Проповедь протоиерея Георгия Гуторова в Неделю 33-ю по Пятидесятнице. Покайтесь ибо приблизилось Царство Небесное

Мы сегодня слышали о том, как Господь, имеющий прийти на брег святого Иордана, внушает Своему рабу Иоанну Предтече, чтобы он прежде, чем совершить это величайшее событие в истории мироздания, проповедовал всему народу, приходящему к нему, то, что является главным условием для спасения каждого человека, чтобы он проповедовал покаяние. Неслучайно проповедь Иоанна Крестителя, огласившая всю Иорданскую пустыню, именно этими словами начиналась и, собственно говоря, самое главное содержание того, о чем говорит Иоанн Предтеча, сводилось именно к тому, чтобы люди покаялись, ибо приблизилось Царство Небесное.

Есть такая замечательная картина, которую каждый из нас может видеть и в Третьяковской галерее, и на многочисленных репродукциях и изображениях, картина замечательного русского художника Крамского, называемая «Христос в пустыни». Я думаю, все здесь присутствующие прекрасно представляют себе это замечательное живописное изображение, где Спаситель сидит на камне среди каменистой пустыни. Лик Спасителя исполнен глубокого трагизма, Его лицо исполнено глубочайшей скорби, еще не наступило время Его страданий, но Христос скорбит, взирая на это каменистое пространство, окружающее Его.

Это и есть Иорданская пустыня, безжизненная, неспособная ничего из себя произрасти. Я думаю, что художник, изобразивший на полотне этот евангельский сюжет, прежде всего, говорил не столько о географических подробностях этой местности, сколько о сердцах людей. Действительно, в этом удивительном евангельском образе можно увидеть то, чему возможно уподобить сердце человеческое, сердца людей, они очень часто бывают похожи на камень, безжизненный, мертвый гранит, который ничего не способен из себя произрасти доброго и живого. Эта картина, мне кажется, является яркой иллюстрацией того, чему можно уподобить весь род человеческий. Это очень страшная констатация, что человек в своем сердце не способен отозваться на самый главный призыв, обращенный вглубь его сердца. Действительно, как может сердце, подобное камню, отозваться на тот или иной зов, обращенный к нему.  

В своей проповеди Иоанн Креститель обращается к людям, которые приходят к нему и внимают его словам с разным настроением и разными помыслами. Он говорит им, что позади него идет Тот, Кто будет крестить их Духом Святым и огнем. Среди этих людей есть те, которые прекрасно знают себе цену, они высокомерны, они надменны, они называют себя учителями народа, и именно к ним обращает свою бесстрашную речь Иоанн Креститель, говоря: порождения ехиднины, кто убедил вас бежать от будущего гнева, секира лежит — т.е. топор лежит — у корене древа, и всякое дерево, не приносящее плода, срубают и бросают в огонь. Бесплодным древам уподобляет великий пророк духовных вождей израильского народа.

К другим, простым, обыкновенным людям он обращается совершенно по-другому, эти люди просят тоже вразумления о том, как им жить, и он очень просто и доступно говорит им: имеющий две одежды пусть одну отдаст тому, кто не имеет ни одной, т.е. поступайте по совести, поступайте по сердцу, и тогда вы можете быть названы сынами Отца вашего Небесного.

Подходили и воины к нему и спрашивали: что нам делать? И им отвечал Иоанн Креститель: не требуйте более положенного вам, поступайте также по совести и тоже будете сынами Отца Небесного, каковым становится каждый верующий во Христа человек.

Каждому человеку он отвечал на самое на сокровенное, он отвечал на то, чем исполнено сердце того или иного человека, обращающегося к нему, и мы видим с вами сегодня этого великого угодника Божия, этого великого проповедника покаяния, который свидетельствует бесстрашно, мужественно, нелицеприятно, нечеловекоугодливо каждому то, что лежит на его сердце. Предтеча открывает самые сокровенные помыслы и самое сокровенное содержание сердца каждого, кто обращается к нему, и все это объединяется одним и тем же призывом, который заключается в словах: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.

Действительно, возвращаясь к тому, о чем уже было сказано, мы можем уже не о ком-то, а самих себе сказать, что наше сердце тоже бывает подобно камню, подобно безжизненному пространству, которое, заключившись само в себе, не способно ничего доброго и святого из себя произрасти. Но любой камень, и мы знаем это, можно сокрушить, его можно смягчить слезами покаяния, и тогда, казалось бы, непреодолимая твердыня превращается в добрую плодоносную землю.

Каждый из нас, дорогие братья и сестры, призывается к тому, чтобы гранит своего сердца сокрушить слезами покаяния, хотя бы сокрушения, если нет этих слез, потому что слезы о грехах своих, о своей человеческой неправде — это величайший дар Божий, далеко не каждому данный. Мы с вами очень много раз об этом говорили, что мы много плачем, по разного рода причинам. Мы можем плакать от обиды, от досады, от каких-то неудач, какого-то невезения и еще чего-то подобного, но очень редко бывает, чтобы мы плакали и сокрушались о своих грехах, а это самое главное, что необходимо. Почему Господь и говорит нам: блаженны плачущие, ибо они утешатся. Плачущие о грехах своих, видящие свои грехи, видящие свою собственную неправду, подчеркиваю, не чужую, а свою собственную неправду, способны будут принести добрый плод и потому будут утешены Христом Спасителем.

И вот мы все с вами, дорогие братья и сестры, стоим на пороге величайшего события, величайшего праздника, воспоминания Крещения Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. В эти дни мы очень часто повторяемся в одном и том же, потому что главное содержание этого Праздника всем нам без исключения знакомо, нам знакомы подробности этого удивительного евангельского события, которому каждый из нас Господь благоволил быть причастными, поскольку мы все с вами крещены во имя Святой Живоначальной Троицы, а, следовательно, мы причастны этому величайшему событию, которое совершилось на реке Иордан.

И в эти дни мы вспоминаем очень важные и, мне кажется, основополагающие слова святого апостола Петра, который говорит, что крещение — это есть не омытие телесной нечистоты, а обещание Богу доброй совести. Вот это и есть крещение, в этом заключается смысл того, что мы крещены во имя Святой Живоначальной Троицы. Мы Богу от купели своими собственными устами или устами наших восприемников, которые по благочестию наших родителей принесли нас еще младенствующими к купели святой и обещали жить по доброй, Христовой, по евангельской совести, и, если мы стараемся и стремимся жить именно так, вот тогда мы можем иметь хотя бы право называть себя христианами.

А если мы, будучи крещеными усердием и радением наших родителей, порой, повторяю, без нашего соизволения на то, будучи теми же самыми младенцами, но жизнь свою ведем совершенно чуждую Евангелия и исполнения заповедей Христовых, т.е. живем не доброй совести, не по Христовой и евангельской совести, то христианами мы являемся лишь по названию, но никак не по сути того, к чему призывает нас Христос.

Посему сегодня, стоя на пороге этих великих знаменательных событий, которым все мы с вами будем причастными в эти святые грядущие крещенские дни, потщимся положить твердое основание к тому, чтобы жить по совести, доброй, христианской совести, чтобы каждый наш поступок прежде всего измерялся самым главным критерием: насколько это угодно Богу, или насколько тот или иной мой поступок чужд Христа и противен правде Божией.

 

Пусть каждый раз, когда мы стоим на пороге того или иного намерения, мы всегда будем задаваться именно этим вопросом, и тогда Господь поистине дарует нам то, чтобы наше сердце не было подобно тому безжизненному, холодному, мертвому камню, о котором сегодня мы говорили, и чтобы наше сердце было подобно доброй, плодородной земле, способной вобрать в себя святыню слова Божия, и через эту веру и верность Христу принести добрый святой плод, которого от каждого из нас Христос чает и истяжет, и о нем воспросит в день Страшного Суда своего.

Аминь.