ПРОПОВЕДЬ НА УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

 

 В одном из поучений святителя Иоанна Златоустого есть такой удивительный, обличающий нас христиан пример. Он рассказывает об одном язычнике, человеке, который не знал Христа, но который был ревностным служителем своих идолов, однажды он поспешил принести на вершине определенной, идолам посвященной горы свои жертвы. Когда он совершал свое нечестивое жертвоприношение идолам бездушным, то к нему пришли вестники из его дома и рассказали ему о страшном событии, происшедшем у него в семье. Ему рассказали о смерти его сына в тот самый момент, когда он готов был принести жертвы своим лжебогам. Что же делает этот язычник, он говорит: оставьте, сейчас это не имеет никакого значения, потому что я приношу жертвы богам. Святитель Златоустый говорит: посмотрите, христиане, как ревностны и верны в своем уповании язычники, а мы, знающие о том, что Христос Господь и Спаситель наш искупил нас от клятвы законной, избавил нас от смерти, мы трепещем, боимся, стенаем и самую мысль о смерти отгоняем от себя прочь, какие же мы после этого верующие люди, если мы боимся смерти. Вспомним слова, которые только что прозвучали, что смерть после распятия Христа на Кресте и после Его тридневного Воскресения самое ничтожное явление из всех существующих в этом мире. И сегодняшний праздник, праздник Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии является тому верным свидетельством и убедительным доказательством, поскольку сегодня наши сердца не стенают от скорби, а напротив, они исполнены какого-то особенного чувства ликования.

 

Обратите внимание, что сегодняшняя служба по определенной аналогии уподобляется службе Великой Пятницы, и сегодняшний вечер нас всех с вами, не смею в этом сомневаться, соберет под сводами сего храма Божия, чтобы совершить умилительное и трогательное богослужение, посвященное погребению Плащаницы Пресвятой Богородицы в воспоминание того события, которое совершили святые апостолы, совершая погребение Божией Матери в Гефсимании. Вспоминая подробности и особенности Великопятничной службы, мы видим траурные священнические облачения, мы видим то, что храм погружен в траур, и это совершенно справедливо, хотя все мы знаем о том, что через какие-то часы мы будем ликовать и радоваться Светлому Христову Воскресению, однако же, мы погружаемся в траур и скорбь, потому что вочеловечившийся Бог берет на себя страдания всего человека, всеродного Адама и возводит эти грехи на Крест, разрывает рукописание всех грехов, всех беззаконий, свойственных роду человеческому. Он нисходит во ад, чтобы там томящихся в узилищах преисподней извести в радость Господа Своего. Но  сегодняшняя служба, она не носит ни малейшего намека на траур и печаль. Правда, мы видим с вами пред собою изображение положения Пресвятой Богородицы на смертном ложе, но сегодняшний день мы именуем не смертью Пресвятой Богородицы, а совершенно иным словом, мы называем его Успением Пресвятой Богородицы, поскольку именно сном является то, что мы видим с вами и лицезреем пред собою, положенное на этом мысленном смертном одре.

 

Действительно, христианин, в лице Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии не умирает, а лишь засыпает, и то лишь телом, поскольку душе его не свойственны ни смерть, ни сон. Поэтому сегодня, повторяю, наши сердца исполнены какого-то особенного прерадостного настроения, и самое богослужение, совершаемое нами, не носит ни тени скорби и печали. Неслучайно в нашем народе этот день очень часто именуют Богородичной Пасхой, поскольку сегодня Владычица наша Пресвятая Богородица и Приснодева Мария предала Свой бессмертный дух в руце Сына Своего и Бога нашего, Господа Иисуса Христа, и вместе с тем, Она лишь уснула с тем, чтобы воскреснуть, что и составляет предмет сегодняшнего празднования и сегодняшнего всецерковного торжества.

 

Мы знаем с вами об удивительных подробностях сегодняшнего дня, которые позволяют нам воззреть в седую глубину веков и увидеть это дивное и славное событие, связанное с Успением Царицы Небесной. Мы знаем с вами о том, что незадолго до Своей праведной кончины Она удостоилась вновь посещения того дивного небесного вестника и небожителя святаго Архангела Гавриила, который возвестил Ей о скорой встречи с Ее Сыном возлюбленным. Существуют разные иконографические изображения святого Архангела Гавриила. Когда мы видим с вами изображение Благовещения Пресвятой Богородицы, то в данном случае Архангел Гавриил изображается с ветвью лилии, которая олицетворяет собой чистоту и непорочность, и святость, когда же мы видим с вами иконографическое изображение Успения Пресвятой Богородицы, то мы видим Архангела Гавриила не с ветвью лилии, а уже с пальмовой ветвью, которая издревле являлась символом победы. В этом смысле Архангел Божий является Божией Матери возвестить Ее победу над тем, что прежде всего препятствует человеку и роду человеческому войти в Царствие Небесное — Она победила грех. Более того, мы Ее считаем не просто высшей всех человеков, на земле когда-либо живших,  Церковь Христова величает Ее Честнейшей Херувимов и Славнейшей без сравнения Серафимов, т.е. Она превзошла святостью и чистотою Своею даже ангельские ликостояния.

 

И вот в этот день, когда Матерь Божия по повелению Своего Предвечного Сына расстается с земным уделом, с земною юдолью, ученики Христовы, апостолы, которые рассеялись во все пределы мира, чтобы благовествовать слово Христовой Истины, по некоему дивному мановению Божественной десницы чудотворно собираются в Иерусалиме. Они собираются чудесным образом в течение несколько дней в Иерусалиме, чтобы проститься с Пречистой и Преблагословенной Матерью Господа своего и Спасителя Иисуса Христа, потому что таково было желание сердца Пресвятой Богородицы, расставаясь с пределами земной юдоли, проститься с самовидцами Ее Сына Спасителя Христа Жизнодавца.

Ученики собираются и проводят последние часы в сладчайшей беседе с Пресвятой Владычицей Богородицей, и когда наступает день и мгновение Ее блаженной кончины, они сопровождают Ее смертный одр в Гефсиманию, к той могиле, где уже прежде были погребены Ее благочестивые родители праведные Иоаким и Анна, где был погребен старец обручник Иосиф, который охранял и оберегал Ее святое девство, именно там Она заповедовала быть погребенной. И вот невидимым течением Промысла Божия, ибо Господь так благоволил, и нам с вами всем ведомы и известны подробности этого удивительного обстоятельства, среди всего ученического лика не было лишь единого апостола, того самого, который некогда усомнился в воскресении Ее Сына, Господа и Спасителя Иисуса Христа, а именно апостола Фомы, именно он неким особым промышлением Божиим как бы медлит. Казалось бы, чего проще было всемогущему Богу воплотить и исполнить намерение Его Матери, чтобы все апостолы во едином часе собрались возле одра Пресвятой Богородицы, чтобы проститься с Нею, но однако же один из них не приходит вовремя, а приходит лишь спустя три дня, когда двери гроба уже были затворены.

 

Он является с опозданием не без особого смотрения Божьего и когда узнает, что он опоздал к погребению возлюбленной Царицы Небесной, тогда он просит дерзновенно и настойчиво, чтобы ему не только показали место, где была погребена Пресвятая Богородица, а идет далее в своем дерзновенном решении и просит, чтобы самый камень, который привалил вход в погребальную пещеру, был отнят от нее, и можно было бы войти в пещеру погребальную. В этом смысле мы тоже говорим и восклицаем теми же самыми пасхальными словесами, которые вобрали в себя богослужения, посвященные этому святому апостолу: о доброе, о благое неверие Фомино! Здесь он не то, чтобы не верит, да и как можно не верить реальности смерти, но просит и настаивает, чтобы камень был убран от входа в гробницу. Его сотоварищи и собратья, внемля его просьбам и требованиям, убирают камень от двери гроба и Фома заходит вглубь этого погребального вместилища и никого не обретает там, ибо Та, которая три дня назад была положена с погребальными почестями в этом месте, вдруг отсутствует, Ее нет здесь. И об этом свидетельствует тот, кто некогда, повторяю, усомнился в воскресении Ее Сына, он является первым благовестником того, что Матерь Божия воскресла от гроба, ибо Ее нет здесь. Более того, Она вознеслась на небо, где и до днесь пребывает у престола Владычня, у престола Сына Своего, Господа и Спасителя Иисуса Христа.

 

Вот в цело то, что я попытался сейчас пересказать, и составляет предмет сегодняшнего праздника. Именно это сегодня нас подвигло, дорогие братья и сестры, забыв о своих делах и попечениях, быть здесь, у этого мертвеннолепного гроба Пресвятой Владычицы Богородицы, чтобы верою своею уподобиться ученикам Христовым, провожая в путь Царицу неба и земли, но вместе с тем, твердо и несомненно уповая и веруя, что молитвы Царицы Небесной, Богородицы, присно ходатайствуют и возносятся ко престолу Сына Ее и Бога нашего, Господа и Спасителя Иисуса Христа. Воспоминая сегодня не столько смерть, вновь об этом говорю и вновь обращаю на это ваше внимание, а именно Успение, мы с вами, дорогие братья и сестры, движимые любовью к Спасителю нашему Господу Иисусу Христу, Его Пречистой Матери, веруем и несомненно исповедуем, что и наш с вами человеческий исход должен быть именно таковым. Не страшась приближающейся физической, временной смерти, мы должны страшиться смерти вечной, чтобы ее избегнуть, чтобы ее не вкусить. Как замечательно говорит Тайнозритель святой апостол и евангелист Иоанн Богослов в своем Откровении, что вторая смерть, это смерть вечная, да избавимся именно от нее, от вкушения именно этого удела, который дается человеку от нераскаянности по его грехам и беззакониям. А первой смерти, той естественной физической смерти, которая ожидает каждого из нас, мы не должны бояться, напротив того, предчувствуя приближение своего смертного часа, должны более готовиться к нему и знать, что это естественный исход, который способен человеку, верующему в Бога, верующему в бессмертие, верующему в Крестную Жертву нашего Спасителя, даровать наследие вечной жизни и Царствие Небесное.

 

Посему, дорогие мои, не будем бояться смерти как таковой, а будем относиться к ней как тому непременному условию, которое позволяет каждому из нас войти в радость Господа своего. Для нас с вами это не пустая и какая-то отвлеченная идея, и если в кратких словах выразить смысл нашего земного существования, мы можем так сказать, для того мы здесь на земле живем, чтобы приготовиться к смерти, не к смерти в том, общепринятом и общечеловеческом смысле этого понятия и слова, а в том смысле, который апостол Павел вкладывает в это понятие в Послании к Филиппийцам, говоря: для меня жизнь Христос, а смерть приобретение.

 

Приобретая смертью Христа в наследие вечное, мы становимся сами наследниками радости небесной, которую Бог уготовил всем, любящим Его, прежде создания мира, той радости, которая затмит любые человеческие радости и скорби, невзгоды и печали, ибо там, куда Господь зовет нас, там нет места ни болезни, ни печали, ни воздыханию, а лишь единая радость в Боге, радость во Христе, которой да сподобимся все мы молитвами Преблагословенной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии и всех святых, от Бога угодивших. Аминь.

 

Проповедь протоиерея Георгия Гуторова, произнесенная в храме Тихвинской иконы Божией Матери 28 августа 2015 года.