Этот новый человек в большей или меньшей степени тоже присутствует в каждом из нас, и пусть совесть подскажет нам, чего в нас больше – ветхого или нового, и новый человек радуется о том, что приближается время действительно святое, время благодатное, время честности перед своей собственной совестью и пред Богом. В иное время мы можем позволить себе элемент какого-то лукавства, двоедушия, что означает, как говорил Спаситель, что мы пытаемся служить двум господам. Мы хотим услужить Богу, конечно же, кто из нас не хочет в Царствие Небесное? И это безусловно является смыслом нашего христианского существования, но с другой стороны – мы стремимся услужить и миру, потому что мир требует свое от каждого из нас. Мы все окружены разными мирскими заботами и житейскими попечениями, этот мир требует исполнять его законы, законы мира, царствующего вне нашей христианской жизни. И тут действительно происходит некий дисбаланс, некое внутреннее противоречие. С одной стороны, мы понимаем, что многое из того, что мы делаем и что мир обязывает нас совершать, мы не хотели бы делать, но обязаны, потому что связаны условностями этого мира. С другой стороны – упоминавшийся уже сегодня новый человек, живущий в нас, говорит нам, что это мирское, житейское, многозаботливое, многосуетное попечение настолько скоротечно, что не следовало бы ему отдавать всего себя без остатка, потому что есть ценности, несравненно превосходящие те, которые привязывают нас к земле и миру. Земля и мир – это все прейдет. Апостол Петр говорит в одном из своих посланий, что земля и все на ней сгорит, потому что все это предано будет тлену, поскольку все временно и скоротечно. Каждый из нас, восходя от силы в силу в своем земном человеческом возрасте, прекрасно понимает, насколько все в этом мире не только скоротечно, а порой даже не заслуживает какого бы то ни было внимания вообще. Ведь сколько у каждого из нас было и есть таких ситуаций, когда, казалось бы, мы скорбели, переживали, только об этом и думали, даже плакали, сокрушались, наша жизнь затмевалась от того, что то или иное в ней не состоялось, но проходит некоторое время – и мы понимаем, как это было ничтожно, и стоило ли из-за этого так удручаться, так серьезно думать и переживать, выматывать свои нервы. Действительно, что означает доверие Богу? Господь призывает нас к тому, чтобы мы ясно сознавали и твердо и незыблемо говорили себе всегда, что мы на этой земле не более чем странники. Этот образ часто звучит в наших с вами размышлениях, рассуждениях во всеуслышание. Мы не более чем путники. Представьте себе, что странник, который движется по некоему пути и которому вполне понятна цель его жизненного движения, вдруг начинает заниматься совершенно другим, начинает останавливаться на своем пути. Ему нужно как можно беспреткновеннее достичь цели своего странствия, а он почему-то и здесь посидит, и там остановится, и с некими людьми начнет заводить какое-то общение, и какими-то куплями житейскими обзаводиться, и прочее, и прочее. Но ведь это не только не его задача, это просто отягощает его путь и тормозит достижение той главной цели, к которой он стремится. Мы все с вами, как говорит апостол Павел, не имеем здесь града, где могли бы главу преклонить, потому что мы странники и пришельцы, и Отечество наше на Небесах. Конечно же, мы не можем в этом земном пространстве все для себя исключить, от всего отречься, от всего отказаться, но если мы действительно будем сверх меры отягощать себя мирским, земным, то мы просто неспособны будем подняться к небу по элементарным физическим законам.

Вот святое время поста, которое мы сегодня и сейчас с вами переживаем Богу содействующу, оно Господом дано нам по Его неизреченному человеколюбию, по Его величайшему и безприкладному милосердию ко всем нам, чтобы мы с вами отрясли прах, тленный, никчемный и только лишь отягощающий. Это можно сравнить с тем, как хозяйка начинает разбирать свой скарб, открывает шкаф, а там столько вещей, она их уже десятки лет не носит, но хранит, а вдруг они когда-нибудь пригодятся, или какой-нибудь рачительный хозяин начнет разбирать свои инструменты, – в доме иногда бывают просто залежи совершенно ненужных, никогда не понадобящихся хозяевам вещей, но однако же все это хранится, и все это совершенно непонятным бесполезным грузом отягощает человека, вроде и надо выбросить, и сколько бы места в доме освободилось, но жалко – а вдруг пригодится, а вдруг когда-нибудь из этого можно чего-нибудь сделать, чего-нибудь смастерить или вот в это допотопное платье одеться… – Человек должен быть от этого совершенно свободным.

Во всем, конечно, должны быть и рассудительность, и разумность, потому что есть вещи и необходимые для нас, но если мы только лишь к этому сводим смысл своего земного предназначения, к некоему никому не нужному, абсурдному собирательству и обогащению, то это уже некими пудовыми гирями потянет нас с вами на дно, и мы пытаемся как-то выкарабкаться и выплыть, но все равно эти тяжелые гири неумолимо тянут нас в бездну. Вот почему человек должен быть свободен от всего наносного, искусственного, фальшивого, бутафорского, чем мы очень часто окружаем себя и свою жизнь. Так вот, возвратимся к основной мысли сегодняшнего нашего разговора, к посту, мы называем его святым временем, временем, которое позволяет нам освободиться не столько от материального и вещественного скарба, сколько от гнета грехов и беззаконий, которые накапливаются, наслаиваются, нагромождаются в душе и в сердце каждого из нас, в жизни каждого из нас. Это святое время, предназначенное по преимуществу для освобождения от греха и зависимости от него, позволяет нам очистить и освободить свое сердце, чтобы оно способно было бы вместить в себя главное и единственное на потребу. И это – главная задача святого и благословенного времени поста. К тому, что уже сказано, можно добавить, что время святого поста – это время подражания нашему Спасителю Господу Иисусу Христу, Который, как мы знаем, Свое общественное служение во искупление всего рода человеческого начал с этого делания, с сорокадневного поста. Святитель Амвросий Медиоланский говорит каждому из нас замечательные слова, обличая нас с вами, нерадивых христиан: «Христос, не имеющий греха, за тебя постился сорок дней, чтобы тебя избавить от греха, а ты, ленивец, ленишься поститься ради Христа, ради того, чтобы избавиться от всего, что разделяет тебя с Господом». Услышим эти слова, дорогие братья и сестры, и внемлем им с усердием. Христос Господь, не имеющий потребности и необходимости в посте, постился, а мы ленимся, мы начинаем сокрушаться о том, что наше здоровье не позволяет нам соблюдать это святое и благословенное время как полагается. Конечно, многие люди исходя из физических ограничений не способны поститься, потому что немощи и болезни одолевают нас. Однако мы знаем с вами и ту прямую связь, которая приводит человека, в том числе, и к физическим болезням. Причиной наших скорбей, невзгод, жизненных неприятностей, в том числе болезней, и мы об этом очень часто говорим с вами, являются прежде всего язвы духовные, то есть грехи. Мы говорим порой, подходя к священнику: у меня диабет, у меня какие-то другие немощи, болезни, я не могу полноценно поститься, благословите мне какое-то послабление, и ни у одного священника даже мысли не возникнет, чтобы отнестись к такому человеку без понимания. Конечно, если по объективным, совершенно убедительным причинам нет полноценной возможности поститься, то человек может иметь некое послабление, опять же, не злоупотребляя своим положением больного, мне, дескать, теперь можно все и я могу многое себе позволить, потому что я больной человек. Нет, это будет злоупотреблением. К послаблениям мы должны относиться как к некоему лекарству, которое способно нас поддержать и подкрепить нас в наших физических немощах, понимая вместе с тем, что причиной приобретенной болезни являются мои грехи – не чьи-то, а мои собственные, – поэтому я должен всегда, несмотря на то, что я испросил благословение на послабление у священника, каяться: прости меня, Господи, окаянного, что по грехам своим сейчас, дожив до таких преклонных лет, не могу как следует, как полагается Тебе, Господи, угодить. Вот такое должно быть отношение и к своим болезням духовным, и к своим болезням физическим, телесным. Соблюдение поста в какой-то мере уподобляет нас Самому нашему Спасителю, Господу Иисусу Христу, потому что, сегодня мы с вами слышали удивительные слова за Евангельским Благовестием – Господь говорит нам: будьте милосердны, якоже Отец ваш милосерд есть, а в другом месте Евангелия еще более в превосходной степени говорится: будьте совершенны как Отец ваш Небесный совершен есть. Мы призваны именно к этому совершенству, и если Господь дает нам пример, то мы должны, следуя за Ним и называя себя христианами, соблюдать то, что Богом нам заповедовано.

Апостол Павел в Послании к Коринфянам говорит замечательные слова, и мне хотелось бы сегодня обратить на них ваше внимание, он говорит, что плоть и кровь Царствие Божие не наследуют, что это означает? Святоотеческое понимание этих апостольских слов поясняет нам, что под плотью апостол имеет в виду наши физические страсти, наши пороки, которые порабощают человека и делают его рабом плоти. Мы можем говорить о разных проявлениях этого плотоугодия, это может выражаться в чревоугодии, в блуде, в иной невоздержанности, в других плотских проявлениях. А под кровью, о которой упоминает апостол Павел, святые Отцы разумеют страсти душевные, которые так же свойственны многим из нас, – это гнев, осуждение, злоба, раздражительность, – все то, что может выражаться и выплескиваться при внешнем благоприличном поведении человека. И все это сокрушается постом и молитвою. Господь говорит нам о том, что этот род, то есть род бесовский, род падших нечистых духов, ничем иным не побеждается, кроме как постом и молитвою. Поэтому в это святое, благословенное, Богом дарованное нам время, Господом заповедано, чтобы мы побеждали невидимых врагов.

Сегодня, как это трогательно совпало, мы слышали апостольское чтение за Божественной литургией, где апостол Павел обращался ко Ефесянам со словами: наша брань не против плоти и крови, то есть не против человека, а против миродержителей века сего, духов злобы поднебесной. То есть самым главным врагом для человека является прежде всего не подобный ему человек, а те духи злобы поднебесной, падшие, нечистые духи, которые вредят человеку и главная задача и смысл бытия которых сводится к тому, чтобы окончательно разделить человека как образ и подобие Творца со своим Создателем и лишить его вечной жизни и Царствия Небесного. Поэтому против них наша брань, против них наша война, и именно поэтому каждый христианин называется воином Христовым, потому что каждый из нас должен облечься в оружие правды и противостоять духам злобы поднебесной. Но сами мы, осознавая, насколько мы немощны, ограничены и потому что грехи уже связали нас по рукам и ногам, иногда и перстом единым двинуть не способны. Поэтому Господь и дает нам это удивительное средство, которое способно разорвать эти узы и противостоять врагу так, как Господь ждал бы этого от каждого из нас, – это пост и молитва. Поэтому не будем, дорогие братья и сестры, гнушаться и пренебрегать, и легкомысленно относиться к этому святому и благословенному времени, которое Бог по Своему неизреченному человеколюбию, по Своим щедротам и милосердию даровал всем нам, а будем прежде всего добросовестно проходить это святое время поста, чтобы наше сердце было способно вместить в себя, освободившись прежде от того тлена греховного, коим оно опутано и омрачено, радость Царствующего Духа Святаго, Которого мы призываем при каждой молитве, говоря: прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны. Соделай, Господи всех нас по слову Твоего богоглаголивого апостола, витии премудрого Павла, соделай наши души нерукотворенным храмом Своим и воцарись в этом храме, и освяти его, и приведи нас к тому Царствию Небесному, которое Ты уготовал прежде сложения мира всем любящим Тя. Аминь.