Проповедь протоиерея Георгия Гуторова на Вознесение Господне 21 мая 2015 г.

Мы сначала слышали это в апостольском чтении. Удивительная книга Деяний святых Апостолов своими начальными глаголами повествует нам именно об этом событии, когда Спаситель мира Господь наш Иисус Христос, возносясь на Небо, отрывает очи учеников Своих от земного и возводит их к горнему и небесному. Сегодня мы слышали как ученики Христовы обращаясь к Господу, Который привел их к подножию Елеонской горы, с вершины которой Он вознесся на небо, спрашивали, не в сие ли время Он устанавливает Царство Израилево. На что Господь ответил им, как-бы пресекая все эти мирские и земные поползновения и размышления, говоря о том, что не их дело разуметь времена и сроки и не о земном подобает мыслить, потому что ученики Христовы, хотя уже и были очевидцами светлого дивного воскресения Спасителя мира и их божественного учителя, и хотя по истечении сорока последующих дней Господь открывал им тайны Царствия Небесного, они все же оставались еще земными и плотскими. 

Это спустя совсем короткое время, когда иной Утешитель Дух Истинный, везде Сущий и вся исполняющий, сойдет в виде пламенеющих огненных языков и почиет на каждом из них, вот тогда они уже преобразятся и будут совершенно иными людьми, совершенно чуждыми всякого мирского, земного мудрования, а доселе они пока еще остаются прежними, хотя уже сердце их наполнено теми дивными неизреченными словесами Спасителя о тайнах Царствия Небесного. Посему Господь возводит их очеса, которые долу опущены, к небу, и Господь, восходя вместе с ними на вершину Елеонской горы, стал возноситься на Небо, благословляя их. Здесь они уже поистине возвели свои очеса к Небесному, и, как об этом говорит тот же самый евангелист Лука, уже в Евангелии своем, чем и завершается его святое Благовестие, свидетельствуя, что с великою радостью ученики Христовы возвращались в Иерусалим. 

Казалось бы, они расстаются со своим божественным Учителем, и вместе с тем ликование и радость наполняют их сердце от того, что Господь Своими божественными, неложными, присноживущими глаголами утвердил их в той дивной и неизреченной, и спасительной истине, что Он всегда будет с нами во вся дни до скончания века. 

Ученики Христовы, как об этом свидетельствует Священное Предание, нисходя с Елеонской горы, после того как Господь и Владыка стал незрим их телесному оку, впервые воспели эту дивную песнь, которую с такою любовью все мы с вами воспеваем в пасхальные дни и в дни, предшествующие воскресному дню – «Воскресение Христово видевшее, поклонимся Святому Господу Иисусу». Эта песнь, которая является неотъемлемой частью воскресного и пасхального Богослужения имеет происхождение апостольское, поскольку впервые этими словесами прославили воскресшаго из мертвых и вознесшагося на небо Христа Спасителя самовидцы Христовы, ученики и апостолы. 

И вся проповедь апостольская была исполнена прежде всего этой величайшей радости, которую они даже до смерти проповедовали неленостно устами апостола Павла возвестившего: мы проповедуем вам Христа распята и Христа воскресшаго, иудеям соблазн, эллинам безумие, а нам сила Божия. Слово о Христе, слово о Его страданиях, о Его Крестной смерти, о Его тридневном Воскресении и Его Вознесении на небо и спосаждении одесную Славы Отчей является краегоугольным камнем нашего христианского убеждения и вероучения, и потому они более ни о чем не говорили, кроме как о самом главном, о Воскресении Христа Спасителя. 

И мы с вами, дорогие братья и сестры, призываемся не только к переживанию и некоему историческому воспоминанию этого славного евангельского события, а прежде всего, вбирая в глубины своей души и своего сердца это самое главное чудо из чудес, которое Бог явил по Своему человеколюбию всему роду человеческому, умерев за нас плотию и восставив всех нас от юдоли сей земной к вечной радости, должно составлять самое главное и самое основное содержание всей жизни каждого из нас. 

У святителя Феофана Затворника, в его переписке, есть замечательный рассказ, который он приводит в качестве примера одной женщине, которая ко святителю с какими-то своими земными скорбями и просьбами обратилась. И он ей приводит замечательный пример, он говорит, что знал одну старую женщину, она уже умерла, но некогда рассказала о себе, что она еще, будучи девицей и будучи воспитана своими благочестивыми родителями всегда боялась лишь одного, по ее просторечивому выражению она называла это состояние «зазнобою сердечной». Она боялась одного, как бы ей не обидеть Бога. И вот с этою мыслью, с этою зазнобою, она прожила и в девичестве, и в замужестве, и во вдовстве, и когда уже стала совсем пожилым человеком, через всю свою жизнь пронесла именно это самое главное настроение своей жизни — как бы Бога не обидеть, ни словом, ни делом, ни помыслом своим. А вот сейчас, — рассказывала она сама, — когда я уже глубокая старуха, мне вовсе все мирское и все житейское совершенно не интересно, потому что с Божией помощью я смогла, по крайней мере, стараться не обижать Бога своими поступками. 

Какая удивительная мудрость, какое удивительное содержание сердца человеческого, когда человек боится только лишь одного здесь на земле. И святые отцы именно об этом говорят, что христианин ничего другого бояться вовсе не должен, кроме как Бога обидеть, то есть, чтобы не согрешить, потому что любой грех, даже самый малый, это есть зло, которое приводит человека к смерти. Поэтому мы с вами, дорогие братья и сестры, призваны по слову апостола Павла, который в Послании к Колоссянам говорит, что мы призваны «горняя мудрствовати, а не о земном помышляти». 

Мы должны всегда, как произноситься в литургийном возгласе Горе иметь сердца, иметь наш помысл и наше сердце такими, чтобы они всегда и присно жаждали и желали единого на потребу — вечной жизни с Богом, а все прочее, все, что пытается вырасти между нами и Небом, должно быть отвергнуто нами раз и навсегда, иначе какой мы выкуп дадим за душу свою по слову нашего Спасителя, даже, если весь мир приобретем, а душе своей повредим? 

Посему сегодня мы, мысленно восходя на вершину Елеона и очами веры взирая на Возносящагося в небо и благословляющего нас с горних высот Спасителя мира, будем поистине горняя мудствовати, а не о плотском помышляти, чтобы в нашем сердце всегда горел огонь любви ко Христу Спасителю и чтобы, научаясь из приведенного сегодня примера той самой женщины, нам тоже научиться бояться только лишь одного — как бы своими поступками, как бы своими словами, как бы своими мыслями не обидеть Бога. 

О сем потщимся, дорогие братья и сестры, в приобретении этого самого главного сокровища своего сердца, и тогда Господь и Владыка Сердцеведец, ведущий глубины нашего сердца и нашей души, соделает по сердцу нашему, по желанию нашему и удостоит нас восхождения от этой юдоли скорби и плача к горнему Царствию, которое Бог уготовил всем любящим Его прежде создания мира. Аминь.