Проповедь протоиерея Георгия Гуторова в Неделю 4-ю по Пятидесятнице 28 июня 2015 г.

Мы должны понимать и помнить, что в римском обществе жизнь человеческая и гроша ломаного не стоила, а раб был существом вообще лишенным человеческого достоинства, и, тем не менее, римский военачальник просит Спасителя, чтобы Он исцелил его раба, его слугу. Господь с готовностью выказывает Свое желание пойти в его дом, чтобы совершить чудо исцеления и здесь происходит то, что поразило и удивило Самого Господа, то, на что Господь ответил, что даже в Израиле Он не нашел такой веры, какую исповедовал и обнаружил этот чужестранец, человек, совершенно чуждый религиозных и культурных особенностей, царствовавших в Палестине. Сотник говорит следующее: Господи, Тебе не должно идти в мой дом. И вовсе не из побуждения какого-то негостеприимства и какой-то черствости он препятствует Христу прийти в свой дом, а напротив, выражает свое крайнее недостоинство: я недостоин, чтобы Ты вошел под кров дома моего, — говорит этот военачальник. Какое удивительное свидетельство смирения там, где, казалось бы, не то, что увидеть, а даже подумать об этом было бы немыслимо и невозможно.

Более того, — продолжает свою речь этот язычник, — я, Господи, человек подначальный, но, тем не менее, в свою очередь тоже имею тех, кто слушает моего приказа и моих слов, и мне вполне достаточно лишь сказать тому или иному воину, находящемуся под моим началом «пойди туда», и он идет тотчас же, «сделай то», и он делает беспрекословно. Поэтому, — говорит он Господу, — Ты лишь слово скажи и его будет вполне достаточно, если я, мало-мальский командир, и моего слова вполне достаточно, чтобы мое приказание было исполнено, то Ты, — и здесь в его словах, переданных нам евангелистом Матфеем, мы как бы видим и слышим гораздо больше, чем то, что он произносит, он как бы говорит, — Ты Господи, Творец неба и земли, неужели единого Твоего слова будет недостаточно, чтобы Ты повелел, и это осуществилось. Именно этому исповеданию удивился Христос, говоря: даже в Израиле Я не нашел такой веры, которую обнаружил и увидел в этом человеке. Иди, — говорит Он, — слуга твой здоров.

И далее продолжает Господь совершенно поразительными словами, Он обличает не только Своих современников, тот народ, который лукавил и лицемерил, находясь вокруг Него, но эти слова обращаются и ко всем нам. Господь говорит очень горькие и очень жестокие слова: многие придут от востока и запада, и севера, и моря и возлягут во Царствии Отца Моего, а сыны Царствия будут изгнаны вон. Конечно, по преимуществу в том евангельском контексте эти слова касались иудеев, которые отвергли Промысл Божий, который Господь явил Своим пришествием в мир, в этот народ. Но гораздо в более широком смысле эти слова могут касаться каждого из нас.

Нам тоже кажется, что мы чего-то достойны и на что-то имеем некое право, но мы можем услышать эти страшные слова, которые сегодня Господь говорит, что многие придут и возлягут в Царствии Отца Небесного, а сыны Царствия по праву, по благодати, по той причастности, которую Господь явил и даровал каждому из нас от купели пакибытия, назвав нас сынами Царствия, мы можем быть изверженными вон. И вот об этом сегодня мне хотелось бы сказать.

Но прежде чем говорить именно о нашем несовершенстве и нашем недостоинстве, которое может оказаться препятствием для наследия Царствия Божия каждому из нас, мне хотелось бы сказать несколько слов в похвалу той удивительной веры, которую засвидетельствовал и явил этот чужестранец, воин, язычник. Он исповедал самое главное во Христе, Его всемогущество, Его любовь, Его человеколюбие, Его сострадание, он наименовал Его Пантократором, назвал Его Вседержителем, потому что лишь слова Его будет достаточно. Некогда, за много веков до этих евангельских событий Псалмопевец сказал то же самое: Той рече, и быша, Той повеле, и создашася, т.е. слова единственного, творческого глагола Божьего было достаточно, чтобы мир из небытия пришел к бытию, неужели недостаточно будет лишь единого слова, чтобы исцелился слуга, и именно это исповедует и в это верует сотник. И действительно, его вера не посрамила его.

Мне хотелось бы привести пример, который совершенно ошеломил меня, я вчера об этом узнал. Один человек, наш прихожанин, недавно мне позвонил и спросил, можно ли причастить ребенка, который не может самостоятельно кушать. Этому ребеночку шесть лет и все эти годы, ужасные и страшные для него самого и для его родителей, он принимал пищу через трубочки, которые вставлены ему в ноздри. К сожалению такого ребенка причастить нельзя, потому что у него отсутствует та глотательная функция, которая способна была бы позволить ему причаститься хотя бы Пречистой Крови Спасителя, что, в свою очередь, еще более усугубляет скорбь и горе.

Так вот, родители этого ребенка очень далеко живут, они собирали деньги, копили какие-то средства, в конце концов им пообещали сделать операцию в Москве. Они приехали сюда, несмотря ни на какие сложности и препятствия, и эта операция состоялась. И к ужасу родителей, которые, наверное, все свои силы, все свои чаяния, все свое упование возлагали на эту операцию, вдруг обнаружилось, что то, к чему они стремились, так и не осуществилось, т.е. та функция, которая позволила бы ребенку просто элементарно кушать, не восстановилась, это, действительно, было состояние страшного отчаяния. И вот, представьте себе, этого ребенка повезли к Матронушке, блаженной старице Матроне, это произошло буквально три или четыре дня назад, на минувшей неделе, родители приложили его к мощам святой блаженной старицы. Вечером этого же дня, человек, который взял на себя труд и подвиг окормлять этих людей, звонит им, и ему говорят, что ребенок стал кушать, сам. Сначала он, конечно, не хотел этого, потому что все эти шесть лет он не умел этого делать, ему уже привычнее было сжиженную кашицу сквозь катеторы принимать в себя, но на следующий день, он сам попросил кушать и сам с удовольствием ест.

Одного слова было достаточно, чтобы это чудо произошло. Одного молитвенного слова блаженной Матроны у Престола благодати, ее молитвенного заступничества было достаточно, чтобы это чудо произошло. Мы говорим о том, что чудеса, они где-то там глубоко, позади, в веках, это все благочестивая старина, седая старина и все прочее. Если мы говорим о каких-то совершенно поразительных явлениях и вещах, то это все, конечно же, носит глубокое какое-то прошедшее время. Вот событие, которое заслуживает того, чтобы его в святцы внести, для того, чтобы помнить об этом, что одного лишь слова святой достаточно, чтобы исцелился человек. Конечно, до какого-то полного исцеления еще очень далеко, но тем не менее начало положено. Сегодня за этой Божественной Литургией этот ребенок первый раз в жизни причащался Святых Христовых Таин, без помощи каких бы то ни было вспомоществований, а естественным человеческим образом.

Родители этого мальчика не являются воцерковленными людьми, также как совершенно чужд был той традиции евангельский сотник, который совершенно не знал ни Закона Божьего, ничего не знал. Но он слышал о Христе, ему говорили, рассказывали о Нем, и он уверовал в Него так, как многие из верующих людей не веруют в Него. Уверовал всем своим существом и вот так просто сказал себе: одного слова Его будет достаточно, кто я такой, чтобы Он еще в дом мой входил, я, земля и пепел, и недостоин, чтобы Он даже приблизился к моему дому, но верую, что слова Его единого будет достаточно.

Я не знаю, может, не этими словами, не этими формулировками выражали свое обращение к этой угоднице Божией, великой святой нашего времени, люди, которые просили ее заступничества и помощи, но чудо свершилось, и одного лишь слова было вполне достаточно, чтобы оно сбылось и осуществилось. Меня это поразило, я действительно нахожусь под впечатлением в течение двух дней, потому что вчера мне об этом рассказали, и я был потрясен. Я как-то даже не то, чтобы не верил, это не то слово, я, конечно же, уверовал и как-то внутри себя восторжествовал и возликовал, но вот сегодня этот ребенок причастился, во что еще три дня назад поверить было невозможно, в чем было отказано ему по вполне физической невозможности. Невозможно себе представить, такие бывают страшные, лишающие человека еще и возможности причаститься Святых Христовых Таин.

И еще о чем мне хотелось бы сегодня сказать, это то, чем заканчивается сегодняшнее евангельское повествование. Я уже об этом отчасти сказал, о том, что действительно мы можем оказаться лишенными Царствия Небесного и вечной славы в Боге, если мы будем коснеть в некой самоправедности, если мы будем находиться в состоянии какого-то формального, поверхностного отношения к Богу. Очень многие наши жизненные скорби и невзгоды именно потому и происходят, что в нашем сердце царствует гордыня, и нет в нашем сердце того смирения, которое сегодня удивительным образом обнаружил и засвидетельствовал, и проповедовал нам этот язычник, римский сотник, потому что в нем была прежде всего глубокая несомненная вера, растворенная со смирением и с осознанием своего собственного недостоинства.

А там где гордыня, там крушение даже всех самых благих, самых святых намерений и чаяний, потому что эти понятия несовместимы и несопоставимы. Там где гордыня, даже при внешнем соблюдении заповедей Божиих, душа человеческая не способна устоять, потому что по неложному слову Божьему: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. диавол является источником этой гордости, он, прежде всего, в первую очередь, неисцелимо болен этою страшною болезнью — гордынею. Когда мы с вами кичимся тем или иным каким-то своим достоинством или превозносимся чем-то, или какими-то другими проявлениями выражаем свое поведение, то тем самым мы удаляемся все дальше и дальше от Бога. Мы видим с вами, что непослушание родителям, непослушание жены своему мужу, непослушание священнику, непослушание священноначалию все это берет начало именно в тех адовых глубинах, которые, прежде всего, ниспровергают и разрушают основы нашего человеческого общества. диавол, как некогда восхотевший иметь власть не менее чем Божественную, является источником всех этих народных ниспровержений и волнений.

Вот сейчас многие из вас прекрасно знают, что в нескольких станциях метро от нашего храма происходит какая-то страшная чудовищная вакханалия. На одном выделенном месте, где собиралось быть строительство храма, небольшого храма, сейчас группа очень агрессивных богоборцев захватила не только самую территорию, разбив там палаточный лагерь, но даже омрачила сознание многих местных жителей, настроив против Церкви, против священноначалия. Они требуют, чтобы здесь на этом месте не было вообще храма, к слову говоря, уже речь не о том, чтобы храм был или не был, они говорят православным, что если вы откажетесь от этого кусочка выделенной земли, и вам предоставят другое место и там не будет храма, т.е. эти люди знают, что они делают. Понятно, что эти люди получают вполне соответствующую плату за все эти беззакония и за все эти провокации, но они настолько омрачают сознание окружающих людей, что люди, действительно, идя на поводу у них, не понимают что делают.

Это является очень серьезным вопросом, неужели у людей нет собственной головы на плечах, неужели они так бездумно верят всему тому, что говорят им эти богохульники и богоборцы. Наверное, все эти люди, нормальные и здравомыслящие, осуждали и осуждают то, что произошло в Киеве полтора года назад, этот страшный чудовищный переворот, когда в сознание, казалось бы, нормальных людей смогли вместить эту злобу, эту ненависть, которая привела к тому, к чему она привела.

Эти люди наверняка тоже с порицанием относятся к тому, о чем сейчас я говорю, но сами делают то же самое, т.е. они говорят, что да мы не против Бога, мы даже не против Церкви, мы просто не хотим, чтобы здесь, в нашем парке был храм, потому что нашим собакам, извините, гадить негде больше, что нам машины негде ставить, и так далее и тому подобное. И эти люди, говорят о том, что они не против Бога. Вы предпочитаете какую-то псину — храму Божьему, Божественной Литургии.

Конечно же, не удивительно, что такая злоба буквально просто вырывается пламенем по отношению к православным людям. Дай Бог, чтобы Божественная Литургия совершилась в этом храме и чтобы Бог благословил это намерение.

Хотя, впрочем, последнее слово за Господом, Ему в этом смысле подобает всякая слава, честь и поклонение, Он здесь Владыка и Господь, и вовсе не потому, что злоба и ненависть этих людей как бы вершит победу и торжество этой победы, а потому еще может это не осуществиться, что Господь может сказать очень горькие и очень страшные слова, которые некогда были сказаны народу Израильскому. Помните, когда Господь с горечью, с болью говорил: Иерусалим, Иерусалим, сколько раз Я хотел собрать детей Твоих под крылья Свои, но ты этого не захотел, а потому, оставляется дом ваш пуст. Это действительно очень страшные слова, очень страшное обличение. Господь может сказать: вы не хотите этого храма — его не будет, ты сказал и ты этого захотел, человек. Не будет здесь храма, а если не будет здесь храма, то здесь не будет и Божественной Литургии.

Как преподобный Паисий Святогорец говорит, что мир существует только лишь для того и потому, что здесь совершается Божественная Литургия, и когда она перестанет существовать в мире, тогда миру незачем будет существовать, не будет той главной цели, ради которой стоило бы этому миру существовать.

Это очень созвучно с замечательной, очень известной проповедью архиепископа Серафима Соболева, который однажды сказал, что мир существует и солнце светит, и дождь с неба дождит только лишь для того, чтобы земля рождала пшеницу, из этой пшеницы делали хлеб, что это солнце и дождь, и ветры плодоносные для того и существуют и Богом созданы, чтобы виноградная лоза из земли произрастала, чтобы из нее вино делали, и чтобы из этих Богом данных дарований совершалась Божественная Литургия. Только для этого мир стоит, чтобы мы с вами причащались Пречистых Таин Христовых, а некоторые говорят «нам не нужен храм, нам негде собак выгуливать», хорошо, пусть будет по вашему.

И действительно, как замечательно святитель Иоанн Златоуст говорит, не всякое поражение является победой и не всякая победа является поражением, если кому-то хочется торжествовать победу и праздновать ее, то мы можем задуматься, какою ценою она достигнута – эта победа, и что за этой победой стоит. Кто победил, скажите на милость, Христос, распятый на Кресте, поруганный, истерзанный злобою человеческою, неистовством человеческим пригвожденный к Древу Крестному или безумный народ, который торжествовал свою победу над Ним? Кто победитель в этот самой главной жизненной и вселенской картине? С одной стороны по-человечески, внешне, поражен Христос, а победил этот безумствующий безбожный народ, с другой стороны, мы понимаем, что за этим видимым, кажущимся поражением была самая настоящая победа, победа, победившая мир, как говорит апостол и евангелист Иоанн Богослов.

А что эти люди, которым Господь даровать хотел Себя без остатка, всецело, храмом своим построенным, они говорят «не нужен нам храм», они людей верующих, православных оскорбляют. Некоторые наши прихожане там живут, и кого-то там не просто оскорбили, а просто помоями, извините, облили, имена здесь, конечно же, неуместны. Вы понимаете, что происходит? Это соседи по подъезду делают так. Ну хорошо, скажет Господь, ты не хочешь Меня, ты не хочешь храма, — не будет тебе храма, тебе вообще ничего не будет, тебе будет то, что ты избрал в этой жизни и избрал главной своей человеческой и жизненной ценностью, это и получишь, потому что от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься, и от сердца человека уста говорят, и какою мерою ты меряешь, такой и тебе отмерится.

Мы можем продолжать эти евангельские воспоминания тех или иных определений еще долго, но ясность тут вполне предельна, и для нас совершенно очевидна, что, действительно, Господь скажет, что сыны Царствия будут извержены вон, а многие придут, знающие, не знающие, ведающие, не ведающие. Возвращаясь к нашему сегодняшнему более радостному примеру: люди, которые были достаточно далеки от Господа, но твердо веровали, просто веровали, что будет им по слову, потому что Бог все может, для Него нет ничего невозможного, вот Он и дал им по этой вере.

Помните, у Достоевского, как похож сегодняшний римский сотник на капитана из его романа «Бесы», когда пригласили одного капитана на сходку этих «бесов», народовольцев, революционеров, которые говорили, что Бога нет, что это все мракобесие, и когда он слушал, сначала как-то вмещал в себя, что ему внушают, а потом встал и сказал: «Ну если Бога нет, то какой же я после этого капитан?». Действительно, какой же я после этого капитан?

Поэтому, дорогие мои братья и сестры, сегодняшнее евангельское повествование многому нас с вами научает, о многом нам с вами говорит, прежде всего, говорит о том, что мы должны быть тверды в своей вере и несомненны в своем уповании на Христа, даже если мы видим некие победы, так называемые «победы» в кавычках, тех которые ненавидят Христа, которые говорят, что мы не против Бога боремся, не против Церкви боремся, а против вас мракобесов, попов и т.д. Кстати, сейчас все пользуются так называемыми социальными сетями, в одной из которых одна женщина, активистка такого безбожного движения в своем так называемом живом журнале разместила фотографию расстрелянного священника, знаете, такая тюремная фотография бритого священника в профиль и анфас, за номером и с подписью, что по указу и решению т.н. «тройки» был расстрелян, так вот она комментирует: и правильно сделали. Еще там же известная фотография взрывающегося храма Христа Спасителя, ужасающая фотография взрывающегося храма Божия, лица Руси святой, олицетворения ее, и написано: таким он и должен быть всегда.

Понимаете с кем мы имеем дело? С тем, кто не против Бога, а против кого? Конечно же, Бог поругаем не бывает, апостол Павел говорит, что страшно впасть в руки Бога Живаго. За них страшно, за этих несчастных безумцев.

Но не буду более нагнетать. Все это, прежде всего, нас подвигает к тому, чтобы мы молились Богу и твердо уповали и несомненно веровали, что поистине Бог поругаем не бывает, и Господь никогда не оставит без воздаяния тех, кто творит эти беззакония. Не будем с вами впадать в так называемое «розовое христианство», что, дескать, Бог всех простит, Бог всех помилует. Конечно же, Бог только этого и желает, чтобы всех простить и всех помиловать, ибо Он Благ и Человеколюбец, но если человек сам не хочет, чтобы его простили и помиловали, вот тогда по его же чаянию, по его же желанию, по его же вере и будет с этим человеком. Нам же должно, подражая сегодняшнему евангельскому сотнику, твердо и несомненно веровать в то, что Господь милостивый, щедрый, долготерпеливый и всемогущий да даст по вере нашей, чтобы мы стяжали то дивное смирение, которым он удивил самого Спасителя Христа Жизнодавца, чтобы мы приобретали в сердце своем эти качества, приближающие нас к Богу, а через это соделались с вами причастниками вечной радости и Царствия Небесного, которое Бог уготовил нам прежде создания мира, того великого и дивного Царствия Небесного, где подобает всякая слава, честь и поклонение Богу, Единому в Троице славимому и покланяемому, Безначальному Отцу со Единородным его Сыном и Всесвятым, и Благим, и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.