С воскресным днем всех вас, дорогие братья и сестры!

В сегодняшний день Святая Церковь предлагает нам евангельское зачало, где повествуется об исцелении Господом нашим и Спасителем Иисусом Христом бесноватого человека (см.: Лк. 8, 26-39). Евангелие от Луки рассказывает не только об исцелении бесноватого, но и о том, что люди той страны, услышав о гибели огромного стада свиней, пасшегося на их полях, пришли просить Христа покинуть их пределы, уйти от них. А еще мы читаем о том, что исцелившийся бесноватый просил Господа взять его с Собой.

Мы можем сказать, что сегодняшнее евангельское зачало символически изображает все человечество, с которым находился и находится Господь. В определенном смысле людей, живущих вне жизни во Христе, можно поделить на две категории: на тех, кто беснуется, и на тех, кто сознательно работает дьяволу. Поставим вопрос: какое состояние лучше? Как ни странно звучит этот вопрос, он был поставлен перед церковным обществом еще на заре христианства святителем Иоанном Златоустом. Ответ на него святитель дал однозначный: «Я, по крайней мере, желал бы лучше жить со множеством беснующихся, нежели с одним из страждущих такою болезнью. А что я не заблуждаюсь, это видно из тех страданий, какие претерпевают сребролюбцы и беснующиеся».

И пояснял свой ответ святитель так: бесноватый – это человек, в которого насильно вселяется бес и парализует его волю, ум, сердце. Бесноватый не желает этого и страдает от общения с дьяволом, больной часто хочет быть со Христом, но ничего не может поделать. Более того, такой человек нередко осознает свой грех, чаще всего смертельный, за который он не хотел приносить когда-то покаяние, и поэтому Господь его наказал. Бесноватый находится часто в состоянии покаяния.

А вот те, которые просили Господа покинуть их пределы, оказываются совсем по-другому расположены ко Христу и ко всему тому, что в этой жизни, в мире случается. Это люди, которые поработили себя не дьяволу, а чему-то другому: богатству, блуду, пьянству, изощренным страстям. Но эти грехи и страсти в глазах людей, живущих в миру, таковыми не кажутся, а часто представляются, наоборот, добродетелями. Такие люди, поработив себя ложным кумирам, вытеснили из своих сердец возможность быть с Богом, запретили Господу вход в свои сердца.

Одна из главнейших заповедей Ветхого завета – не сотвори себе кумира. Но кумиры бывают разные: это не только идолы, стоящие где-то в полях или дубравах, перед которыми люди приносили жертвы. Это часто незримые, невидимые кумиры, существующие даже не на уровне души, а на уровне духа, которых мы себе избираем и которым начинаем покланяться.

Еще в начале существования Церкви апостол Павел предостерегал христиан против таких идолов: он говорил, что за каждым кумиром стоит бес (см.: 1 Кор. 10, 19-20). Бес заставляет человека думать, что кумир с ним общается, а на самом деле это дух лукавый. И поэтому всякий, кто имеет страсть, входит в общение с лукавым. Всякий, кто думает, что получает наслаждение, удовольствие, счастье через удовлетворение страсти, по сути дела, получает удовлетворение от беса, который помогает человеку развивать свою страсть и похоть.

А что же делать человеку, чтобы избежать всего этого? Конечно, ответ надо искать в Четвероевангелии, в словах нашего Господа. В Евангелии от Матфея читаем слова Христа: Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло;если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?(Мф. 6, 22-23).

А в продолжение этой мысли, развивая ее, Господь говорит: Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть (Мф. 6, 24). Здесь Христос по сути дела говорит нам о тьме: на библейском языке «тьма» означает такое место, где как бы нет Бога. Согласно Евангелию от Иоанна, проблема человечества заключается в том, что человек возлюбил тьму: не просто оказался в ней случайно, не просто принял ее и, смирившись, начал в ней жить, а возлюбил ее своим сердцем (ср. Ин. 13, 19).

Но если возлюбил, значит, возненавидел что-то другое или кого-то другого. По-другому не бывает. Обратной стороной любви всегда выступает ненависть. Если ты кого-то ненавидишь, знай, ты кого-то любишь. И наоборот. Если ты любишь тьму, то ты ненавидишь Бога. Если ты работаешь дьяволу, то ты о Боге не радеешь. И если ты сознательно принимаешь тьму как средство наслаждения и жизни, то ответить на вопрос «какова же тьма?» будет очень просто: это сам дьявол, это ад, это бездна. И человек знает, как страсть жестоко с ним расправляется, как она насилует его, и человек «лезет на стену», как бесноватый из рассказа евангельского, ничего не может с собой сделать, чтобы оставить страсть.

После слов «не можете Богу работать и маммоне» Христос начинает учить нас, казалось бы, совсем о другом, отстраненном предмете, но на самом деле Он дает нам способ, средство, как избежать плена страстей. Он продолжает Свою мысль: «Поэтому говорю вам: не пекитесь о завтрашнем дне, не думайте, что бы нам поесть, что бы нам попить, во что бы нам одеться. Всего этого язычники ищут. Ищите прежде всего Царствия Божия и правды его, все остальное приложится вам» (см.: Мф. 6, 25-33).

Священное Писание предупреждает человека: самые невинные попытки разнообразить свою жизнь, как-то развлечься через красивую одежду, вкусную пищу, дорогие напитки, пышные увеселения не имеют никакого отношения к главной цели, ради которой человек приведен на землю. И ради покаяния, ради спасения – главного делания нашей земной жизни – человек призывается оставить все это, попытаться сделать так по крайней мере. Не сразу, но постепенно свести на нет развлечения и заниматься исключительно самым важным.

Разве не этому учит нас молитва Господня, которую каждый из нас постоянно читает несколько раз в день? Когда мы говорим, обращаясь ко Господу: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь», – о чем мы просим? Конечно, о том, что способно было бы поддержать нашу жизнь, чтобы идти путем спасения.

Одно из посланий соборных говорит о том, что Господь пришел в мир, чтобы разрушить дела дьявола – вот цель пришествия (см.: 1 Ин. 3, 8). Каким образом Господь освобождает человека от сетей дьявольских? Очень просто: Он входит в сердце человека и наполняет его любовью. И там, где есть любовь и свет Божественный, туда никто никогда не может проникнуть. И поэтому если этой любви нет, соответственно, и света нет, то мы открыты, обнажены для вхождения вражьей, бесовской страшной силы.

Но лукавый бес очень хитер, ведь он внушил всему человечеству, что его практически нет, а религию придумали церковники, чтобы одурманивать умы простых людей. Но если мы внимательно всмотримся в тех, кто считает, что дьявола нет, в их поведение и слова, мы сможем понять, насколько они подвержены этой бесовской разрушающей силе.

В сегодняшний день, размышляя над евангельским повествованием об исцелении бесноватого, задумаемся: уподобляемся ли мы людям, которые просили Христа покинуть их пределы? Ведь Господь приходит к нам постоянно, стучится в двери наших сердец, умов, нашей жизни, постоянно четко очень обозначает, что от нас требуется для того, чтобы мы шли путем спасения. И мы сами перед Ним ежедневно исповедуем, что «чаем воскресения мертвых и жизни будущего века».

Но когда дело доходит до главного, разве мы не затворяемся, разве мы не просим Христа покинуть пределы нашей жизни, потому что нам некогда или не хочется работать Господу? Мы себя извиняем тем, что мы еще не созрели для этих высоких заповедей. Но природа не терпит пустоты. И если с нами не Христос, то с нами кто-то другой, и это самим Богом, Господом нашим очень четко обозначено: Кто не со Мною, тот против Меня; кто не собирает со Мною, тот расточает (Мф. 12, 30).

Будем очень внимательны к себе, дорогие братья и сестры, к нашей жизни, к своим кумирам, которым мы часто неосознанно поклоняемся и через это служим дьяволу, лишая себя возможности быть с Богом, быть исцеленными, просветленными, одухотворенными и облагодатствованными Им. Да поможет каждому из нас Господь прийти в сознание этих простых евангельских истин, чтобы мы уподобились тому человеку, которого Господь исцелил, который сидел перед Ним, чистый, одетый, в здравом уме и, самое главное, исповедуя свою веру, просил быть всегда со Христом.

Аминь.