Проповедь протоиерея Георгия Гуторова на праздник Крещения Господня

Удивительное, совершенно поразительное явление, которое мы обнаруживаем именно в эти дни и тому объяснением является прежде всего то, что Господь Своею неизреченною милостью и благоволением дарствует этой водной стихии ныне особую благодать и силу. Это действительно так. Для скептика, для атеиста, для человека, которому далеки Евангельские идеалы, ему совершенно безразлично то, что происходит в Церкви и в храме Божием, но, однако же, если бы эта вода, которая сегодня является средоточием внимания всех людей, если она была бы совершенно обыкновенной и ничем бы не отличалась от той воды, которая сопровождает нашу жизнь в повседневном обиходе, то вряд ли эти люди пришли бы сегодня в Церковь.

Но днесь мы видим, что очередь возле каждого храма выстраивается на многие-многие десятки и сотни метров, почему так? Потому что Господь, повторяю, сообщает именно сегодня этой воде удивительную благодать и мощь.

Мы воспоминаем, прежде всего, и для православного сознания это является самым главным и основным, то дивное событие, которое совершилось на берегу Иордана, и более того, подтверждается тем, что Господь сегодня освящает все естество вод. Для каждого из нас ведомо и известно, что сегодня из любого открытого водопроводного крана можно почерпнуть воды, которая будет совершенно такой же, как та, что мы в храме после освящения почерпаем и несем в домы свои, потому что Господь, повторяю, освящает все водное естество, так как некогда Он Сам вошел в эту водную стихию и освятил ее.

Мы сегодня слышали Евангельское свидетельство о том, как это происходило, как Господь пришел на Иордан, чтобы креститься от руки своего раба, от руки Иоанна Крестителя, к которому, как вчера мы с вами, совершая воспоминание Крещенского сочельника беседовали и говорили, все приходили на берег Иордана и крестились, исповедуя свои грехи, крестясь в покаяние. А Иоанн Креститель благовествовал о грядущем Христе, говоря: я крещу вас водою в покаяние, а Грядущий за мною будет крестить вас Духом Святым и огнем.

Сегодняшний день, как мы знаем с вами, имеет несколько наименований, согласно одному из них, самому распространенному и употребляемому, мы называем сегодняшний день Крещением Господним по самому факту свершившегося события. Я думаю, это наименование даже не требует того, чтобы мы как-то особенно поясняли оное, ибо совершенно очевидно и понятно, что произошло сегодня на Иордане.

Господь, Спаситель мира приходит для того, чтобы креститься в водах Иордана, Тот Кто не нуждается в крещении, Кто не нуждается в покаянии, Кто не нуждается в оставлении грехов, Он приходит подобно рабу, подобно всем прочим человекам и просит того, чтобы Иоанн Предтеча совершил над Ним крещение. Тот в недоумении, в страхе, в трепете восклицает и говорит: мне надлежало бы от Тебя принять крещение, Ты ли просишь его от меня! На что Господь и Спаситель возражает и говорит ему: оставь, ибо Нам надлежит исполнить всякую правду.

Исполнить всякую правду — означает жить по воле Божией. Господь, царствующий над всем миром и создавший Словом Своим вселенную, видимый и невидимый мир, благоволит смирением Своим показать нам пример для того, чтобы и мы этому примеру следовали.

Другое название сегодняшнего дня, Просвещение, И это совершенно понятно и очевидно, хотя быть может, не столь употребимо в нашем обиходном словоупотреблении, но, по крайней мере, богослужебные книги именно так, в том числе, называют сегодняшний день- днем Просвещения, потому что Христос Господь просвещает мир светом Божественного сияния. Он пришел для того, чтобы освятить и просветить сердце всякого человека, грядущего в мир, сердце каждого из нас.

Есть еще одно наименование сегодняшнего дня, тоже нами очень часто употребляемое в контексте празднуемого события, мы называем сегодняшний день Богоявлением. И это совершенно справедливо, потому что сегодня Господь открывает роду человеческому полноту Своего Божественного достоинства и величия. Сегодня человечество прикасается к познанию величайшей тайны Триединства Творца и Зиждителя, потому что голосом с неба свидетельствует о Своем Бытии Бог Отец. Сын Божий приходит на Иордан в человеческом образе, принимая Крещение от рук Иоанна Крестителя. И, наконец, Дух Святый в виде голубя, лучезарного, сияющего голубя, почивает над главою Спасителя мира Господа Иисуса Христа.

Мы могли бы с полной уверенностью, нисколько в том не погрешив, назвать сегодняшний день, днем Святой Троицы, хотя есть уже такое торжество и празднование, и поэтому, чтобы не было некоего смешения понятий, мы этот день называем днем Богоявления. Хотя по сути своей Господь, в Троице славимый и покланяемый, являет и свидетельствует полноту Своего Божества, по крайней мере, в ту меру, в которую способно вместить в себя эту тайну человеческое сердце.

Мне хотелось бы остановить свое и ваше внимание на словах, которые уже прозвучали. Господь говорит Иоанну Предтече: оставь, ибо нам надлежит исполнить всякую правду. Каждый человек, каждый последователь Христов призван к этому — исполнить всякую правду. Безусловно, правда, исполняемая Творцом и Господом, Искупителем всего рода человеческого, несоизмерима и недосягаема, для того, чтобы человек в эту же меру стремился ее исполнить. Но у каждого из нас есть свое Богом данное послушание, исполняя которое, мы должны творить всякую правду Божию.

Это, прежде всего, следование за Христом и соблюдение святых Богом заповеданных законов, это то, что приводит человека к вечной радости, к тому, как говорит апостол Павел, и мы вами нередко эти словеса воспоминаем, что око не видело, ухо не слышало и что на сердце человека не приходило. Все это Бог уготовил любящим Его.

Отеческий глас с неба, возгласивший роду человеческому о том, что: это Сын Мой возлюбленный, Его слушайте,- эта та заповедь, Которую Бог дает всем, всему человечеству. Мы должны следовать своим жизненным путем, слушая Бога во всем, что Господь нам говорит.

Мне хотелось бы, прежде всего, об этом сегодня сказать в день Крещения Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа, о том, что каждый христианин, крестившийся во Имя Святой Живоначальной Троицы призван к тому, чтобы исполнять всякую правду. Помните, как в беседе с Никодимом Господь сказал Своему тайному ученику, который приходил в нощи страха ради иудейского ко Христу, чтобы внимать Его Божественным глаголам. Господь ему сказал, что кто не родится от воды и духа, тот не войдет в Царствие Небесное, т.е. Господь тем самым указывает на то, что верующий во Христа, должен быть рожденным от воды и духа. Каждый из нас милостью Божиею, усердием своих благочестивых родителей или собственным произволением, познав Творца и Господа, принял Благодать Святого Крещения, и в силу совершенного над ним Таинства является христианином.

Мы знаем с вами, что вера без дел мертва, и наша вера тоже может быть мертвой, если она не будет свидетельствоваться нашими делами во Христе, делами милосердия, доброделания. Только лишь жизнь в доброделании способна человека соделать наследником вечной жизни и Царствия Небесного. И в этом смысле только лишь одно формальное наименование себя христианином мало к чему приближает человека.

С одной стороны, благодать святого крещения, которая дается каждому человеку от купели святой, столь велика, столь могущественна, что преподобный Серафим Саровский в известной беседе с Мотовиловым, рассуждая на предмет этой крещенской благодати, говорит следующее: столь велика, столь неизреченна, столь непостижима сия благодать, что она ничем не способна быть отнята от человека, даже самые страшные, чудовищные беззакония, грехи, падения, даже отречение от Христа, не отнимает от человека благодати святого крещения. Вот столь велика эта величайшая милость Божия к человеку.

С другой стороны, это же самая благодать, в преизбытке дарованная человеку от купели пакибытия, от купели возрождения, она может стать поводом для осуждения и вечной погибели. Неслучайно Господь в Евангелии говорит такие слова: кому больше дано, с того больше спросится, кому меньше дано, с того меньше будет спрошено. Нам христианам, православным людям, Бог открыл Себя в преизбытке, дал столько, что таковой милости Божией, наверняка никто из прочих, не знающих Христа народов, не знает. Но, как мы всегда об этом с вами говорим, это не повод для высокоумствования, а это, прежде всего, величайшая ответственность, потому что, чем больше нам дано, тем больше с каждого из нас и спросится. Так вот благодать святого крещения так велика, что действительно за нерадение, небрежение, за легкомыслие в употреблении этим даром, Богом нам дарованным, мы можем повредить своей душе безвозвратно.

Но вместе с тем, столь величайшие дары сопутствуют этому величайшему дару Христову, который каждый из нас приемлет от купели пакибытия, и именно эта благодать и совершенствование в тех добродетелях, которые Господь чает видеть в каждом из нас, они несомненно возведут человека в степень Богу подобную и приводящую к вечной жизни и Царствию Небесному.

Дорогие братья и сестры, сегодня празднуя это величайшее событие, воспоминаемое Крещение нашего Спасителя, задумаемся, прежде всего, о том, какие мы с вами христиане, насколько мы совершенствуемся в тех добродетелях, в коих должны совершенствоваться, к коим Господь каждого из нас призывает, с тем чтобы мы были примером и образцом для всех тех прочих людей, которые не знают Христа или пока еще не знают Его.

Господь в Нагорной проповеди говорит ученикам и апостолам, а через них всем нам, верующим во Христа, и всем следующим вслед за нашим Спасителем: тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видя ваша добрые дела, прославят Отца нашего, иже есть на Небесех. Потщимся во усердии своего кающегося сердца приобретать добродетели и стремиться молитвой, доброделанием, состраданием к окружающим нас людям, милосердием, творить правду Божию, чтобы через исполнение всякой правды Божией соделаться наследниками вечной жизни и царствия Небесного. Аминь.

Сказанное после освящения воды.

Сейчас мы видели вполне узнаваемую картину. Еще служба не закончилась, а для народа уже перестало иметь какое-либо значение и то, что поется, и то, что происходит. Уже буквальным образом сметаются все заграждения, лишь бы набрать сейчас себе воды, и ради этого мы забываем обо всем на свете. Даже в эту минуту, несмотря на мои увещевания, каждый занимается своим делом, и все остальное не имеет для него никакого значения. Меня всегда удивляет это бесчиние, которое мы осуществляем у этой святыни, люди совершенно забывают, зачем они это делают и где они находятся.

Дорогие мои, постарайтесь услужить друг другу, с тем, чтобы уступить место рядом стоящим людям, не затолкать, не вытолкать его, не бранью покрыть и досадой, а с любовью уступить место рядом стоящим, вот в этом постарайтесь друг другу услужить сейчас, а иначе никакого прока от этой святыни нам не будет, потому что все это делается, прежде всего, с благоговением.

Мы говорим такие слова перед Чашей Христовой и эти слова совершенно соответствуют тому, что сейчас будет происходить — «со страхом Божиим и верой приступите», а не с бесчинством, с какой-то руганью, толкотней с одним намерением ухватить побольше, напиться. Как замечательно рассказано об одной очень узнаваемой ситуации. Одна бабушка, которой, конечно же, не досталось места у этой толпы, она была оттиснута в сторону, и пока воду не разобрали, она, бедная, даже подойти не могла ее набрать, а когда подошла к столам, то столы уже были опрокинуты, вода разлита. Тогда она подошла к батареи отопления, открыла краник, (я не призываю вас к такому поведению), она говорит: ну сегодня вся вода святая, наберу отсюда.

И вот подумайте, кому больше было благодати, тем, которые ухватили, урвали вперед всех, растолкав всех бабушек, или тем, которые так смиренно ждут своей очереди, набирают воду из крана, потому что для них вся вода в храме святая. Потому, дорогие мои, не смешите лукавого своим бесчинным поведением в храме, воды всем достанется, для того-то ее и освящают. Не этим измеряется та святыня, ради которой мы сегодня собрались и столь протяженную и продолжительную службу с вами совершали. Поспешите услужить друг другу уступчивостью, внимательностью и благосердечием. Всех вас сердечно поздравляю с наступающим праздником Крещения Господня, причастников поздравляю с причастием Пречистых Тайн Христовых. Причастники, не забудьте о том, что мы сегодня причащались, чтобы в этой толкотне и суете не утратить самого главного, того, что вы сегодня приобрели от Чаши Христовой и, в первую очередь, благоговейно выслушайте благодарственные молитвы по святом Причащении.