Потому что слышание Слова Божия в подлинном, настоящем смысле этого слова, есть не некая информативность, донесенная до тебя, а, прежде всего, желание следовать тому, что Бог, великий всемогущий Творец, сказал именно тебе. Мы с вами очень часто говорим о том, что все чтенное, слышанное нами в Церкви касается не абстрактно кого-то, как иногда мы думаем, прочитав или услышав какое-то интересное место, что, да, надо обязательно рассказать об этом своим домочадцам, пусть послушают, это как раз их касается, но это по преимуществу и, в первую очередь, касается нас с вами. Потому все, о чем мы слышим с вами в Церкви, а наипаче в словесах Божественного Писания, это касается нас с вами в первую очередь и поэтому мы должны именно так внимать словесам Божественного Писания, как если бы Бог лично и непосредственно говорил нам. Сегодняшнее евангельское повествование действительно созвучно тому, о чем сегодня уже было сказано, оно созвучно не так давно чтенному Евангельскому Благовестию о богаче и Лазаре, и по очень яркой, как мне кажется, мысли одного современного богослова сегодня мы слышим с вами как бы продолжение этого евангельского повествования, потому что сегодня мы в Евангелии слышали об одном из братьев, именно тех братьев, о которых так печалился и беспокоился богач, снисшедый во ад и находящийся и томившийся в огне неугасимом, потому что мы сегодня тоже слышали о некоем безумном богаче, как называет его Господь. Сегодняшнее Евангельское повествование очень коротенькое по своему объему, но вместе с тем настолько вместительно в смысле назидания каждого из нас, что Церковь вновь и вновь обращает свой материнский любящий взор в сердце каждого чада своего с тем, чтобы он, внемля этим благоуветливым Божественным глаголам, научился слышать и исполнять эти Евангельские заветы и словеса.

Сегодня мы слышали о том, как некий богатый человек в преизбытке получил урожай, т.е. этот человек, будучи и без того человеком состоятельным и богатым, приобрел еще большее богатство, и он, находясь в недоумении и даже в некоторой растерянности, спрашивал самого себя: что же мне делать? куда же мне девать все это богатство, которое вот так неожиданно выпало на мою долю? Его осеняет гениальное по его разумению решение, он говорит самому себе: вот что я сделаю — я разрушу свои житницы и свои амбары, сделаю их более вместительными, я всыплю в эти вместилища, в эти сокровищницы все богатство мое и вот тогда-то я, наконец, скажу своей душе: душа, ешь, пей, веселись, теперь ты можешь ни о чем ровным счетом не задумываться и не беспокоиться, потому что на многие годы у тебя богатство выпало ныне. Я хочу обратить ваше внимание на глупость этого человека, даже то, как он выражает свой восторг и некое свое самоутверждение. Неслучайно Господь называет его безумным человеком, потому что мы с вами понимаем, что душа, она не ест, она не пьет, она не веселится в том словоупотреблении, которое, по крайней мере, богач употребляет в сегодняшнем Евангельском повествовании, это удел тела, удел плоти — есть, пить, веселиться, но не души. Понятно, если бы он сказал: плоть моя, которую люблю без остатка всего своего существа, ешь, пей, веселись. Нет, он безумными своими глаголами почему-то взывает к своей собственной душе. Душа, ешь, пей, веселись и прочее. Действительно, состояние иного человека может совершенно предать забвению то, что у человека есть душа. И что такое душа по своему пониманию, в подлинной своей сущности? Иной человек, как сказал один замечательный проповедник, он из существа богоподобного, к которому призван и каковым создан быть человек, превращается в существо скотоподобное, он оскотинивается, превращается в животное, и меряет эту жизнь и этот мир категориями, которыми меряет животное, он живет только лишь исключительно для достижения материальных и физиологических потребностей. И вот именно этому существу можно уподобить сегодняшнего евангельского богача, который торжествует, радуется и ликует. Если перевести сегодняшнее евангельское повествование на современный язык, то мы можем с вами увидеть примерно такую картину. Представьте себе, человек предприимчивый и имевший какой-то капитал, очень удачно вложил его в акции, предположим, Газпрома, и эти акции принесли ему чрезвычайно огромные дивиденды. Что же мне делать, — говорит он сам себе, — у меня все есть, чего же мне еще недостает? а быть может мне где-нибудь в Европе купить футбольный клуб, например, или еще что-нибудь? И вот тогда я скажу своей душе: душа, ешь, пей, веселись, все у тебя есть, ни в чем ты не испытываешь недостатка.

И вот здесь происходит самое главное, о чем мы с вами слышали в сегодняшнем Евангельском повествования, Бог говорит этому безумцу: в эту ночь душу твою отнимут от тебя, кому это все останется? кому все это будет передано в удел? ты старался, стремился, трудился, заботился, кому ты это все оставишь? своим наследникам, которые будут вгрызаться в горло друг другу, деля твое имущество и это наследство?

Вот так говорит Господь, заключая сегодняшнее столь короткое Евангельское повествование, будет со всяким, кто не в Бога богатеет. Господь повелевает и призывает нас богатеть, не земными приобретениями, а прежде всего Им Самим, и если душа человеческая богатеет Богом, тогда этому человеку нечего и некого бояться. Напротив же, если человек все свои силы, все свои таланты, умения и старания обращает совершенно в ином векторе своего жизненного пути, тогда это все приводит неизбежно к тому, о чем мы с вами слышим Евангельском повествовании, и это действительно может быть катастрофой и трагедией.

Заметьте, одного Бог посещает скорбями и болезнями, другого Бог посещает больными родителями, за которыми необходимо ухаживать, иного посещает какими то неблагополучными детьми, о которых нужно скорбеть и страдать и постоянно молиться, а иного Бог посещает богатством. Это тоже испытание, это тоже некое искушение, потому что за все эти испытания Бог каждого человека спросит, как он нес свой жизненный крест. Мы с вами можем удивляться почему в этой череде скорбей, которые привычно именовать крестом жизненным, мы употребляем сегодня богатство. Бог неслучайно дает человеку те или иные в том числе и материальные возможности, потому что через них этот человек может быть не только своей душе послужить ко спасению, но многим и многим другим людям. Но если он считает, что это только лишь ему одному принадлежит и он вправе один этим распоряжаться, вот тогда этот крест, это испытание может оказаться для человека гибельным и неудобоносимым, как для того богача, о котором мы сегодня с вами слышали в Евангельском повествовании.

Что означает богатеть в Бога? Я думаю, что это не требует какого-то особенного рассуждения — это очевидно: богатеть в Бога это значит жить по заповедям Божиим, жить для людей, окружающих тебя. Это, наверное самое сложное и самое серьезное призвание к которому может быть призван человек, но этот путь которым Господь ведет человека к вечной жизни и спасению. Все мы совершенно далеки от той меры богатства и состояния, которым обладал сегодняшний евангельский богач, безумный человек, который не смог по праву и по какому-то разумению распорядиться тем, что Бог ему дал. Как один епископ замечательно сказал в своей блистательной проповеди, которую мне некогда довелось слышать, он говорил так, что Бог дает нам то или иное лишь попользоваться, а нам почему-то кажется, что мы являемся хозяевами всего этого. Нам Бог дал на время, только лишь для того чтобы мы смогли и способны были все это употребить во благо самому себе и людям нас окружающим, но мы вместо этого посчитали себя полноценными хозяевами того, что Бог нам лишь попользоваться, а это себе присвоили. Это все равно, что воровать у Бога, и потому вор никогда не способен быть счастлив в тех приобретениях, которые он приобретает нечестным, лживым путем. Господь говорит нам слова, которые все мы знаем наизусть: блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Вот я сегодня уже упоминал дивного святителя Иоанна Златоустого, который говорит не только для своих современников, но и для всех нас, всех прочих поколений, живущих в поднебесной. Он говорит, что самое лучшее употребление своего богатства заключается в том, чтобы отдавать его нищим. Вот там уж точно никто не похитит, там уже никакие девальвации, никакой обвалочный курс не сможет тебя обворовать и ограбить, потому что, вкладывая в бедных и нищих, ты действительно никогда не потеряешь своей мзды и своей награды, потому что подавая людям нуждающимся, невзирая на их лица, ты тем самым соплетаешь себе нетленный небесный венец.

Мы с вами, как не способные, быть может, принципиально решать те или иные жизненные проблемы людей бедных и нищих, все же не будем проходить мимо них с равнодушным и безразличным сердцем. Нас иногда смущает внешний облик этих людей, а что же мы хотели увидеть в этих людях, опустившихся и совершенно потерявших даже какое-то человеческое достоинство. Вчера наблюдал вполне обыденную ситуацию в метро: полный вагон людьми, но какая-то его часть была совершенна пустой, в ней никто не стоял и не садился, потому что в этой части вагона полулежал пьяный бомж, от которого смердело, так что невозможно было даже стоять рядом, и все остальные люди жались в другой части вагона. Ужасающее, чудовищное зрелище. Мы говорим, ну как же такому подавать, как можно такому опустившемуся существу сострадать. Мы брезгливо затыкаем нос, и быть может даже на следующей станции спешим выйти и пересесть в другой вагон, потому что нам это омерзительно и брезгливо. Как же быть с такими?

Понятно, что человек пропьет поданные ему деньги, и как поступить в этой ситуации? Прогнать нам их невозможно, милиция их не забирает, никаким социальным службам они не интересны и предоставлены они сами себе, что с ними делать? Мы как христиане, проходя мимо равнодушно, отворачивая свое лицо, тоже чувствуем некий дискомфорт: мы говорим в Церкви такие великие и возвышенные слова о милосердии, однако же, не можем применить это к тем, кто стоит и вымаливает на пол-литра себе. Как можно об этом рассуждать, совместимы ли эти понятия, стоит ли давать деньгами, ведь в силу своей страсти, которая овладела им всецело, он не способен будет, наверное, как-то правильно их употребить. Это возможно, это в наших силах, подойти и подать ему купленный пирожок или булочку, с голоду он уже не умрет, вы его избавите от голодной смерти, по крайней мере. С одной стороны в его лице можно увидеть Лазаря, бедного, нищего, убогого, который всем существом своим, всем своим зловонием, показывает несправедливость этого мира. Мы такие благополучные, вполне состоявшиеся и живущие в определенном комфорте люди, а здесь люди, которые действительно ничего этого не имеют, и не наша с вами задача выяснять, почему они стали такими. Вы помните, не так давно мы говорили с вами, вспоминая слова святителя Иоанна Златоустого, который говорит: что ты сначала подай нищему, а потом обличай его, тем самым ты проявишь попечение не только о его внешнем состоянии, но и о его душе. А просто высказав ему, что он негодяй, опустившийся человек, пьяница и распутник, и сам виноват во всех своих бедах, и пройдя мимо, ты не более чем подчеркиваешь свое жестокосердие: ты ничем человеку не помог, а еще более его осудил и вверг в большее отчаяние, более пагубное чем, то, в котором он находился.

Нас Бог с вами обязал: просящему у тебя дай, мы не имеем право пройти мимо. Мы с вами в этом смысле, заложники Евангелия и через это Богом богатеем и за это благодарим Бога. Лишь в Бога богатеющие способны войти в радость Господа своего.

Братья и сестры, мы должны стремиться к тому, чтобы наше сердце не в равнодушии своем отворачивалось от того, кто протягивает нам руку о помощи и о подаянии. Повторяю, не наша с вами забота размышлять о том, стоит этот человек того или не стоит, подавать ему или не подавать, мы можем, как это уже было сказано, найти средство как это сделать более правильно и разумно. Чтобы наше сердце сжималось от скорби и жалости об этом человеке, о котором может быть никто никогда уже не пожалеет кроме нас, верующих во Христа. Чтобы нам богатеть в Бога в том, чтобы мы видели и себя, совершенно ничем не отличающихся от этого несчастного существа, нам просто Бог не попустил таких страшных испытаний. Неслучайно в нашем народе исстари говорили, что от сумы и тюрьмы не зарекайся. Никто не может сказать о себе, что его уж точно это не коснется, и он уж точно никогда таким не станет. Это безумные глаголы. Это милостью Божиею у нас нет таких испытаний. Господь просто видит, что мы с вами не способны будем вообще справиться с такого рода скорбями, и Господь дает нам то, что мы имеем. Так что будем благодарить Его за неизреченную милость к нам, и вместе с тем будем стараться делиться тем, что мы имеем с теми, кто этого не имеет. Тогда Господь дарует и нам ту радость, которую Он обещал любящим Его, ту радость, которой око не видело, ухо не слышало и которая на сердце не приходила человеку.

Аминь.