Чем бы не было наполнено наше с вами сердце, будь это радости, какие-то жизненные восторги, или напротив, какие-то скорби, невзгоды, переживания, мы спешим в храм Божий для того, чтобы здесь поделиться своею радостью или своею печалью с Тем, Кто царствует и жительствует в этом святом месте, то есть с Живым Богом. Храм Божий потому и является вместилищем и селением Бога Живаго, что Господь избрал это святое место в селение Себе.

Конечно же, в этих словах есть доля какого-то определенного противоречия, ибо Бога невозможно даже Небесам вместить, а мы говорим о том, что Он избрал жилищем Себе храм Божий. Но это так, это действительно место, посвященное Богу. Оно избранно Господом для того, чтобы здесь, именно на этом святом месте внимать мольбам и молениям всех тех, кто приходит в это святое место и переступает его святой порог. Когда мы с вами переступаем порог храма Божия, это не некое отвлеченное возвышенное преувеличение, а действительная реальность, мы с вами вступаем чертоги Царя Небесного. Будучи здесь на земле, еще облеченные плотью, мы уже становимся небожителями в силу того, что храм Божий является Небом на земле. И, я думаю, каждый христианин имел не единственный опыт в своей жизни, когда он чувствовал особую радость, особую благодать от посещения храма. Причем ходить регулярно в Церковь, как каждый из нас из здесь присутствующих осознает и понимает, это не некая сложившаяся привычка и традиция в нашей жизни, это действительная потребность всей нашей жизни. Я смею надеяться, что все те, кто сегодня пришли в храм, осознают и понимают, насколько не просто необходим в нашей жизни храм, но даже если на некую долю секунды представить, что в нашей жизни отнять эту святыню, жизнь не просто побледнеет и померкнет, она совершенно обессмыслится, она совершенно потеряет свое содержание и свое главное предназначение. И именно таковое отношение к Храму Божьему воспитывает в каждом из нас Слово Божие. Господь заповедью Своею освящает именно то время, когда мы с вами, оставив все свои земные заботы, все свои земные попечения, спешим в храм Божий. Еще пророку Моисею Бог велел передать народу Своему, чтобы народ шесть дней делал дела свои, а день седьмой посвящал в служение Господу. Впрочем, вся жизнь каждого человека должна, мало-помалу возрастая и восходя от силы в силу, превращаться именно в это подлинное Богослужение, потому что каждый наш поступок, каждое слово, каждый помысел, он должен быть прежде всего служением Живому Богу. Но есть особые события, особые дни в нашей жизни, когда оставив все свои заботы, все свои попечения, все свои те или иные занятости, мы должны спешить в храм Божий, чтобы войдя в него, причаститься той божественной небесной вечности, к которой призывает каждого из нас Господь.

Сегодняшний день, воспоминающий торжественный Вход Пресвятой Владычицы нашей Богородицы Марии в Ирусалимский храм, особенным образом подвигает нас к тому, чтобы мы не только вспомнили сегодняшнее событие и возрадовались, и возликовали о том, что Святая Богоотроковица входит в чертоги Иерусалимского храма, но и осмыслили и осознали навсегда, чем для нас, каждого христианина, является дом Божий, храм Божий, возводящий нас к обителям небесным, к тому горнему Царствию Небесному, которое Бог уготовил всему роду человеческому прежде создания мира. Мы сегодня воспоминаем это трогательное событие, которое празднует весь православный мир, мы воспоминаем сегодня святых родителей Пресвятой Богородицы Богоотцев Иоакима и Анну. Действительно день сегодняшний является днем этих святых родителей, днем подвига их родительского делания, который они явили тем, что привели свою единственную Дщерь, трехлетную Отроковицу в храм и оставили Ее там, посвятив Господу на служение.

Мы знаем с вами подробности Рождества Пресвятой Владычицы Богородицы и Приснодевы Марии, знаем о том, что Она была плодом молитвы Богодарованным. Родители Ее, исполнившись глубокой старости, были бесчадными, не имели детей, что вызывало в их сердце глубочайшую скорбь и прежде всего оттого, что они не имели радости чадородия, а через это, не имели прикосновенности к той величайшей тайне, к которой был призван каждый человек в Ветхом Завете, поскольку каждая семья мыслила себя в категориях прежде всего того, что в их семье быть может некогда родиться Мессия – Спаситель, и каждый желал послужить каким бы то ни было образом к осуществлению этого обетованного чаяния — пришествию в мир Господа. И поэтому отсутствие детей в сознании людей того времени воспринималось как какое-то наказание Божие. Все это, накладываясь одно на другое, рождало глубочайшую скорбь в сердцах праведных Иоакима и Анны.

И вот рождается ребенок, чему трудно поверить, потому что это выходит за границы и рамки человеческого разумения и понимания: как в семье стариков может родиться ребенок? Святитель Иоанн Златоуст, рассуждая на эту тему, говорит: ты должен веровать этому чуду, прежде всего для того, чтобы оно научило тебя поверить в бессеменное Зачатие и Рождение Спасителя мира от Пресвятой Владычицы Богородицы, т.е. мы не способны с вами понять и до конца уяснить тайну Приснодевства Пресвятой Богородицы, если мы с вами не осознаем, не поверим и до конца не поймем, каким образом Бог явил это дивное чудо, когда в семье стариков рождается дитя. Именно это чудо являет Господь рождением Богоотроковицы Марии в праведной чете святых Богоотцев Иоакима и Анны. И вот они, казалось бы, дождались того, о чем чаять и надеяться было немыслимо и невозможно — в их семье рождается дитя, но они не могут поступить иначе, кроме как посвятить свое единственной дитя, плод их молитв, целожизненных молитв, Господу.

И потому они, несмотря на определенную скорбь своего родительского сердца, ведут Ее торжественно, привлекши к этому своих сродников, знаемых и друзей, к тому, чтобы путь из Назарета в Иерусалим был действительно торжественным, чтобы Бог увидел, что это не просто некая вынужденная мера, и они были как-бы обязаны в силу тех или иных условностей отдать свое дитя Господу, а что это — дар от сердца исходящий, дар, с радостью Богу приносимый. Они ведут Ее в течение нескольких дней, так как путь из Назарета в Иерусалим занимает более ста километров, с ликованием, с празднованием, с песнями, с цветами.

Они ведут эту дивную Дщерь благословенную в Иерусалимский храм, и там наитием Духа Всесвятаго Божия выходит первосвященник, который изумляется этому дивному шествию, в центре которого маленькая девочка, трехлетняя отроковица, и он споспешествует Ей подняться по ступеням Иерусалимского храма, их насчитывалось, как известно, пятнадцать, и на каждой из них воспевались приличествующие этим ступеням псалмы.

Мы знаем с вами об этом потому, что в молитвенном наследии Церкви осталась боговдохновенная Псалтирь святого псалмопевца Давида, и восемнадцатая кафизма, которая, как мы знаем с вами или, вернее, знают те, кто имеет усердие читать святую Псалтирь ежедневно, разделена на пятнадцать небольших псалмов, называемых песнями степеней, или по-русски, песнями ступеней, т.е. на каждой из этих ступеней воспевалась песнь Давидова. И вот по этим ступеням, по этим достаточно высоким каменным ступеням восходит никем не поддерживаемая Отроковица Мария. Она восходит к самому главному святилищу Иерусалимского храма, ко Святому Святых. Она входит туда, о чем помыслить никто не мог и не способен был. Мы сегодня слышали с вами удивительное послание апостола Павла за Божественной Литургией, где он подробно описывает устройство ветхозаветного храма, говоря о так называемом притворе, каковым является и в нашем сегодняшнем понимании соответствующее место храма, о Святом — это собственно храм, где мы с вами молимся и Святом Святых, по предлагаемой аналогии – святой Алтарь.

Так вот, во Святое Святых, как мы знаем с вами в том числе из сегодня говоримых нам апостолом Павлом слов, никто не входил кроме одного первосвященника, который имел право один раз в год лишь переступать порог этого святилища, чтобы приносить умилостивительную жертву за грехи людей. И вот именно туда, куда даже не дерзал праздно входить первосвященник, архиерей Божий, восходит маленькая девочка, она восходит к изумлению всех в святилище Божие. Мы знаем с вами, что во Святом Святых хранилась величайшая святыня – Ковчег Завета, в котором почивали святыни, коими Бог свидетельствовал народу Своему Свое живое присутствие.

Но этот ковчег уже был утерян. В это время, ко времени земной жизни нашего Спасителя, храм Иерусалимский был пуст, потому что в нем не было самого главного — в нем не было Ковчега Завета. И вот в удивительном, символическом смысле, в алтарь, в пустой алтарь, в пустое Святое Святых, где нет Ковчега, входит одушевленный Ковчег, который спустя совсем короткое время вместит в Себя Того, Кого не способны Небеса вместить, вместит в Себя живого Бога, благоволившего принять плоть за род человеческий и искупить нас Своею смертью от клятвы законныя.

Вот это является главным смыслом и главным содержанием сегодняшнего Праздника. Матерь Божия, ставшая Кивотом Завета Нового, входит во Святая Святых и свидетельствует всему роду человеческому, по крайней мере в лице тех людей, которые Ее сопровождали и которые лицезрели это дивное чудо, что наступила эпоха Нового Завета, время совершенно иное. То, что было ветхим, осталось позади, и наступает время Евангелия, т.е. Благой Вести, Вести о спасении всего рода человеческого, Вести о пришествии в мир Христа Жизнодавца.

Вот это, собственно говоря, событие сегодня мы с вами празднуем, чтим и прославляем. Сегодня мы благоговейно покланяемся Честнейшей Херувимов и Славнейшей без сравнения Серафимов Деве Пречистой Богородице. Мы сегодня прославляем и чтим Ее святых родителей, научаясь тому, каковым должно быть воспитание в христианской семье детей. Тому, что самым главным на потребу в родительском разумении и понимании воспитание своего ребенка, является, прежде всего, научение его тайнам Царства Божьего и твердой несомненной вере во Христа Спасителя. В бессмертие своей души и в наследие вечной жизни. Научение тому, что эта жизнь, юдоль плача и скорби, является не более чем путем и странствием для каждого из нас и что отчество, Богом нам уготованное, отечество Небесное, оно Богом даровано всем любящим Его с тем, чтобы каждый, шествуя путем исполнения святых Христовых заповедей, стал причастником этой дивной радости в Царствии Небесном. Об этом сегодня все наши размышления и помыслы, об этом мы просим Подвигоположника спасения нашего Господа Иисуса Христа, чтобы Он даровал нам радость вечной жизни, чтобы Он презрел наши грехи и беззакония, которые единственные они вырастают на пути между нами и Царствием Небесным. Чтобы Господь даровал нам дар покаяния и исправления своей греховной жизни, чтобы предстательством и молитвенным заступничеством Пресвятой Владычицы Богородицы и Приснодевы Марии все мы были наследниками той дивной радости, которую Бог уготовил всем нам прежде сложения мира. Богу же нашему, Единому в Троице славимому и покланяемому, Безначальному Отцу со Единородным Его Сыном и Всесвятым и Благим и Животворящим Его Духом подобает всякая слава, честь и поклонение днесь и присно и во веки веков. Аминь.