Проповедь протоиерея Георгия Гуторова в день памяти святых апостолов Петра и Павла

Примером этих святых угодников Божиих мы сегодня назидаемся, воспоминая преславное их житие. Сегодня за Божественной Литургией в апостольском чтении мы слышали, как апостол Павел рассказывал о себе, как бы иносказательно, из скромности говоря: собою не могу похвалиться, а лишь тем могу человеком похвалиться, который был восхищен до третьего небесе и слышал неизреченные глаголы Божии, которые невозможно никому из людей услышать, именно этим человеком могу похвалиться. Продолжая свою яркую мысль, повествующую о том, какой чести и какого величия он был удостоен от Бога, еще здесь, во плоти сподобившись лицезреть Царствие Небесное, апостол Павел продолжает и говорит: приставлен был мне пакостник плоти, ангел сатаны, да пакости мне деет, я трижды просил Бога, чтобы Господь отнял его от меня, но Господь сказал, что сила Его в немощи совершается и посему и дана мне эта немощь, чтобы не превозносился чрезвычайностью откровений. 

Другой же ныне празднуемый угодник Божий, собрат и сослужитель богоглаголивому Павлу, апостол Петр, сегодня тоже свидетельствует всей полноте человечества о том, кем он исповедовал Христа Спасителя Господа нашего, именно этому было посвящено сегодняшнее Евангельское благовестие. Когда Господь в окружении Своих учеников пришел в пределы Кесарии Филипповой и спрашивал апостолов Своих, за кого почитают Его люди? Они же начали рассказывать, что слышали в молве людской, что одни называют Господа Илией пророком, другие называют Его Иеремией или кем-либо из иных пророков. — Вы за кого Меня почитаете, — вопрошает Господь Своих учеников, и вот тогда Петр апостол, самый горячий, пылкий ученик Христов, несмотря на свой уже достаточно зрелый в ту пору возраст, вышел из лика апостольского и засвидетельствовал, сказав: Ты Христос, Сын Бога Живаго. На что Спаситель отвечал ему: Блажен ты Симон, сын Ионин, ибо не плоть и кровь тебе сказали это, а Дух Отца Моего и ты Петр, — продолжает Господь, и мы знаем с вами об этом удивительном евангельском месте, где Он чудесным образом переименовывает Симона рыбака, называя его Петром, потому что по-гречески слово «петрас» означает камень, или скала, здесь происходит удивительная игра слов: и ты Петр, и на сем камне созижду Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее. На этом исповедании, который от лика апостольского засвидетельствовал и исповедовал апостол Петр и зиждется Церковь Христова, зиждется на том, что Христос — воистину Сын Бога Живаго, пришедый в мир грешныя спасти. Вот об этом сегодня мы слышали, дорогие братья и сестры, в Литургийных писаниях, в тех чтениях, которые непременно положены для нашего с вами назидания и увещевания. Апостольское послание и евангельские глаголы говорят нам с вами о тех, кого Церковь едиными устами и единым сердцем чтит и прославляет. 

Есть замечательное русское слово, которое мы с вами утратили из своего подлинного обихода. Конечно же, мы с вами этим словом пользуемся, употребляем его, но подлинное, настоящее значение и смысл этого понятия, боюсь, давно утрачен в нашем сознании. Это слово «призвание». Призвание это то, когда Бог призывает человека, а человек с готовностью откликается на этот зов, и вот сегодня мы видим яркий пример в лице этих святых, ныне празднуемых угодников Божиих, что есть поистине призвание. Каким разным образом, Господь призвал этих двух людей. Мы знаем с вами о том, кем был апостол Петр. Он был обыкновенным рыбаком, неизвестно, владел ли он вообще грамотой, но Господь призывает этого простого, но искреннего, ревностного, чающего Христова утешения человека к апостольскому служению, т.е. к самому высочайшему на земле служению, быть проповедником слова Божия, слова Христовой истины. Как просто и как, на первый взгляд, обыденно происходит это призвание, когда Господь сказал ему всего несколько слов «следуй за Мною и сделаю тебя ловцом человеков». И этот, уже казалось бы, зрелый человек, имевший семью, имевший определенный навыки жизненные, имевший свой определенный промысел, кормивший его и его семью, он тут же все оставляет и следует за Христом и становится одним из самых ревностнейших служителей слова Божьего. Господь призывает его, и он делается его первоверховным апостолом, проповедуя народу своему, потому что его призвание и его апостольское делание, прежде всего, распространялось на сродный ему народ. 

И напротив, мы видим с вами пример некогда именовавшегося Савлом, того, кто гнал Церковь Христову, который одобрял, как об этом говорит и свидетельствует книга Деяний апостольских, убиение первомученика архидиакона Стефана, потому что к его ногам, к ногам юноши Савла, убийцы полагали свои одежды. Более того, он, дышущий ненавистью и злобою, шел в Дамаск, чтобы развязать там еще более кровавое гонение на последователей Христовых. 

Что же происходит с ним на дороге в Дамаск? Происходит удивительное чудо, о котором все мы с вами знаем, и оно не устает повергать нас с вами в священный трепет, когда этот грозный ревнитель отеческих преданий, шел с тем, чтобы в еще большей степени развязать бойню против последователей Христовых. И вот здесь встречает его Христос, Он его уловляет в свои сети, и в отличие от первого призвания, которое совершилось в спокойной обстановке, связанной с призванием апостола Петра, здесь все происходит совершенно иначе. Гром с неба сотрясает поднебесную, и этот грозный гонитель вдруг от неизреченного, превышающего даже солнечное сияние света слепнет и слышит голос, обращенный к нему: Савл, Савл, зачем гонишь Меня! Изумленный, потрясенный, Савл вопрошает Неведомого, обратившего к нему Свой глас с неба: Кто Ты, Господи, чтобы я гнал Тебя? – Я Иисус, Которого ты гонишь, удобно ли тебе идти против рожна? — вопрошает его Спаситель. Это грозное откровение и явление на пути в Дамаск преображает этого человека, и с ним происходит совершенно обратное тому, с чем он шел в Дамаск, чтобы беспощадно гнать последователей Христовых. Он приходит в тот же самый город, ведомый своими спутниками, ибо он не способен был передвигаться самостоятельно от поразившей его слепоты, и апостол от семидесяти Анания приходит по откровению свыше в его дом в Дамаске и там просвещает его светом Христовой истины. Савл крестится и прозревает и очами своего тела, и очами своей души, и из лютого гонителя превращается в ревностнейшего проповедника Евангелия Христова и поистине во всю землю изыде вещание его и в концы вселенныя глаголы его. 

Павлом он стал именоваться позже, после Крещения, впрочем, хочу объяснить. Некоторые считают, что до Крещения он был Савлом, а после Крещения возымел имя Павла — это не так. Если мы будем внимательны к чтению книги Деяний, то увидим, что это чудесное событие, о котором я повествовал только что, рассказывающее о чудесном обращении Савла, описывается в девятой главе, а лишь в тринадцатой главе книги Деяний впервые он именуется Павлом. Это очень легко объяснимо, потому что в еврейской среде того времени, было не редкостью иметь несколько имен. Савл — это производное от более узнаваемого еврейского имени Саул — был такой известный, первый царь Израиля. Савл, это производное от этого имени, а Павел, более привычное для слуха западного человека, более привычное в латинском мире. Мы знаем с вами, что он, будучи уроженцем малоазийского города Тарса, имел от рождения своего римское гражданство, и поэтому имел два имени, а поскольку был избран Господом для проповеди среди языческого мира, то для более легкого понимания тем, кому он будет проповедовать, он и стал пользоваться именем Павла. 

Таким удивительным образом Павел был призван, и мы видим с вами, как оба апостола отозвались на то призвание, каковым Господь каждого из них призвал к апостольскому служению. Видим, насколько разные люди, Петр, неграмотный простой человек, апостол Павел, напротив, человек, имевший блистательное образование для своего времени. Он сам о себе говорил, что учился у ног самого Гамалеила, величайшего раввина своего времени, и тоже собирался быть служителем и ревностным последователем тех отеческих преданий, но как замечательно он говорит в одном из своих Посланий, что Христос его нашел: не я нашел Христа, — говорит он, — а Он меня нашел. Как это трогательно, как это удивительно! 

Как-то я услышал подобного рода откровение от простого обыкновенного человека, и оно было очень созвучно тому, о чем мы с вами так высокопарно говорим. Одна женщина ответила на вопрос, как она уверовала в Господа, как она пришла ко Христу. Она ответила так, и не думаю, чтобы это был плагиат и она просто процитировала апостола Павла, а искренно, от сердца сказала: это не я Его нашла, это Он меня нашел. 

Я думаю, что каждый из нас может сказать, вглубь своего сердца устремив свой мысленный взор, что это не мы Христа нашли, это Он нас нашел среди всевозможных житейских забот, треволнений, путей, какой-то всевозможной суеты и всего прочего. Наверное ни одного нет человека на земле, которого бы Господь не призвал к Себе. Счастливы те люди, которые с детства воспитаны в вере Христовой, может они лишены каких-то ярких впечатлений от того, как произошло их обретение Христа, но думаю, что большая часть людей все же была найдена Христом в самых разных местах, может это было как-то тихо и спокойно, просто некое внутреннее побуждение повлекло человека в Церковь. Один священник, который был вместе с нами на нашем престольном празднике, замечательно рассказал об одном эпизоде из своей жизни. Он был очень маленьким мальчиком, всего десятилетним ребенком, они с родителями гуляли по ВДНХ и зашли в этот храм в первый раз в жизни, он даже крещенным не был тогда, ни он ни его родители. И он зашел сюда ровным счетом ничего не понимая, что это такое, что здесь происходит, но ощущение того, что ему не хотелось отсюда больше никуда уходить, он вынес и пронес через всю свою жизнь. Его тоже Христос нашел, вот здесь, в этом храме. Как это трогательно и как это удивительно! Думается, каждый из нас имеет внутреннее личное сокровище того, как Христос каждого из нас нашел в нашей жизни, и каким чудом можно назвать то, что мы, услышав голос нашего Спасителя в своем сердце, откликнулись, и это стало смыслом и главным содержанием нашего человеческого существования. 

Иные люди через какие-то потрясения приходят к Богу, через болезни, скорби невзгоды, которые вдруг сотрясают человека, и человек понимает, что он настолько бессилен и беспомощен и что кроме силы свыше, никто не способен ему помочь, подобно утопавшему Петру, который тонул и из этой пучины вод протянул руку к Господу с мольбою о спасении. И он был спасен и услышал слова Христа: Зачем ты усомнился, маловерный. 

Думаю, что не погрешу и не преувеличу, сказав о том, что сколько людей живет в поднебесной, столько и путей ведущих к Богу, и каждый из этих путей совершенно своеобразен, совершенно не похож на путь рядом стоящего человека. Господь касается сердца каждого из нас, и каждый из нас имиже веси судьбами и путями откликается на это призвание, которым Господь пытается увлечь нас в апостольские сети, приводящие нас к вечной жизни и Царствию Небесному. Но при всем многообразии и разнообразии путей, которые приводят человека ко Христу, мы видим некое единство, по крайней мере в жизни святых празднуемых угодников Божиих. Разным было их призвание, но конец их жизни был очень и очень похож, потому что они умерли именно в этот день, двадцать девятого июня по церковному календарю и двенадцатого июля уже по современному, так называемому новому стилю, григорианскому календарю. 

Совершая свое делание, неся свои послушания в разных пределах мира, они проповедью своею наполнили все те страны, которые находились в средиземноморье, именно там они проповедовали Христа. Случилось так, что именно в этот день в 69 году по Рождестве Христове они оказались в граде Риме, где и приняли мученическую кончину. Их мученический венец приходится на одно из самых страшных гонений на христиан, развязанных и совершенным императором римским Нероном. В граде Риме показывают так называемую Мамертинскую темницу, в которой, будучи заключенными, святые апостолы провели вместе последнюю ночь в своей жизни. Там апостол Павел проповедовал Христа другим узникам и некоторых из них даже они крестили. Наутро их повели на казнь, и апостола Петра казнили так, как казнили бы любого простолюдина. Его казнили распяв на кресте, вполне узнаваемая и традиционная в те времена казнь, та самая, которую вкусил Спаситель мира Господь наш Иисус Христос. Но прежде чем продолжить, мне хотелось бы вспомнить удивительный эпизод. Впрочем, об этих святых угодниках Божиих можно говорить часами и наверное мы с вами не способны будем выразить то, чем полно наше сердце, когда оно говорит и воспоминает об этих святых угодниках Божиих. Но одно удивительное, наверняка большинству здесь присутствующим, конечно же, известное обстоятельство мне хотелось бы сегодня упомянуть здесь и сказать о нем. 

Когда императором Нероном было развернуто в Риме гонение на христиан, когда он поджег Рим и вину свалил на последователей Христа, тогда христиан стали бросать в тюрьмы и казнить. Видя все это, ученики апостола Петра сказали своему авве, своему учителю: ты еще многих приведешь ко Христу, ты ведь Самого Господа своими глазами лицезрел, скольких еще ты обратишь к Нему, поэтому беги из этого страшного города, спасайся! И Петр внял словам своих учеников и пошел из Рима, и даже до сегодняшнего дня на том месте, где произошла эта удивительная встреча, стоит храм, который так и называется «QUO VADIS, DOMINE» — «Камо грядеши, Господи». Нам всем известна эта удивительная подробность, предшествующая мученической смерти апостола Петра, потому что здесь, уже за пределами Рима, он вдруг увидел Христа, идущему ему навстречу в багрянице и в терновом венце, и он спрашивает: Камо грядеши, Господи? (куда идешь? Quo vadis?). И слышит ответ: Я иду в Рим, чтобы вместо тебя умереть в нем. И Петр понял, что он вновь, вторицею предает Христа, некогда отрекшись в доме первосвященника трижды от Христа, он сейчас вновь повторяет это малодушие и отречение. Тогда он вновь возвращается в этот город и сам отдает себя в руки стражников, которые искали его по всему городу и уже совершенно отчаялись найти его, как вождя христианского движения в этом городе. И когда его приговорили к распятию на Кресте, то Петр просил, чтобы его распяли иным образом, ибо он не считал себя достойным умереть так, как умер его Господь и Учитель, и потому апостола Петра распяли вниз головой. Вот такою смертью он прославил Господа, не отрекшись от Него, а радуясь, тому что Господь даровал ему вкусить смерть такую, какую Сам Он вкусил для искупления всего рода человеческого. 

Утром этого же дня произошла еще одна казнь, только она произошла совершенно иным образом, поскольку апостол Павел имел римское гражданство, т.е. был человеком совершенно иного социального положения, то его не могли как простолюдина казнить. Но за ту совокупность преступлений, в которых его обвиняли, а именно за проповедь о Христе распятом и Христе воскресшем, он тоже был приговорен к смертной казни, но его приговорили к смертной казни через усечение главы мечом. За городом, уже в другой стороне, нежели там, где был распят на кресте апостол Петр, был обезглавлен святой богоглаголивый апостол Павел. Когда его возвели на эшафот и отрубили ему голову, то его голова, покатившись по каменным ступеням, трижды ударилась о землю, и в этих местах стали бить три родника. Таким образом Господь тоже засвидетельствовал, сколь велик был в своем служении, в своей проповеди этот великий угодник Божий. В один день, именно в сегодняшний день, они прославили Бога мученическим подвигом, прославляя Творца и Господа, и напитав своими учениями сонмы народа Божьего, внемлющих истине Христовой. 

И мы с вами, дорогие братья и сестры, обязаны подвигу святых и благоглаголивых апостолов Петра и Павла и прочим святым апостолам, которые проповедовали слово евангельской истины, до сегодняшнего дня дошедшее до нас и осмыслившее наше человеческое существование. И воспоминая сегодня этот дивный подвиг святых апостолов Христовых, мы тоже не можем не применить этот пример по отношению к самим себе, в том смысле, что каждый из нас тоже призван Господом быть Его служителем. В совершенно ином масштабе, в совершенно иных условиях, но мы тоже, в силу того, что мы являемся христианами, являемся в какой-то мере апостолами, проповедующими и устами своими, а наипаче самою жизнью своею слово Христовой истины. 

И от нашей с вами добродетели, от нашей с вами верности Христу и преданности Ему зависит, насколько люди, окружающие нас, способны тоже быть последователями Христовыми. Рассуждая об этом, мы не можем не задуматься и о том, что каждого из нас ждет кончина, что Господь призовет нас из этой юдоли плача и скорби, из этой временной земной жизни к жизни будущего века и какова же будет наша кончина? Преподобный батюшка Серафим Саровский всегда говорил: почаще спрашивай себя — «Господи как мне умирать будет?»

В силу своей косности, в силу своей греховности, в силу своего маловерия и малодушия и прочих качеств, которые удаляют нас от Господа, мы вряд ли удостоимся столь великой чести, которой удостоились святые самовидцы Христовы, которые удостоились мученического венца, ибо это удел избранных и великих, и мужественных мужей и жен. Нам бы с вами, хотя бы не за Христа умереть, а хотя бы с Его именем умереть.

Чтобы о Нем всегда помнить, чтобы себя без остатка и безраздельно вручить Его Божественному попечению, и чтобы умирая и отдавая последний вздох здесь, в этой земной жизни, вместе с празднуемым ныне святым апостолом Петром сказать своему Господу: Господи, ты вся веси, ты веси яко люблю Тя. Аминь.