Проповедь протоиерея Георгия Гуторова на праздник Преображения Господня 19 августа 2015 г.

Одним из таких явлений является сегодняшний день, именуемый нами Преображением Господним. Мы слышим в Евангельском благовестии, как это удивительным образом произошло и осуществилось. Мы с вами не единожды говорили о том, что Евангелие очень просто и очень доступно открывает самые, казалось бы, неизреченные тайны Божественные. В Евангелии абсолютно нет никакого литературного или философского пафоса, которым очень часто отличаются речи человеческие, все очень просто, все очень доходчиво и очень конкретно, и в каких-то простых сжатых фразах выражается то, чему, казалось бы, должно посвящать целые тома исследований. Именно так повествуют Евангелисты о событии, которое мы с вами сегодня празднично воспоминаем.

Все предельно просто, с одной стороны, Господь возводит Своих учеников, вернее, трех из них, Петра, Иакова и Иоанна на вершину Фаворской горы и там пребывает в молитве. Ученики, утрудившись от бденного труда, от пути, который они предприняли, уснули, поскольку восхождение на Фавор это достаточно утомительное и трудоемкое действие, так как это одна из самых высоких гор в Палестине, более того, время было позднее. Священное Предание доносит до нас то, что Преображение произошло глубокой ночью, а если быть более точным, — ранним утром, на рассвете, именно тогда Господь после молитвы преобразился в неизреченном, неисповедимом, неизглаголанном сиянии пред Своими учениками. Они, пробудившись от сна, были изумлены тем, чему оказались свидетелями. Здесь Господь являет удивительное свидетельство единства Ветхого Завета и Завета Нового, поскольку ученики Христовы видят собеседующими со Спасителем двух ветхозаветных пророков Моисея и Илию.

Моисей, как основание закона, ибо он законодатель и посредством его народ Божий узнал закон Божий, который Господь начертал на каменных скрижалях и вручил Моисею Боговидцу. Илия – основание пророков, он является олицетворением пророческого служения и достоинства. Именно они, эти два святых угодника Божии, просиявшие верностью к Богу в пределах Ветхого Завета, собеседуют со Христом и говорят о самом главном, ради чего Христос пришел в этот мир, они говорят и собеседуют о грядущих страданиях нашего Спасителя, которые Господь подъял ради нашего спасения, и, как говорят многие проповедники в этот святой день, посвященный Преображению Господню, с вершины Фавора уже вполне была очевидна и заметна вершина другой горы, имя которой Голгофа.

Невозможно было бы не преобразиться Господу пред Своими учениками прежде Своих Крестных страданий, дабы уверить их в Своем Божественном могуществе, и в том, что Он волею, не случайным стечением обстоятельств, принял Крестные страдания, а осознанно, осмысленно, ради чего Он и пришел в этот мир, чтобы грешных спасти. Он волею восходит на Голгофу и восходит на Крест, но прежде Он восходит с учениками Своими на Фаворскую гору, чтобы явить им Преображенного Себя, чтобы они уверовали в Него, как в истинного Бога. И вот, с одной стороны, собеседующие Христу ветхозаветные праведники и, с другой стороны, лицезреющие их ученики Христовы, самовидцы Христа, святые апостолы.

Очень часто задается вопрос, а почему не всех учеников Господь возвел на вершину Фаворской горы, а именно этих трех, неужели Он их более любил и более отличал от всех прочих. Мы с вами воспоминали не один раз слова замечательного современного нам святого преподобного старца Паисия Святогорца, который совершенно изумительным образом это объясняет. Он говорит, что это не от того, что Бог их более возлюбил, а напротив, это они более прочих возлюбили Христа, а потому и способны были вместить в свое сердце те дивные тайны, которые Господь открывал им для того, чтобы они утверждались все более и более в истинности Божества Спасителя нашего Господа Иисуса Христа.

Апостол Петр от этого дивного, неизреченного, неизглаголанного видения восклицает Христу, говоря: Господи, добро нам здесь быти. Он не знает что более сказать, но чем-то желая услужить Христу говорит: повели Господи, соорудить здесь три скинии, одну Тебе, одну Моисею и одну Илии. Преподобный старец Силуан Афонский, рассуждая из своего личного, собственного опыта, говорит о том состоянии, когда сердце человеческое вкусит благодати Божией, что когда благодать Божия коснется сердца человеческого, вот тогда человек все прочее забывает, потому что единое лишь наполняет его сердце — бесконечная любовь к своему Творцу и Господу. Апостол Петр именно из этого побуждения восклицает Христу, говоря Ему: Господи, хорошо нам здесь быть.

Мы с вами сегодня тоже взошли на вершину мысленного Фавора, и мы тоже с вами совершаем моление Преобразившемуся Христу. Многие из нас, и причастившиеся Пречистых Таин Христовых, и просто молившиеся за сей Божественной Литургией, наверняка должны были бы воскликнуть в глубине своего сердца: Господи, как хорошо нам здесь быть. Это действительно так, но мы вместе с апостолами Христовыми будем вынуждены и сегодня сойти с этого мысленного Фавора и окунуться в тот самый мир, где мы несем свой жизненный крест, свои жизненные испытания, невзгоды, скорби и болезни, также как и ученики Христовы, которым не хотелось вовсе удаляться с этого святого места, но они были вынуждены вместе со Христом спуститься вниз, на землю и там окунуться в тот мрак греха и беззакония, от которого они были призваны избавить род человеческий. И посему мы с вами, дорогие братья и сестры, не столько должны падать духом от того, что на нашем жизненном пути встречаются невзгоды, испытания, болезни и скорби, а должны все это претерпевать ради того, что Бог открывает нам и показывает Своими дивными знамениями, Своими явлениями, что Он близ нас.

Когда мы с вами воспоминаем то или иное евангельское событие, связанное с земною жизнью нашего Спасителя, то мы не просто воспоминаем его, как некогда давно происшедшее историческое событие, а как то, что касается непосредственно каждого из нас, прежде всего для того, чтобы мы веровали в то, что Бог рядом с нами. Господь никогда не оставит нас, и залогами этого твердого и незыблемого упования Он оставляет те празднования, которые мы с вами едиными устами и единым сердцем совершаем.

В самом начале я назвал сегодняшний день днем Святого Богоявления. Мы по преимуществу усваиваем это наименование дню, когда воспоминаем Крещение нашего Господа на Иордане, но и сегодня, очень созвучный тому событию день, празднуемый всею полнотою Церкви, поскольку, Господь также являет Триединство Свое на вершине Фаворской горы: Отец Небесный гласом с неба говорит о Сыне Своем Предвечном:: Сей есть Сын Мой возлюбленный, Его послушайте. Сын Божий, преображенный на вершине Фаворской горы, Господь наш Иисус Христос, преображающийся пред учениками Своими. И Дух Святый Божий, в виде облака нисходящий на вершину этой горы.

Наверняка многие из вас знают о том, что именно сегодня, в день Преображения нашего Господа, на Фаворской горе в Палестине, где это исторически произошло, происходит ежегодно, из года в год, одно и то же чудо, подобное тому, которое происходит в Великую Субботу на Живоносном Гробе Господнем, о котором мы знаем с вами более подробно. Мы знаем, что с круга небесного нисходит благодатный огонь, воспламеняющий верою сердца присутствующих и свидетельствующих об этом удивительном чуде, в день же Преображения Господня, во время совершения Литургии, облако покрывает вершину Фаворской горы. Мне рассказывали очевидцы этого изумительного чуда, каковых сейчас немало, потому что сейчас есть возможность совершать паломничество в Палестину, что во время совершения Божественной Литургии на горе Фавор в день Преображения Господня, т.е. сегодня, сходит облако, и люди прямо в храме стоят как в тумане. Это совершенно реальное, явственное чудо. Тем самым Господь вновь и вновь свидетельствует этим удивительным событием о своей благости и о Своем Богоявлении на вершине Фаворской горы.

Каждый из нас призван к тому, чтобы стать наследником и причастником этого Фаворского небесного сияния, быть причастником этой благодати, которой Господь преизобильно насытил учеников Своих и апостолов, которые были самовидцами этого дивного чуда, этого неизреченного события, поскольку Царство Небесное, являющееся для нас главным смыслом и главной целью нашего человеческого предназначения, является вкушением этого фаворского света, этой благодати, каковой Господь сподобит избранных и достойных ее. Они никогда не лишатся этой небесной радости, этого небесного ликования. В стяжании именно этого Фаворского Божественного благодати Божией причастного сияния Господь призывает нас соделаться ныне, и к этому должно устремить все свои человеческие устремления и все свои человеческие силы, чтобы стяжать дар Всесвятаго Божьего Духа, чтобы Он никогда более не оставил нас, а присно в нас почивал.

Мы имеем с вами удивительные примеры того, как святые Божии человеки удостаивались этого неизреченного дара Божия. Тот же самый святой Боговидец Моисей, о котором мы с вами сегодня воспоминаем как об одном из основных участников дивного Преображения Господня, как мы помним с вами, и апостол Павел замечательно во втором послании к Коринфянам в третьей главе об этом говорит, что Моисей, сошедший с Синая, был вынужден покровом закрывать свое лицо, потому что оно сияло необыкновенным неизреченным светом и люди не способны были смотреть на него откровенными глазами, так как могли ослепнуть, как если бы они смотрели открытым взором на пламенеющий диск сияющего солнца. Это немыслимо и невозможно.

Или преподобный Серафим Саровский, мы знаем с вами об этом из писаний его, так называемого служки, Николая Александровича Мотовилова, который видел своими собственными глазами, как батюшка Серафим воссиял неизреченным, паче солнечного света сиянием. Это есть свидетельство благодати, живого непосредственного общения с Богом.

Есть удивительные, многим из здесь присутствующих известные письма валаамского старца схиигумена Иоанна, где в одном из писем есть замечательное свидетельство старца, где он говорит: не буду называть имя этого монаха, потому что нет пророка в своем отечестве, скажу лишь об одном, своими собственными глазами видел, как один из наших монахов, причастившись в алтаре Пречистых Христовых Таин, просиял сиянием неизреченным, больно смотреть на него было, когда он причастился Пречистых Таин Христовых. Так же как преподобый Сергий причастился пламенеющего Огня из Святой Живоносной Чаши, вот такой благодати Христос удостаивал святых избранных своих, но к этой благодати, к наследию этой радости, этого блаженства Господь призывает каждого из нас, чтобы и мы с вами были причастниками неизреченного дара Христова, который Он дарствует всякому любящему Его, следующему за Ним и желающему всю свою жизнь отдать в служение своему Господу, ибо по неложному глаголу Божьему, сказанному еще в древности, Господу Богу твоему служи и Ему единому поклоняйся.

Потщимся, дорогие братья и сестры, во всеусердии Господу нашему служить и Ему единому поклоняться, чтобы сподобиться этого неизреченного фаворского дара, которого Господь днесь причастил Своих учеников и апостолов на Фаворской горе. Сподоби Господи всех нас, пройдя путь сего маловременного, скорбью исполненного житейского поприща удостоиться той неизреченной небесной радости, где присно пребывает слава, честь и поклонение Единому в Троице славимому и поклоняемому Богу, днесь на Фаворской горе явившемуся всему роду человеческому, Безначальному Отцу со Единородным Его Сыном и Всесвятым, и Благим, и Животворящим Его духом, ныне и присно и в бесконечные веки. Аминь.