Проповедь протоиерея Георгия Гуторова в неделю 32-ю по Пятидесятнице. Избиение Вифлеемских младенцев.

Сегодня в Евангелии мы слышали о том, как волхвы с далекой Персиды, узревшие на небосклоне необыкновенную звезду, увидели в этом особое сбытие древнего пророчества и откровения о пришествии в мир Искупителя, в этой звезде они увидели явное указание на то, что это древнее пророчество исполнилось. Святитель Иоанн Златоуст говорит о том, что звезда, воссиявшая неизреченным светом на небосклоне, не была обыкновенного материального происхождения, а это был Ангел Божий, перстом своим указующий ищущим спасения и Христова утешения на родившегося Спасителя. И волхвы, оставив привычное для них занятие, поспешили в дальний путь вслед за этой звездой, которая указывала им дорогу, и пройдя путь, который разделял их от места рождения Христа Спасителя, они пришли в Иерусалим.

Им казалось, что все должны были ждать и чаять этого дивного пришествия, и вместе с тем они были весьма и весьма смущены, тем, что их вопросы о родившемся Царе привели горожан Иерусалима в смятение, взволновался весь Иерусалим. Надо сказать, и отметить то, что земли, откуда пришли эти мудрецы, были пределами Древнего Вавилона, куда некогда евреи были уведены в плен, и где о грядущем Мессии проповедовали два великих ветхозаветных пророка, Иезекииль и Даниил. Именно в их пророчествах очень откровенно говорится даже о времени пришествия в мир Христа, и поэтому те, которые внимали сердцем этому вдохновенному пророчеству, чаяли и ждали пришествия в мир Спасителя, несмотря на то, что минуло пять столетий. Люди, желающие и жаждущие правды Божией, ожидали этого, и поэтому этим мудрецам казалось, что весь мир, а наипаче те, которые живут в пределах, где родился Богомладенец Спаситель, должны не только об этом знать, но и ликовать и радоваться об этом величайшем событии. Вместе с тем, как уже об этом было сказано, взволновался Иерусалим, люди пришли в трепет и страх, и были основания и причины им так себя вести.

Правитель Иудеи, Ирод Великий, был человеком настолько непреклонным в отношении какого бы то ни было проявления с чьей бы то ни было стороны наследования его царства, что это вызывало буквально маниакальную реакцию этого человека. Известно из истории, что он из властолюбия, граничившего с безумием, убил трех своих сыновей, которые должны были по его разумению наследовать его царство, хотя это так естественно, чтобы сыновья были наследниками своему отцу, но самая мысль, что ему необходимо будет, пусть даже после своей смерти, уступить кому-либо свое царство, для Ирода была невыносима. Он убил свою жену Мариам, единственное существо, которое, с позволения сказать, он любил. Почему с позволения, потому что трудно усвоить этому существу чувство, именуемое любовью. У него была своего рода привязанность, так, наверное, было бы более правильно сказать об отношении Ирода к своей жене. Она была чрезвычайно доброго и кроткого сердца и поэтому, конечно же, стяжала любовь и уважение всех горожан, и это не могло не остаться без внимания злобствующего, ревнующего Ирода, и он повелел убить свою жену, потому что к ней люди относились с любовью.

Когда Ирод чувствовал приближение своей смерти, (а она не замедлила совершиться вскоре после событий Рождества Христова и после самого страшного в его жизни злодеяния, совершенного им под конец своей страшной звероподобной жизни), а умирал он очень медленно и мучительно — черви грызли его плоть, он испытывал страшные страдания. Зловоние, которое исходило от его плоти, было настолько невыносимым, что даже самые верные слуги, которые из страха и боязни не могли ослушаться своего господина, не способны были даже подойти к нему. Он прекрасно понимал, что его все ненавидят, и было справедливо так к нему относиться, и для того чтобы хоть как-то облечь страну, которой он правил, в траур, он повелел арестовать всех первенцев в каждой семье Иерусалима и заточить в тюрьму, приказав умертвить их в момент своей смерти, чтобы вся страна погрузилась в слезы, в траур, в плач. В этом он видел хоть какую-то возможность заставить людей плакать, конечно же, не о нем, но, по крайней мере, в момент его смерти создать впечатление всеобщей скорби.

Так вот этот Ирод злочестивый, существо совершенно невообразимое по своей жестокости, коварству, вероломству, он ведь и путь-то свой к власти прошел через трупы своих соперников: всех, кто вырастал на его пути, он убивал беспощадно, открыто или тайно, коварно и вероломно устраняя со своего пути всякого, чтобы достичь искомой и вожделенной цели — быть правителем и властителем. И как мог не смутиться весь Иерусалим, когда пришли какие-то чужестранцы и стали наперебой у всех спрашивать, где родившийся Царь Иудейский, есть лишь один царь — Ирод Великий. Представьте себе, какое смущение и страх наполнили сердца горожан, знавших нрав своего злобного правителя. Все испугались, а когда весть дошла до Ирода о том, что какие-то чужестранцы испытуют, где родившийся Царь, он повелел хитростью и коварством призвать их к себе, чтобы у них выпытать, о ком они говорят, о ком они спрашивают, кого они имеют в виду.

И когда мудрецы с Востока рассказали о том, Кто является предметом их поиска, тогда он сказал: пойдите, найдите Его, но вернувшись ко мне, расскажите, чтобы и я тоже смог пойти и воздать подобающее поклонение этому Царю. Какая коварная, льстивая, лукавая мысль наполнила сердце этого жестокого человека. Мы знаем с вами, чем завершилось поклонение волхвов Спасителю мира, они, принеся Ему свои дары, злато, ливан и смирну, ушли иным путем на свою родину, потому что получили откровение свыше, чтобы не возвращаться к Ироду, ибо совершенно очевидным было то, что он бы и их убил вместе с Богомладенцем Спасителем. И вот тогда, увидев поругание над собою в этом событии, Ирод повелел убить всех младенцев, которые жили не только в Вифлееме, но и в его окрестностях, и Церковь знает число этих убиенных детей, их насчитывается четырнадцать тысяч.

Разве какое-нибудь человеческое сердце способно не содрогнуться и не облиться кровью от того, какое страшное злодеяние было совершено этим чудовищем, имя которого стало нарицательным, отождествляя собою крайнюю беспощадность, жестокость и ненависть. Поэтому сегодня мы с вами слышали в устах евангелиста Матфея воспоминаемый ветхозаветный плач: глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль многий, Рахиль плачет чад своих и не может утешиться, ибо их нет. Рахиль — это мать Иосифа и Вениамина, она умерла при родах своего младшего сына Вениамина. По преданию, которое не находит своего отображения в Писании, когда ее старший сын Иосиф был веден проданный братьями в плен, он проходил мимо ее гробницы, которая располагалась близ Вифлеема, в местечке, именуемом Рама, он воскликнул, видя гробницу своей матери: матерь меня ведут в плен, меня заколают живым и ведут к смерти, услышь меня, матерь. Так трогательно, так пронзительно юноша обращался к своей умершей матери, мимо гробницы которой его связанным вели в плен, и как повествуется в предании, из гробницы раздалось рыдание, плач матери, которая была давно уже умершей, но не могла, даже будучи в гробнице, оказаться равнодушной к страданиям своего сына.

Но не только это предание напоминает нам о тех страшных переживаниях и о том горе, в какое погрузилась вся Палестина от страшного злодеяния, совершенного злочестивым Иродом. Не было ни одной семьи, где не было бы горя, нам и представить себе невозможно, что творили послушливые воины Ирода, когда они, здоровые, сильные, врывались в дома матерей, вырывали из рук младенцев и разрывали их на куски, когда они отрывали им головы и растаптывали их своими сапогами, когда они мечами своими распарывали им животы и разбивали их о камни. Убийство четырнадцати тысяч ни в чем не повинных младенцев вошло в историю рода человеческого, как, наверное, не единственное, но одно из самых беспримерных и чудовищных преступлений, потому что человечество еще много и много поусердствовало в последствии в развитии своей злобы и ненависти в истреблении себе подобных.

Святитель Филарет, митрополит Московский, трогательно называет убиенных Вифлеемских младенцев телохранителями Господа, потому что они умерли за Богомладенца Спасителя. Господь и Спаситель наш, Младенствующий плотию, был унесен Своею Материю и сохранен для той Миссии, ради которой Он пришел, воплотившись и став человеком. Он бежал на руках Своей Пречистой Матери и претрудного старца Иосифа, память которого сегодня Церковь празднует, в Египет, и там они сохранились до смерти Ирода.

В более глубоком смысле то, о чем мы сегодня с вами говорим, является страшным зловещим символом того, чем человечество встретило Христа Спасителя. Мало того, что Ему не нашлось места среди людей, когда Он рождался, и Его Матери пришлось родить Своего Сына в убогой, грязной и сырой пещере, поскольку люди отказались и были не готовы в тот момент оказать гостеприимство Предвечному Сыну Божию, но человечество в лице страшного преступника и злодея Ирода встречает Его пришествие страшным злодеянием, которое в первую очередь обрушивается против Него Самого, и вокруг Него гибнут четырнадцать тысяч младенцев, ставшие первыми мучениками за Христа, пролив свою невинную кровь за Спасителя.

Мы иногда говорим, почему же Господь допустил, да и почему вообще Господь допускает подобного рода вещи, почему Господь не остановил руку нечестивого Ирода, чтобы эти младенцы не погибли? Конечно же, очень трудно понять нашему скудному верою и доверием Богу сердцу, почему происходят те или иные страдания, испытания и невзгоды с нами. Я не буду подробно об этом говорить, просто приведу в качестве, как мне кажется, очень яркого примера объяснение святителя Иоанна Златоустого, который говорит: если все твое состояние составляет несколько медных, ничего не стоящих грошей, но взамен их тебе отдают золото, неужели ты не пожелаешь вместо этого суетного, ничего ровным счетом не стоящего, имущества, приобрести настоящее, неоскудевающее богатство? Так же и наша земная жизнь, это есть несколько медных грошей, в сравнении с тою вечною радостью, которую Бог дарует идущим за Ним. Поэтому по-человечески, этому преступлению не может быть оправдания, но вместе с тем взамен этой временной скоропреходящей жизни, исходом которой неизбежно все равно будет смерть, как бы ты ее не отдалял и не оттягивал бы от себя, взамен ты приобретешь неоскудевающее, ни с чем не сравнимое сокровище вечной жизни, вечной радости и Царствия Небесного. Здесь на земле, убиенные Вифлеемские младенцы, став телохранителями Господа по уже сегодня прозвучавшей мысли святителя Филарета, стали наследниками вечной и неизреченной радости в Царствии Его.

Я думаю, что многие из вас понимают, что сегодня нельзя не сказать о том преступлении, о том страшном злодеянии, о котором мы всегда говорим в этот день во всеуслышание, оставив какие-то другие темы для нашего разговора. Сегодня мы не можем умолчать и не говорить о страшном преступлении, которое вершится в человечестве, особенно в последние десятилетия. Мы говорим сегодня с вами о грехе, который совершающего его уподобляет Ироду. Мы говорим о убиении невинных младенцев, о грехе, именуемом детоубийством, о грехе аборта.  Это страшное, немыслимое, выходящее за рамки человеческого понимания преступление не может найти себе никакого оправдания, и как бы человек не оправдывал бы себя, какими бы аргументами он не пытался объяснить, почему он убивает своих собственных детей, этому преступлению нет и быть не может никакого оправдания.

Конечно, если человек искренно, сокрушенно кается в своем злодеянии, то нет такого греха, который бы Бог человеку не простил, но ужас этого греха столь велик, столь чудовищен, что иногда он поражает самое сердце человека, повинного в этом преступлении, и иногда этот грех настолько омрачает сознание, что человек в силу своей гордости, в силу своего высокомерия и не желания даже никакого замечания в свой адрес слышать, не видит для себя необходимости в покаянии.

Это страшная война против не рождённых младенцев ведется в нашей стране и во всем мире беспощадно. Какая фальшивость и ложь кроется в том, когда современный человек, говорит о какой-то борьбе за права человека, когда он борется за какие-то свои правды и неправды, за возможность творить то или иное в своей жизни, и при этом он считает, что в его семье, где убиваются его собственные дети по его собственному произволению, никакой даже речи не идет о нарушении так называемых прав человека. Неужели современный человек считает, что то, пока еще не рожденное существо, не может называться человеком? Странно, что днем рождения человека считается день его появления на свет, а не день зачатия. Ибо, именно в этот момент, в момент зачатия, происходит рождение души, и любое прерывание беременности, чем бы оно не объяснялось и не оправдывалось бы, является чудовищным злодеянием и беззаконием, страшным убийством, и другой терминологии в этом смысле невозможно употребить, потому что аборт есть убийство. Чем бы, повторяю, и как бы человек себя не оправдывал бы.

В одном только нашем отечестве ежегодно убивается около восьми миллионов, ни в чем не повинных младенцев, наших с вами детей. Это не враги отечества, которые напали с оружием на нашу страну, и мы вынуждены были защищать ее рубежи, это не злодеи, не террористы, не преступники, это наши с вами дети, которые убиваются рукою своей собственной матери и собственного отца. Какое мы можем найти объяснение этому преступлению? Святейший Патриарх говорит уже в течение нескольких лет, и настаивает на принятии закона, запрещающего аборты в нашем государстве, которое способно, наверное, единственное в мире, еще сохранять рубежи святого Православия и истинность веры, не идя на поводу у всемирного безумия, оголтело уносящего человечество в ад. Но пока голос Святейшего владыки не услышан. Пока этот голос на самом высоком уровне, в лице министерства здравоохранения пытаются не слышать, как будто этой проблемы не существует.

Один из философов, умерших в эмиграции, Иван Ильин сказал такие слова: духовная гибель России наступит не от разгула большевизма, а оттого, что родители перестанут видеть что-либо зазорное и недопустимое в аборте. Это – правда. Кого сейчас удивляет то, что в семье убиваются дети? Удивляет обратное — удивляет многодетная семья. Когда видят маму, папу, а вокруг них целый рой детишек, то проходящие мимо просто озираются, они не понимают, что это такое, что это за глупость, куда эту нищету плодить в наше-то непростое время, как всегда говорят в таких случаях.

Какая чудовищная, совершенно бесовская логика, «нищету плодить», это вызывает удивление современного человека, а то что аборт делается в семье, это никого не удивляет. Кому из присутствующих эта проблема не знакома. Кто-то может быть в силу прошлой своей дохристианской, до церковной жизни сам делал подобное беззаконие, кто-то советовал другим, своей подруге, например, нашептывал: «да ты что с ума сошла рожать, ты иди, я тебе подскажу, куда пойти, где это делают дешевле и проще». К сожалению, эта проблема знакома очень и очень многим. В этом смысле получается, что всем мы повязаны одним общим грехом, убийством собственных детей. Человечество вообще надо сказать сейчас живет в развитии так называемой философии правильного мышления, и мы видим на своих глазах, то, что еще трудно было себе представить десять- двадцать лет тому назад, сегодня уже перестает удивлять. Что означает «правильное мышление». Это то, когда человек позволяет себе все, что ему хочется делать, и мы видим уже как в Европе и в Америке принимаются соответствующие законы, которые говорят о том, что чего бы человек не хотел бы и не желал бы в своем уже извращенном сознании, все это считается правильным и нормальным. Как раз неправильным считается сдерживать себя в этих проявлениях.

Один священник, служащий в Америке, рассказывал, как к нему, когда он был в гостях в России, подошел какой-то человек и начал узнавать: возможно ли батюшка переехать в вашу замечательную страну, чтобы оставить эту нашу ужасную Россию и ради будущего детей навсегда поселиться в счастливой Америке. И этот священник сказал ему следующие слова: вы знаете, я там родился и поэтому я вынужден в этой стране жить, и, конечно же, я никуда не уеду, я плачу налоги, пользуюсь социальными благами и все прочее, у меня там уже дети, внуки, — говорит батюшка, — а вы отчего и куда хотите убежать? И приводит такой пример, происшедший буквально несколько месяцев назад. Обыденный пример «философии правильного мышления». (Извините меня за некоторую неэтичность, я позволю себе, какие-то неподобающие вещи произнести, но, тем не менее, мы должны об этом знать).

Представьте себе, мальчик лет тринадцати-четырнадцати вдруг подумал о себе, что он вовсе не мальчик, а девочка, (не даром ведь законы в этой стране располагают к широкому, в этом смысле слова, выбору), то он на большой перемене в школе решил зайти в дамскую уборную. Я еще раз прошу прощения. Девочки всей школы были возмущены, и в качестве возмущения они все, как одна, вышли на школьную площадь и стали требовать, чтобы это безобразие прекратилось. Администрация школы и вышестоящие органы начали пристально заниматься происшедшим инцидентом, началось расследование и что вы думаете? Девочек, их было около 250 человек, всех наказали, кого-то выгнали из школы, кого-то оставили на второй год, кому-то сделали очень серьезное порицание, потому что они посягнули на право этого мальчика не считать себя мальчиком. «Вы в эту страну хотите уехать ради будущего ваших детей», — спросил этот священник своего совопросника, — вам эта страна нравится?

Мы видим с вами, что в это чудовищном, безумствующем в своей мнимой правильности ослеплении не только эта страна, а многие другие страны, равняющиеся на нее, движутся в самую откровенную погибель, и мы видим с вами, что есть только одна сила, которая способна сохранить нас от этого безумия.

В своей замечательной проповеди Святейший Патриарх Кирилл в рождественский вечер как раз об этом и говорил, что, если нет у человека самой главной нравственной ценности – Христа и веры в Него, тогда человек не способен никогда быть правильным в своем мышлении. Неслучайно Достоевский сказал, что если Бога нет, то все можно. Потому что Бог — это единственный критерий того, что способно человека держать в тех нравственных границах и рамках, которые позволяют ему сохраняться и оставаться человеком. Не имея этого нравственного Идеала, Рождество Которого мы сегодня празднуем и прославляем, человек не способен по большому счету даже оставаться человеком.

А если нет, то кто мне в таком случае указ, кто мне сможет диктовать, почему кто-то заставляет меня исполнять законы, им придуманные? Только лишь через те законы, которые нам Богом дарованы, и которые мы способны, сохраняя в своем сердце, привести в исполнение, мы способны достичь той радости, которую Бог уготовил любящим Его.

Сегодня мы с вами, дорогие братья и сестры, видим, как злоба человеческая, как откровенное неверие приводит к страшным, непоправимым порой последствиям, даже в истории рода человеческого. Хотя несмотря на все зло, которое творится людьми, Бог даже и это зло направляет ко благу самого человека, пытаясь вразумлять через это зло и через это спасать человека.

 

Видя настолько бесстыдно и бессовестно идущее в сердце каждого из нас так называемое «правильное мышление», будем верны вере Христовой, будем несмотря ни на какие бы то ни было убедительные заявления и разговоры всегда быть верными Христу, следовать Его святым заповедям и в покаянии очищать свою совесть, ибо только лишь чистому сердцу возможно вместить в себя Спасителя мира. И как мы с вами говорим в эти святые рождественские дни, сердце человеческое призвано к тому, чтобы быть подобным той Вифлеемской пещере, в которой родился Христос, чтобы родившись и в нашем сердце, Он никогда не оставил бы его. Чтобы наше сердце было домом, вместилищем и обителью живущего в нас Духа Божия, только лишь тогда мы способны будем сопротивляться любому злу, любому греху, любой неправде, любому беззаконию, ибо по слову пророка Исайи, которое мы тоже слышим с вами в эти рождественские дни: с нами Бог, разумейте языцы и покоряйтеся, яко с нами Бог!

Аминь.