Мы обращаем с вами внимание на то, что Господь нередко уединяется и удаляется для молитвы. Он удаляется в пустынные места, Он восходит на гору и, наконец, Он сегодня в чтенном Евангельском повествовании зашел в синагогу, не потому что Господь нуждается в молитве, а прежде всего, явить нам пример для подражания.

Апостол Павел призывает нас к тому, чтобы мы с вами непрестанно молились. Слыша эти слова, мы иногда приходим в недоумение от того, что наши помыслы, содержание нашего сердца и разума настолько противоречиво, настолько исполнено всевозможной пустоты и праздности, что для нас кажется этот апостольский завет совершенно невыполнимым. Действительно, давайте мы спросим себя: возможно ли нам в теперешнем нашем состоянии непрестанно молиться и кто это исполняет? Но вместе с тем, от этого не умаляется значимость того призыва, о котором вещает богоглаголивый апостол Павел. Мы знаем с вами, что в силу невозможности или, по крайней мере, затруднительности постоянно в своем сознании держать Бога, память о Нем и молитву к Нему, Господь по своему неизреченному человеколюбию дарует нам особенные дни, которыми мы должны пользоваться для освящения всей своей жизни. Господь устами боговидца Моисея вещает: шесть дней делай дела свои, день седьмой — Господу Богу Твоему.

Таким образом, Господь определяет для исполнения наших забот и человеческих надобностей шесть дней седмицы, последний же день, день святого Воскресения, день Господень, мы должны быть непременно в том месте, которое Бог избрал Своим живым и непосредственным присутствием. Безусловно, Бог, как Существо везде Сущее, пребывает везде, нет никакой самой малой пространственной величины, где бы ни прибывал бы Господь Своим благим присутствием. Но Бог избрал особое место, где Он благоволит вступать в живое непосредственное общение с любящими его — это храм Божий.

Сегодня мы видим как Господь и Спаситель входит в молитвенное общение с людьми в молитвенный дом. Синагогу иудейскую невозможно назвать храмом по одной простой причине: для иудеев существовал только лишь один храм — Иерусалимский, поэтому прочие дома, дома молитвы, назывались синагогами, куда люди приходили для совместной молитвы, для чтения Священного Писания, и именно туда приходит Господь в день субботний, освященный для иудеев.

И вот в этом молитвенном собрании была некая женщина, женщина скорченная недугом. Она была парализована и напоминала скорее даже не человека, а какое-то очень страшное животное, потому что была так искорежена своим недугом, что просто физически не способна была, в силу своей обезображенности, даже глаз своих поднять к небу. Все то, что она видела в своей жизни, это то, что было под ее ногами. Скорченная недугом, она была способна лишь каким-то образом передвигаться, ужасая окружающих людей. Но заметьте, эта обезображенная болезнью женщина, однако же, непременно посчитала необходимым быть в этот святой день в молитвенном обществе, в собрании для молитвы к Богу.

Господь, увидев эту искореженную недугом женщину, протягивает Свою Божественную десницу и прикасается к этой человеческой болезненной обезображенности и эта женщина распрямляется. Она никогда не способна была даже и мечтать о том, что каким-то образом могла бы избавиться от своего парализованного изуродованного состояния. Тем не менее, Господь, и мы видим с вами постоянное свидетельства того, к чему призывает Господь, когда Он видит несчастных, теми или иными недугами порабощенных людей, Он спрашивает их о главном, веруют ли они, что Он может это сделать, и когда звучит утвердительный ответ, Христос Спаситель по вере этого человека дарствует ему, казалось бы, невозможное. Эту же женщину Он ни о чем не спрашивает, ибо Сердцеведец Господь не нуждается в том, чтобы внешне было засвидетельствовано то или иное подтверждение. Ибо Господь, взирая на сердца человеческие, видит веру, труд, усердие и упование этой женщины.

Мы с вами, едва с нами что-нибудь приключится, совершенно не заслуживающее даже внимания, говорим: я сегодня не могу идти в Церковь, я сегодня заболел, у меня насморк, я простудился, а потому, конечно же, я должен все свои средства и все свои усилия приложить к тому, чтобы завтра, в понедельник, идти здоровым на работу. На работу мы боимся не пойти, потому что это скажется по разного рода причинам на нашем с вами положении или благосостоянии.

В храм же мы можем совершенно беззастенчиво не пойти, ссылаясь на самые нелепые, глупые, порой смешные, если бы не было больно и горько, причины. Потому что вот в этом заключается наша с вами вера, и этим мы действительно подчеркиваем, какие мы порой бываем нерадивые и беспечные христиане. Святитель Иоанн Златоуст говорит, что все беды мира заключаются в беспечности, в том, что мы с вами можем позволить себе не пойти в храм, не помолиться на ночь Богу, мы можем нарушить среду или пятницу, или вообще уж не говорю о чем-то большем. Какая малость…

Но Господь нам говорит в Евангелии: верный в малом, он и во многом будет верным, а если мы с вами в малом неверны Богу, а нам кажется, что в этом особенного, (а кто так не поступает, кто так не делает, ну я ведь не часто пропускаю молитвы и так далее. ..)

Заметьте, я говорю о самом поверхностном, о самом элементарном, и часто мы с вами можем себе разрешить не помолиться, не поститься, в храм Божий не пойти, ну и так далее и тому подобное.

Вот сегодняшний Евангельский пример нас вами обличает и показывает, как женщина парализованная, каких трудов наверняка ей стоило приползти, и это угадывалось, а потому Христос Спаситель, Чудотворец Спаситель, Он исцеляет ее от, казалось бы, неисцелимого недуга. Он видит, что в ее сердце, прежде всего, пламенеет любовь к Богу, а потом уже ко всему прочему, всему иному. Нам бы с вами научиться таковой вере и, не взирая ни на что и ни на какие жизненные препятствия и обстоятельства, гореть желанием ходить в Церковь.

Сейчас посреди сего храма возлежит икона продолжающегося праздника Введения во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы, и мы с вами в самый день этого всецерковного торжества вспоминали слова псалмопевца Давида, который в двадцать шестом псалме восклицает и говорит: «Едино просих от Господа, то взыщу: еже жити ми в дому Господни, видети красоту Его и посещати храм святый Его». О чем молится и о чем просит святый царственный пророк? О том, чтобы ему приметатися в дому Господнем. Это есть самое величайшее счастье потому, и мы совсем недавно говорили об этом, когда праздновали самое событие Входа Пресвятой Богородицы в Иерусалимский храм и восклицали о том, что Церковь это есть Небо на земле вне какого-то ни было бы преувеличения, что здесь мы с вами, переступая порог храма Божия, входим в радость Господа своего. Уже небесные, а не земные законы владычествуют над нами, они властвуют над нами, они воцаряются в нашу душу и в наше сердце.

Мы видим, как Господь, исцелив эту женщину, дарствует ей здоровье, это должно побуждать и нас вами немало не сомневаться в том, что нет таких скорбей, не таких болезней, нет таких жизненных невзгод, которые Господь бы не преодолел бы в нашей жизни своим человеколюбием, милостию и состраданием к нам.

У святителя Николая Сербского (Велимировича), удивительного, можно сказать, современного нам Златоуста, богослова, величайшего проповедника, есть одна замечательная мысль. Он сказал однажды так по поводу того, о чем мы с вами сегодня слышали в Евангелии, по поводу исцеления этой скрюченной, скорченной женщины, он сказал, что об это Евангельское повествование разбиваются в пух и прах все материалистические глупости, которые говорят о том, что человек, прежде чем стать человеком, эволюционировал, т.е. сначала он многие тысячи лет на четвереньках ползал, а потом постепенно, постепенно распрямлялся и стал тем, кем стал. Так вот Господь во мгновение, за секунду говорит этой женщине, чтобы она выпрямилась от своей скорченности и никаких нелепых и абстрактных тысячелетий для Христа не нужно, чтобы эта скорченная женщина выпрямилась и приобрела свое первозданное состояние. Так вот мы с вами видим это дивное чудо, которое утверждает нас в том, что поистине Бог не только всемогущ, но Бог велик в Своей любви к роду человеческому. Только лишь сердце наше должно гореть навстречу Христу, и тогда любые невзгоды, любые скорченности души и тела нашего способны будут распрямиться и восстать от того жалкого ничтожного состояния, в котором порой каждый из нас пребывает.

Но этим Евангельское повествование, если мы с вами помним, не заканчивается, потому что, с одной стороны, люди воскликнули благодарными устами, прославляя Творца Христа, Чудотворца, явившего дивное чудо исцелением этой несчастной женщины, но, с другой стороны, не все возрадовались и не все возблагодарили, потому что здесь, в центр этого Евангельского повествования вступает тот, которого называли начальником синагоги, тот некий законник, фарисей, который был не только лицемер, как мы слышим назвал его Господь, но был еще и трус, потому что только лишь трусливые и жалкие существа не могут своей злобы, переполняющей их сердце, высказать в глаза своему оппоненту. Он поступает именно как ничтожное и трусливое существо. Мы можем с вами найти даже в своей жизни подобные примеры.

Так вот, он не Христу сказал, что он думает и на что негодует, а он начал взывать к так называемому общественному мнению, он начал призывать народ, в храме стоящий: нельзя, негоже,- говорит он,- в субботу такие дела творить, есть шесть дней, вот в них и приходите исцеляться.

Действительно смешно, как будто на дверях синагоги было бы написано: исцеления и чудеса совершаются исключительно в рабочие дни недели, с восьми часов утра до пяти часов вечера, в это время приходите, исцеляйтесь и получайте просимое. Какое обыденное дело, чтобы чудо над тобою произошло! В день же седьмой любой труд невозможен,- говорит этот лукавый льстец, апеллируя превратно и искаженно к закону Моисееву. Христос на это говорит: «Лицемер, неужели каждый из вас, имея вола или осла, т.е. имея домашних животных,(люди тогда жили своим хозяйством) не отвязывает и не ведет на водопой, неужели эти животные стоят у пустых яслей, пустого корыта, кричат, визжат, а вы в силу ненарушения заповеди о субботе не отвязываете их? Нет! Вы отвязываете их и ведете на водопой.

Почему вы считаете, говорит Господь, что животное можно отвязать и привести к источнику воды, чтобы оно утолило свое жажду, а эту женщину, и здесь действительно замечательная мысль, которая, повторюсь, требовала бы самостоятельного осмысления, эту женщину, которую сатана связал и уже восемнадцать лет держит в таком изуродованном связанном состоянии, Я не мог бы развязать.

Сейчас мне хотелось бы коснуться того слова, которым Христос обличил фарисея. Не столько слова, сколько состояния, которое в той или иной степени, в большей или меньшей степени касается каждого из нас. Это – лицемерие. Таковым является наружное благочестие, ничего общего не имеющее с настоящим подлинным благочестием. Это попытка казаться, а не быть. В религиозной жизни мы можем с вами очень часто сталкиваться с подобного рода вещами, очень горькими, и действительно, когда ты понимаешь, что за этим стоит становиться отвратительно и противно.

Когда иногда мы пытаемся напоказ выразить свое внутреннее духовное состояние, мы становимся более грустными, более задумчивыми, более молящимися или более восторженными. Все это показное лицедейство и от этого грех становится еще более отвратительным .

Один священник, и таких примеров, к сожалению, тысячи мы можем привести в нашей с вами церковной среде, как-то рассказывал, как одна женщина, молодая мать, правдами и неправдами, у того или у другого священника выпрашивает благословение на паломнические поездки. Она мотается по всем монастырям, куда угодно, благо сейчас всевозможных паломнических служб сколько угодно, мотается и там и сям. Муж работает, деньги зарабатывает, в том числе и ей на ее бесконечные поездки, дети с утра до вечера смотрят телевизор, проводят все время в интернете, обнаруживая и находя там все что угодно, целыми днями слоняются с утра до вечера по улице, зато мама спасается, она паломничает. Вот это есть тоже род лицемерия

Или один Лаврский архимандрит рассказывал: В храме стоит такая, знаете, платок нахлобучила на самые брови, юбка, что в пору тротуары подметать ей, неприступная, четками мотает, как колесом крутит, а подступись, спросить ни о чем невозможно, злая-презлая. С одной стороны благочестие, ну просто дальше некуда, молитвенница великая. У иеромонаха Серафима (Роуза), я много раз этот пример приводил, есть похожий пример, он рассказывал о состоянии, которое называется в православной аскетике – прелесть. Это не то слово, которым женщины любят выражать свой восторг: «Какая прелесть!», нет. Этимологически слово «прелесть» означает прельщение, лесть — это ложь, это синоним лжи, а приставка пре- означает превосходную степень, т.е. прелесть — это превосходная степень заблуждения, прельщения. Так вот он, рассуждая на эту тему, говорит, какими могут быть страшными плоды этого прельщения, человеку кажется, что он действительно Богу служит, а на самом деле он и близко не стоял рядом с Богом. Пример такой: один человек, а происходило это в Америке, прочитал книгу об Иисусовой молитве, об исихазме, и решил, конечно же, стяжать Иисусову молитву. Для чего творил неспрестанную Иисусову молитву по четкам. Он в пять часов просыпался, выходил на балкон и просто судорожно, концентрируя себя предельно, творил эту молитву. А в это время дворники начинают мести тротуары, и какой-то дворник взялся мести под балконом, и вот шоркает да шоркает метлой под балконом и тем самым в такое бешенство привел этого человека, что он начал посудой в него бросаться.

Это плоды молитвы Иисусовой? Нет — это есть лицемерие.

Когда происходит подмена в сознании человека, а апогеем этого прельщения, этого лицемерия станет то, что апостол называет тайной беззакония, потому что тот, который будет выдавать себя за Христа и воцарится в Иерусалимской храме, Антихристом именуемый, он тоже будет прельщать всех мнимым благочестием, мнимыми подвигами и даже знамениями и чудесами. Апостол предупреждает нас: блюдите како опасно ходите. Кстати у о. Иоанна Кронштадского, у человека, который действительно был наделен удивительным даром чудотворения, спросили: по вашим молитвам люди восстают от смертного одра, как это происходит, что вы такое делаете, и он ответил, что не имеет к этому никакого отношения, это милость Божия, но я от юности никогда не лицемерил и все отношения с Богом и людьми строил на честности и прямоте.

В этом смысле смирение, это то качество, без которого невозможно познать Бога и приблизиться к нему, потому что все прочее, без смирения, даже если это будут какие-то какие-то предельные и запредельные подвиги благочестия, все это вырождается в лицемерие

Самый чудовищный пример человеческого лицемерия мы видим с вами на Голгофе. Мы ведь знаем, что Христа распяли верующие люди. Люди, которые верили в то, что они исполняют тем самым заповедь Божию, ведь Христос только что и делал, что нарушал эти заповеди: Он в субботу мертвых воскрешал, больных исцелял и все прочее, Он с мытарями и грешниками ел и пил, и ученики его вовсе не постились …

Поэтому неслучайно, помните, в двадцать третьей главе Евангелия от Матфея постоянным рефреном звучат одни и те же слова: горе вам, книжники, фарисеи, лицемеры … по разному поводу, но горе вам, книжники, фарисеи, лицемеры. …

Посему, бежать будем безумного, дьяволоподобного, мнимого осознания себя праведником и бороться с этим, как со страшною болезнью.

Просить, чтобы Господь исцелил нас от этого страшного пагубного недуга лицемерия, чтобы Господь нашу немощную душу, скрюченную, искореженную по подобию того, какой была эта женщина, со одной стороны несчастная, с другой стороны счастливая, ибо Бог воззрел не на ее внешнее уродство и безобразие, а воззрел на чистоту ее сердца и по вере этого сердца исцелил ее.

Да дарует Господь и нам исцеление от многочисленных недугов наших, наипаче душевных, и дарует нам чистоту помыслов и через это освобождение от греха и от плена страстей. Дарствует же нам вечную жизнь и Царствие Небесное, которого Милостью Божиею сподобились сонмы святых угодников Божиих. Да дарует и нам Господь сию радость быть наследниками вечной жизни и Царствия Небесного, где подобает всякая слава, честь и поклонение Единому в Троице славимому и поклоняемому Богу, Безначальному Отцу со Единородным Его Сыном и Всесвятым и Благим и Животворящим Его Духом ныне и присно и во веки веков. Аминь.