«Во имя Отца и Сына, и Святого Духа.

Дорогие братья и сестры, за каждым воскресным Богослужением мы привычно слышим Евангельские повествования, любое из которых носит возвышенный, торжественный характер. И даже если это касается чей-то скорби, когда Господь прикасается к человеческому страданию, оно (это повествование) всё же носит характер радостный, ликующий, говорящий, прежде всего о том, что Христос есть победитель смерти, и Он всегда выведет страждущее сердце человеческое из любой печали, из любой болезни, из любого человеческого страдания.

Сегодняшнее же Евангельское повествование чрезвычайно отличается от привычной в этом смысле торжественности и ликования, ибо говорит о человеческой неблагодарности, о том, насколько страшно она может себя показать и проявить. Впрочем, неблагодарность всегда была и есть, и будет проявлять себя до скончания века. Притча о злых виноградарях диссонирует со всем тем, о чём мы привычно слышим за Божественной Литургией.

Несмотря на то, что всем нам этот евангельский текст известен, считаю нужным вновь его вкратце пересказать.

Некий господин, хозяин, насадил виноградник. Он окружил его всем необходимым: сделал точило, – место, где давят виноград, из которого делают вино, ради которого, и насаждается виноград, оградил его оградой, чтобы никакие дикие звери и воры не способны были его расхитить, словом, сделал всё необходимое для того, чтобы виноградник не только рос, но и плодоносил. Этот господин нанял работниками людей, которым вполне доверял, надеясь, что они в своё время принесут ему добрый плод, добрый урожай.

И вот, когда наступило это благоприятное время, время сбора урожая, хозяин не дождался того, что он ожидал получить от своего виноградника. Он посылает своих слуг напомнить работникам, что пришло время принести плоды, но виноградари, которым было вручено это послушание, разгневавшись, прогнали прочь этих слуг, поскольку и видеть их не желали. Тогда долготерпеливый, милостивый хозяин посылает других своих слуг, чтобы, быть может, тех послушали.

Я всегда, когда мы по этому поводу с вами говорим, обращаю ваше внимание на то, что долготерпение господина этого виноградника выходит за рамки человеческого понимания. Ну, кто будет поступать по отношению к своим должникам так терпеливо, милостиво, великодушно, посылая одних слуг вслед за другими, чтобы они деликатно, не поранив самолюбие человеческое, напомнили о том, что всё-таки пришло время рассчитаться, не об этом ли с ними договаривались, когда их нанимали работниками в виноградник? Но злые делатели и этих слуг избивают и с позором прогоняют вон.

И тогда этот долготерпеливый хозяин, чье поведение выходит за пределы нашего современного мышления, посылает своего сына, рассуждая в себе таким образом: быть может, они моего сына постыдятся, быть может, они поймут и вспомнят, что это и есть настоящий наследник и настоящий хозяин виноградника, быть может, они его словам внемлют и ему отдадут то, что мне по праву принадлежит?

Но что же делают злые виноградари? Они, видя приближающегося сына, говорят: вот идёт наследник, давайте убьём его, и тогда его наследие станет нашим. Вот оказывается решение всех вопросов – «давайте убьём его, и наследие окажется нашим». И этот принцип действует на протяжении всей истории человечества, начиная от Каина до Каиафы, от Каиафы до убийства нашей царской семьи, и до последнего убийцы, который будет убивать, руководствуясь именно этим принципом: «давайте убьём его, и тогда его наследие будет нашим».

И они убивают его и выволакивают за пределы виноградника.

Тогда Господь вопрошает слушающих Его: что сделает после всего этого хозяин виноградника? Те, к которым обращалась эта притча, а это были не просто слушатели, не просто толпа людей, совершенно разных и не похожих друг на друга, это были люди, объединенные одной общей целью и одной общей идеей, – это были фарисеи. Именно их вопрошает Господь, и они вынуждены признать то, что злых делателей хозяин изгонит вон, а виноградник вручит другим делателям. Господь им говорит, обличая их безумие: разве не слышали вы, что было сказано пророком: Камень, егоже небрегоже зиждущие, сей бысть во главу угла. От Господа бысть сей и есть дивен в очесех ваших. Т.е. краеугольный камень, которым был Христос, именно Он и является хозяином этого виноградника, Он и есть наследник, которого убили злые виноградари.

В историческом контексте это Евангельское повествование говорит и повествует нам прежде всего о той буквальной истории, которая произошла с израильским народом. Ибо к этому народу Господь послал пророков, святых Божиих человеков, с тем, чтобы они говорили о приближающемся времени плодов, которые нужно принести, потому что они были теми виноградарями, которым Господь вручил Свой виноградник, этот мир. Чтобы они, возделывая его, принесли добрые, благие плоды. Но что сделали они, мы знаем с вами: пророков изгоняли и прогоняли с позором, и одних, и других, и третьих, и когда Сын Божий, воплотившийся и ставший человеком, пришёл напомнить им о тех плодах, которые они должны были принести Отцу Небесному, то Он был выведен за пределы ограды и распят на Кресте.

Эта притча была совершенно прозрачной и очевидной для слушавших ее и для тех, кому она предназначалась. Она также прозрачна и очевидна для всех нас. Но мы с вами, дорогие братья и сестры, должны воспринимать эти Евангельские словеса не как историческое назидание людям, не узнавшим во Христе истинного Бога, это будет неправдой и неправильным рассуждением. Обратим ещё раз внимание на это Евангельское благовестие, где злые, коварные и неблагодарные виноградари говорят себе: вот посмотрите, идёт сын, это наследник, давайте убьём его. Т.е. никакой ошибки быть не может, и не потому Христа убили, что в Нём не узнали Мессию, а наоборот, в Нём-то как раз и узнали Мессию и потому Его и убили, беспощадно, жестоко, вероломно прибив ко Кресту. Именно это совершают злые виноградари в сегодняшнем Евангельском повествовании.

Повторяю, это не просто историческое воспоминание в прикровенной приточной форме — здесь речь о том, что произошло когда-то со Христом и с Господом. Но, кроме того, это касается и каждого из нас, потому что мы тоже можем превратиться в этих страшных, неблагодарных и злых виноградарей. Каждому из нас Господь вручает то делание, к которому он призывается. Все мы, православные христиане, по церковному словоупотреблению являемся Новым Израилем, Церковью Христовой, которой Господь вручил спасительное делание – возделывание своей бессмертной души. И это время духовной жатвы наступит, для кого-то гораздо раньше, чем ему представляется. Для кого-то оно отсрочено по тем или иным смотрениям Божиим, но в любом случае время сбора урожая приблизится к каждому без исключения, и мы должны будем принести плоды всей своей земной жизни.

Что мы способны принести Господу? Пусть совесть каждого из нас без лукавства и лицемерия ответит на этот вопрос. Готовы ли мы предстать перед судом Божиим, если он наступит сейчас, в сию минуту? Что я могу сказать о себе доброго, что было бы способно, оправдав меня, даровать мне наследие вечной жизни? Или я ещё и не начинал даже и думать об этом, и живу призрачной надеждой, что я ещё всё успею, и у меня впереди ещё очень много сил и возможностей что-либо в своей жизни изменить? Это коварная ошибка и глубочайшее заблуждение, когда мы считаем, что впереди еще много времени, и мы еще успеем задуматься о главном.

Думаю, каждый из нас, положив руку на сердце, прекрасно понимает, что это не более чем самооправдание и попытка заставить замолчать свою собственную совесть, отодвинув на потом самое главное и самое основное. Сегодняшнее Евангельское повествование говорит о том, что наступит время, когда Господь спросит с нас – что мы сделали с нашим мысленным виноградником, который был вручен каждому из нас. Какие добрые плоды мы способны принести Господу на страшное судилище Его?

Пока Господь терпит каждого из нас, пока дыхание в ноздрях наших, пока сердце ещё бьётся в нашей груди, пока мы еще способны осмысленно рассуждать и размышлять о том, что происходит с нами и вокруг нас, мы должны спешить и торопиться к тому, чтобы это время не прошло напрасно, чтобы оно не прошло втуне. Чтобы не впустую было употреблено, чтобы мы способны были, рассуждая, размышляя и думая об этом, всегда творить добро при всякой удобной возможности. Даже если такой возможности рядом с нами не обнаруживается, то будем сами искать возможности делать в нашей жизни добрые дела. Только лишь они и наша вера способны стать теми плодами, тем благословенным урожаем, который ждёт от каждого из нас Господь.

И последнее, что хотелось бы в этой связи сказать, это то, что Господь часто награждает нас в этой жизни разнообразными дарованиями. Я сейчас говорю не об обществе человеческом в целом, не о народе, не о людях, а о каждом из нас в отдельности. Господь дарствует и наделяет нашу жизнь талантами, даёт всё потребное, всё необходимое для этой жизни и самое главное, делать так, чтобы всё это нам здесь Богом подаренное, стало возможностью войти в Царствие Небесное. И как мы порою бездарно, своими же собственными руками всё разрушаем. У святителя Иоанна Златоуста есть замечательные слова, которые мы часто воспоминаем, он говорит, что хуже, чем мы сами себе сделаем, нам никто не сделает.

Сколько мы в своей жизни растратили, разбазарили, расточили, сколько раз своими собственными руками мы разрушали и разрушаем свою собственную жизнь. Вы спросите, каким образом мы это делаем? Когда мы ссоримся друг с другом, когда мы разрушаем человеческие отношения, когда рушатся семьи, когда рушатся родственные связи. Не своими ли собственными руками мы разрушаем то, что Бог нам прещедро подарил? И вместо того, чтобы беречь, дорожить, всячески сохранять этот бесценный дар, данный нам от Господа, мы разрушаем его через свою гордость, самолюбие, самовлюбленность.

Мы делаем всё, чтобы разрушать эти бесценные человеческие отношения, и это и есть самое главное разрушение, которое мы творим своими собственными руками, потому что не хотим ни уступить, ни смириться, ни сделать первый шаг навстречу, чтобы каким-то образом исцелить, уврачевать разрушенные нам же отношения. В этом смысле мы подобны тем злым виноградарям, которые не захотели принести добрый святой плод своему хозяину и Господу.

Поэтому, дорогие братья и сестры, пусть сегодняшнее Евангельское повествование заставит всех нас задуматься о том, как порою бездумно, неразумливо, своими собственными руками мы лишаем себя и ближних наших той неизреченной радости, к которой Господь призывает каждого из нас.

Пусть же доброе намерение творить добро и приносить добрые плоды, которые Господь ожидает от нас, будет самым главным намерением нашего человеческого сердца, чтобы в этом себя воспитывая, мы достигли радости вечной жизни и Царствия небесного, где подобает всякая слава, честь и поклонение Богу Единому, в Троице славимому и поклоняемому, Отцу и Сыну, и Святому Духу ныне и присно, и во веки веков. Аминь».