святым Богоотцам Иоакиму и Анне, они говорят как сердцем, так и всею своею жизнью: воздадим Господу за тот дар, который Он нам даровал, только лишь тем, что сами этот дар отдадим Ему. И они исполняют это своё обещание — исполнившуюся трёхлетнего возраста они ведут свою Преблагословенную Дщерь, радость и утешение своей старости, в Иерусалим из далёкого Назарета с тем, чтобы самим привести Её Господу.

Впрочем, это было нередким явлением, ибо многие на несколько лет отдавали своих детей в Иерусалимский храм для воспитания благочестию, молитве и святой богоугодной жизни. Но это ограничивалось лишь несколькими годами, потом уже ребёнок, повзрослев, возвращался в дом, строил свою жизнь, создавал семью и прочее. А Богоотроковица Мария так возлюбила святость дома Божьего, что Она ни о чём ином и не помышляла. По истечении определённого времен, чтобы сохранить Её девство, Она была обручена претрудному старцу Иосифу с тем, чтобы он хранил святость Её подвигов, Её священных обетов, принесённых Ею в святом Иерусалимском храме, в храме, который сейчас не существует, и от которого, как сегодня уже было сказано, осталась лишь часть, некий фрагмент, даже не стены, а части фундамента, который всё таки напоминает нам о том, что именно в этом святом месте Пресвятая Преблагословенная Владычица Богородица возрастала в святости и чистоте, в самой главной добродетели, которую Она стяжала и приобрела – смирении, и потому сподобилась быть Матерью Сына Божия. Того, Кто пришёл искупить от вечного проклятия и смерти весь род человеческий и даровать нам вечную жизнь и Царство Небесное.

Посему мы с вами, дорогие братья и сестры, взирая на подвиг благочестия и святость Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, бесспорно для нас недосягаемый подвиг, поскольку Ею изумляется не только земная Церковь, не только мы с вами, но и трепещут, и благовеют, и почитают себя значительно ниже Её даже небесные ликостояния, потому-то мы называем Её Честнейшей Херувимов и Славнейшей без сравнения Серафимов, и, тем не менее, мы должны подражать тем качествам, тем добродетелям, которые Матерь Божия являет всему роду человеческому Своим земным подвигом.

Одним из проявлений этого земного подвига – была Ее любовь к храму Божиему, приобретенная Ею с сызмальства, с того самого момента, когда Она была приведена своими благочестивыми родителями в Иерусалимский храм. Она возрастала там в Духе и Истине, Она созидала в Себе то подлинное сердце, которое способно было вместить в себя Спасителя и явить Его всему роду человеческому.

Мы с вами, дорогие братья и сестры, имеем необыкновенную, чудесную, от Господа дарованную возможность посещать храм Божий. Псалмопевец в 24-ом псалме, мы часто вспоминаем эти слова Царственного Псалмопевца, восклицает об этом, что эта самая величайшая радость и самое величайшее утешение для него. Казалось бы, царственный муж ни о чём другом не помышляет, ни о чём другом Бога не просит, кроме как: «Едино просих от Господа, то взыщу: еже жити ми в дому Господни вся дни живота моего, зрети ми красоту Господню, и посещати храм святый Его», и быть присно в этой радости в блаженном месте, которое Господь избрал местом Своего живого пребывания.

Многие из вас сегодня сподобились радости причаститься Пречистых Таин Христовых, той радости, которую Господь дарствует нам для наследия вечной жизни, Царствия Небесного. Посему, дорогие братья и сестры, сегодня почитая и прославляя торжественное Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, будем просить Её, Честнейшую Херувимов и Славнейшую без сравнения Серафимов, Деву Пречистую Богородицу, чтобы Она даровала нашему сердцу любовь к храму Божьему, чтобы этот земной храм даровал нам радость восшествия в храм небесный, чтобы наследуя эту радость с Господом в Царствии Его, никогда её не лишившись, удостоиться радости с Пресвятой Владычицей нашей Богородицей и Приснодевой Марии, с ликами святых угодников Божиих во все дни нашей земной жизни и в вечности присно Богу воспевать хвалебную песнь: Аллилуия. Аминь.