ПРОПОВЕДЬ ПРОТОИЕРЕЯ ГЕОРГИЯ Гуторова В НЕДЕЛЮ 3-Ю ВЕЛИКОГО ПОСТА 15 МАРТА 2015 Г.

Сегодня, как бы преступив временные пределы и чертоги Голгофа приблизилась ко всем нам и сегодня, предстоя Честному Древу Крестному, мы взираем на распятого на нем Спасителя мира Господа Иисуса Христа, говорящего с этого Креста всем нам: Я есть Путь и Истина, и Жизнь. Крестный путь — есть то, что уподобляет христианина, последователя Христова, своему Создателю, и вне Креста и без него невозможно наследие вечной жизни и Царствия Небесного. 

 

Как замечательно сказал один из современных проповедников: «в раю нераспятых нет», это поистине так. И если мы стремимся к тому, чтобы быть наследниками того обетованного Царства любви и радости, которое Бог уготовил нам прежде создания мира, мы должны твердо понимать и осмысленно осознавать то, что не будучи распятым или сораспятым нашему Спасителю на своем жизненном кресте, мы не способны войти в радость Господа нашего. 

Сегодня в Евангелии мы слышали удивительные слова, которые Господь и Владыка обращает ко всем нам, т.е. ко всем Своим последователям: если человек не отвержется себя и не берет своего креста, и не следует вслед за Христом, он не достоин своего Господа. Прежде чем взять свой жизненный крест, который, безусловно, есть у каждого из нас, мы должны с вами услышать то, что предваряет этот призыв Христов, мы должны отвергнуться себя. Что это означает? Это означает то, что человек должен всецело положиться на Промысл Божий и на то смотрение Божие, которое Господь определил по отношению к каждому из нас. 

Мы должны научиться, наверное, самому главному послушанию из всех существующих. Быть может мы с вами очень привычно относимся к тому, что сейчас прозвучит, эти слова мы произносим с вами не единожды в день, но вместе с тем, наверное, это молитва, а тем более исполнение этой заповеди Божией является, наверное, самой сложной из всех существующих. Мы говорим в Господней молитве «да будет воля Твоя», и тяжелее всего научиться именно этому послушанию, чтобы воля Божия, не моя, человеческая, суетная, ограниченная, помраченная теми или иными страстями, похотями, какими-то иными человеческими заблуждениями, а прежде всего всеблагая и всеспасительная воля Божия, она должна всецело царствовать в моей жизни, это является самым главным и основным, и как раз это является готовностью христианина взять свой крест и следовать вслед за Христом. 

Это наверное самый тяжелый путь, это наверное самое сложное из всех существующих послушаний, которые возлагаются на нас – отвергнуться себя, отвергнуться своей воли, сказать себе примерно так, что моя человеческая воля, это самый лютый из всех существующих врагов в моей жизни. То что я представляю и мыслю правильным и верным в своей жизни по отношению к самому себе или по отношению к ближним моим, это очень часто является пропастью, разделяющей меня и Господа, потому что как говорит Господь устами богоглаголивого пророка Исаии: Мои пути, не ваши пути, и как небо отстоит от земли, так Мои пути отстоят от ваших путей. Поэтому далеко не всегда наша суетная, мелочная воля человеческая соответствует тому замыслу по отношению к каждому из нас, который имеет Господь, возлагая на наши с вами жизненные рамена тот крест, который прежде всего удобоносим и непременен для каждого из нас. Таковым крестом может быть многое, кресты бывают разнообразные, но у каждого человека есть свой крест, есть своя жизненная ноша, и только лишь тогда эти жизненные скорби и испытания способны будут привести нас на небо, если мы следуем вслед за Христом. 

Мы должны всегда, мысленно ли или взирая на предстоящий перед нами голгофский Крест, видеть прежде всего того единственного Крестоносца, Который нес Свой крест на Голгофу во искупление всего человечества, и свои жизненные скорби, болезни и невзгоды нести, взирая на этого дивного Подвигоположника для того, чтобы вместе с Ним, сораспявшись на своем жизненном кресте, унаследовать через Него вечную жизнь и вечную радость. 

Этими скорбями могут быть и болезни, и скорби семейные, скорби через детей, скорби через больных людей, за которыми нам приходится ухаживать и проводить в путь всея земли, т.е. скорби могут быт самыми разными, но чтобы нас не посещало, какие бы испытания не выпадали на нашу с вами человеческую долю, мы должны твердо и несомненно веровать в то, что это не случайность, не какое-то нелепое стечение обстоятельств или какое-то жизненное невезение и неудачи, а это, прежде всего то, перенося что мы способны будем удостоиться вечной радости с Господом и Царствия Небесного, потому что наши жизненные испытания, какими бы они не были, они являются тем крестом, который Господь возложил на каждого из нас. 

Нам с вами, к сожалению, очень часто бывает свойственно роптать на свою долю, мы постоянно бываем недовольны теми или иными жизненными обстоятельствами, лишаясь через этого венца небесного, потому что добровольно, осознанно ли или необдуманно ли, мы отвергаем от себя то промышление Божие, которое Господь имеет о нас. Без креста, повторяю, мы не способны унаследовать с вами вечную жизнь и быть с Господом, и поэтому Господь дарствует нам ту ношу, которая, и я подчеркиваю это, совершенно нам по силам. Апостол Павел в послании к Коринфянам говорит замечательные слова, слова совершенно универсальные и касающиеся каждого человека без исключения в любых его жизненных треволнениях и обстоятельствах. Он говорит так: вас посетило испытание не иное, как человеческое и верен Бог, Который не пошлет вам искушений сверх сил, но в этих искушениях подаст вам благовременную помощь в перенесении этих скорбей. Слышите, дорогие братья и сестры, что сверх сил наших человеческих Бог не дает нам испытаний, но, даже попуская их и давая нам понести ту или иную жизненную ношу, Господь вблизи нас с тем, чтобы помочь и вспомоществовать нам в несении нашего жизненного креста. 

В этом смысле нам очень важны воспоминания голгофских страданий нашего Господа. Мы часто вспоминаем, особенно в эти великопостные дни, когда сосредоточием всего нашего внимания является, прежде всего, Животворящий Крест Господень, то Евангельское Благовестие, которое сопровождает нас всю нашу жизнь, повествующее нам с вами о том, как некий Симон Киринейский, человек, который шел с пашни, с поля, будучи обыкновенным землепашцем, крестьянином, увидел Господа, несущего Крест на Своих плечах не мог пройти мимо и подставил свои плечи под эту крестную ношу. Он мог этого не делать и по-человечески был бы по-своему прав, так как ничего решительно не изменил тем, что на своих плечах понес Крест Спасителя, потому что на этом же Кресте через короткое время Господь все равно был распят, но, увидев чужую боль, он не мог пройти мимо. И мы с вами должны строить наши с вами человеческие отношения на этом удивительном примере Симона Киринейского, и мы должны спешить подставить свои плечи под чужую ношу. Особенно это касается людей, находящихся в самом близком общении друг с другом, в семейных отношениях, во взаимоотношениях мужа и жены, во взаимоотношениях детей и родителей. Мы должны быть друг для друга такими же симонами киринейскими, спеша свои плечи подставить под крестную ношу рядом, близ нас находящегося человека. 

Муж должен стремиться свои плечи подставить под ношу своей жены, так же и жена, невзирая на хрупкость и немощность свою, должна спешить подставить свои плечи под крестную ношу своего мужа и таковым образом исполнить заповедь апостола Павла, который говорит нам «друг друга тяготы носите и тако исполните закон Христов». 

Вот это есть человеческое понимание крестоношения и того, как должно споспешествовать в несении жизненной тяжести рядом находящемуся человека. К этому призван каждый из нас. 

Повторюсь и вновь обращу ваше внимание к самой главной мысли сегодняшнего рассуждения о том, что у каждого из нас есть крест, у каждого из нас есть своя жизненная ноша, свои жизненные испытания и невзгоды, которые способны привести нас и возвести от земли на Небо. Главное следовать Христу, главное не роптать, не унывать, не отчаиваться, воспринимая это некой бессмыслицей, а с благодарностью от Господа принимать те жизненные невзгоды, которыми Он посещает нас, твердо и несомненно веруя, что именно этими скорбями нам надлежит войти в Царство Небесное. И если мы будем себя уверять именно в этом и именно так себя настраивать, тогда уныние пропадет прочь, прежде всего, потому, что в нашем сердце воссияет осмысленность того, что все эти жизненные невзгоды и испытания не являются случайными и нелепыми, а имеют глубочайший смысл, уподобляющий нас с вами, несущих наши жизненные испытания, нашему Господу и Спасителю Иисусу Христу. 

Еще сегодня мне хотелось бы несколько слов сказать о том, что близ Креста, которому мы будем поклоняться и который возлежит на аналое посреди храма, возлежит чудотворный образ Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, именуемый Державным. Многие из присутствующих здесь, конечно же, знают о подробностях явления этой удивительной иконы. Она была чудесным образом явлена именно в сегодняшний день в 1918 году и обретена в Коломенском храме, где находилась в запустении, вне всенародного поклонения, но обновившись, эта икона привлекла к себе взоры многих, находившихся в это время в храме. 

Этот день был неслучайным для российской истории, потому что его, наверное, можно смело назвать началом той русской Голгофы, которую должно было претерпеть и пронести нашему с вами многострадальному Российскому Отечеству. Сегодняшний день является днем вынужденного отречения государя, царя-мученика, страстотерпца Николая Второго, и мы знаем с вами, какие страшные беды обрушились на нашу с вами землю, в эту годину лихолетья, когда помазанник Божий через несколько месяцев был глумливо, цинично, безбожно, беспощадно, бесчеловечно расстрелян в подвале Ипатьевского дома в Екатеринбурге вместе со своим семейством, вместе со своею женою, с детьми и немногими, оказавшимися верными и преданными царю–мученику и принявшими вместе с ним мученический венец. 

Эта Голгофа для государя началась именно с сегодняшнего с отречения, которое было вытребовано и подписано в небольшом городке-станции под Псковом, и до сегодняшнего дня именующимся Дно. И неслучайно, многие исповедники, в частности, один из величайших святых угодников Божиих, святых русского рассеяния, святитель Иоанн Шанхайский, сказал, что этот день, 15 марта по существующему календарю, т.е. сегодняшний день, был для государя-мученика его личной Гефсиманией, теми нравственными страданиями, которые он претерпел. 

Но удивительным, казалось бы, вся наша державность, вся наша история многовековая, прославленная подвигами многих и многих святых верных сынов земли Русской, полетела в бездну. Казалось уже, что Русь прекратила свое существование, потому что силы воплощенного зла, как бы из ада вырвавшись, помрачили умы и сознание наших с вами соотечественников, призывая к страшному братоубийственному беззаконию, именуемому революцией. 

Но именно в этот день, не накануне, не после, а именно в этот день, когда государь был вынужден отречься от престола, была явлена эта дивная икона Пресвятой Богородицы, которая всем своим иконописным изображением показывает преемство царской власти, утраченной в этот день на Руси. 

Матерь Божия сама взяла скипетр и державу в Свои руки, поэтому и называется этот образ Державным, и если мы внимательно обратим свой взор на его иконописное изображение, то увидим Матерь Божию, восседающую на престоле и в своих руках держащую знаки царственного величия – державу и скипетр. 

Т.е. Матерь Божия явлением этой чудотворной иконы как бы говорит: Я не оставлю вас. По грехам народа, отступившего от Бога, отступившего от Церкви, русским людям должно претерпеть многие скорби, должно пронести этот крест вслед за Христом страждущим, но несмотря ни на какие скорби, и ни на какие лишения и невзгоды, Я не оставлю вас сирыми и неутешенными. 

Именно это говорит нам Пресвятая Богородица с этого честного ныне празднуемого образа, который сегодня мы чтим, прославляем и величаем. Очень трогательно, что в сегодняшний день, в Неделю Крестопоклонную, рядом с Честным Животворящим миролюбезным и спасительным Древом Крестным, лежит сия святая икона, которая исторически напоминает всем нам, кто мы с вами без Бога и кем мы с вами должны быть, оставаясь верными Христу. 

Сегодня празднуя Честный Крест Христов, припадая к сему Древу Честному и испрашивая у Господа сил, помощи и поддержки в несении нашего человеческого жизненного креста и прославляя Царицу неба и земли, Которая этою чудотворною иконою свидетельствует Свою особую любовь к нашей многострадальней Отчизне, мы едиными устами и единым сердцем с вами восклицаем: радуйся Пречестный и Животворящий Кресте Господень, помогай нам со святою Госпожею Девою Богородицею и со всеми святыми. Аминь.