Вчера вечером перед Всенощным Бдением мы с вами читали акафист Пресвятой Богородице, именуемой Казанской. И вот только что едиными устами, единым сердцем прославили Царицу Неба и земли, воспевая Ей тропарь, кондак и величание, и в этих песнопениях, посвящённых Казанской иконе Божией Матери, мы слышали удивительные слова, которые близки сердцу каждого из нас, мы очень часто их повторяем и говорим: Радуйся, Заступница усердная рода христианского. Именно в тропаре мы повторяем эти же самые слова и говорим: «Заступница усердная рода христианского, за всех молиши Сына Твоего Христа Бога нашего и всем твориши спастися в державный Твой покров прибегающим».

Мы называем Матерь Божию Заступницей усердной. Что означает усердная? Конечно же, по обычному словоупотреблению мы вкладываем в это слово смысл добросовестная, скоропослушная, но корень в этом слове совсем другой. Корнем этого слова является сердце, то есть Она сердцем усердствует в отношении спасения всего рода человеческого.

Наша Церковь устами святых богоглаголивых отцев учит нас тому, что люди по-разному служат Господу. Одни служат из-за боязни и страха, и их служение можно назвать рабским. Иные служат ради мзды и награды, уповая на то, что Господь воздаст и вознаградит за те или иные труды того или иного труждающегося, и это служение, как мы знаем, называется наемническим. А есть иное служение – сыновнее, то когда человек не ради боязни, не ради страха, не ради награды, не ради корысти, пускай даже духовной корысти, а ради любви ко Господу исполняет Его святые заповеди и совершает свое служение Ему. И вот Матерь Божия, Она как раз и являет это сердечное, усердное служение по отношению ко всему роду человеческому, не ради боязни, ибо Ей нечего бояться, не ради мзды и награды, ибо Она никогда не искала этой награды, а ради и исключительно только лишь по любви ко всему роду человеческому.

Когда мы с вами читаем удивительные поучения преподобного старца Силуана Афонского, то мы с вами обнаруживаем совершенно необыкновенные откровения его преподобнического сердца о том, что он познал по отношению к Матери Божией. Он говорит, что никто так нас не любит среди земнородных, как нас любит Матерь Божия, потому что эта любовь не ограничивается ничем, она простирается до самоумаления и до самоуничижения.

Мы убили своими грехами Её Сына, и вместе с тем, мы обращаемся к Ней и говорим: спаси нас, не оставь нас, помилуй нас, помоги нам. Это тоже мысль преподобного старца Силуана. Он, рассуждая, говорит так: неужели кому-нибудь в голову пришло бы, убив сына какой-нибудь матери, потом к ней приходить и чего-то у неё просить: ты вот знаешь, я в том-то и том-то нуждаюсь, ты мне помоги в этом.

Это звучит дико, это звучит чудовищно, это не вмещается в наше сознание, и вместе с тем, мы с вами, без какого-то ни было преувеличения, своими грехами пригвождая вновь и вновь ко кресту Сына Божьего, обращаемся к Его Матери. И это как-то умещается в нашем сознании, мы с одной стороны, грешим совершенно бессовестно и беззастенчиво и тут же говорим: не оставь нас, Матерь Божия, ибо не имамы иныя помощи, ни иныя надежды. Если мы вдумаемся в это наше с вами поведение, то оно ужасает. Ужасает, прежде всего, нашей беспечностью, тем, что мы совершенно безнаказанно грешим, позволяем себе творить то или иное беззаконие, и вместе с тем мы, это подчёркивается, ведь я говорю о нас с вами, людях верующих, и при этом мы обыкновенно просим о каких-то милостях и помощи от Пресвятой Богородицы.

Мы знаем, Её любовь простирается сверх и выше нашего человеческого неразумения и недостоинства, и мы знаем, если мы будем просить у Матери Божьей прощения, и если Она нас простит (и это свидетельствует Церковь Христова), то нас никто с вами не осудит. Нас Господь с вами не осудит, потому что Матерь Божия предстательствует за всех нас пред Сыном Своим, пред престолом Сына Своего и Бога нашего Господа и Спасителя Иисуса Христа. И Она непросто какая-то стена, бездушная, которая защищает нас и ограждает нас от каких-то ветров и напастей, Она любящим сердцем участвует в спасении каждого из нас.

От нас же с вами, дорогие братья и сестры, тоже взаимно требуется такое же усердие. Сказав такое же, я сказал вещь неправильную, поскольку такое усердие, каковое есть у Матери Божией для нас немыслимо, но, по крайней мере, хоть какое-то усердие, хоть какое сердечное участие в нашем с вами собственном спасении ведь должно же быть в каждом из нас. Даже странно говорить об этом, странно, когда мы говорим, что мы должны непрестанно проявлять попечение о своём собственном спасении. Мы говорим так, как будто речь идёт о совершенно обыденном и ничего не значащем, но ведь это наше с вами спасение — мы нуждаемся в нём, а никто-то другой. Но, к сожалению, мы мертвы верою, мы скудны любовью и наше сердце, очень часто бывает подобно куску камня, бездушному и не способному в самых элементарных вещах проявлять участие. Я очень жестокие сейчас слова говорю, но в данном случае я их говорю в большей степени самому себе, нежели вам, и, к сожалению, это всё соответствует действительности.

Есть такая замечательная молитва святителя Амвросия Медиоланского, эта молитва необходима священнику для служения Божественной Литургии, она очень пространная, удивительная, замечательная, глубокомысленная по своему содержанию и назиданию. Так вот там есть такие слова: «Господи, отыми у меня сердце каменное и дай мне сердце плотяное». То есть, дай мне сердце живое, способное любить, способное сострадать, способное каяться, способное воздыхать, и избавь меня от того, чтобы моё сердце было подобно тому, чем оно сейчас является, куску камня, бездушному, бессовестному, не способному ни на что доброе и святое реагировать.

Вот, казалось бы, страшное обличение мы произносим с этого святого места, но очень часто наше сердце бывает именно таким бездушным и не способным на всё святое реагировать. Мы больше предпочитаем мирское, плотское, греховное, нежели святое, небесное и божественное. Нам трудно сосредоточиться на молитве, нам очень сложно себя понудить прийти в Церковь Божию, ведь мы все это прекрасно знаем, чего стоит просто заставить себя Евангелие дома почитать или какой-то добродетельный поступок сделать, для этого необходимо всевозможные препятствия преодолеть, чтобы этого достичь. Вот в этом как раз и кроется, в этом как раз и заключается то, насколько необходимо, спасительно и свято для нас любое доброделание. Поэтому враг и создаёт препятствия на нашем пути к собственному спасению, мешая нам, ибо знает, что в доброделании и есть путь нашего спасения.

Царица Небесная подвигает нас к тому, чтобы мы тоже были усердными участниками своего собственного спасения. Ведь, согласитесь, дорогие мои, каким бы не был талантливым, успешным, блистательным врач, но если пациент, если больной не выполняет его предписаний, его талант, его умение, его мастерство как врача будет бесполезным и бессмысленным, потому что тот, к кому направлено его врачебное умение, ничего не делает для своего выздоровления. Этот больной не принимает лекарства, не соблюдает диету, он в конце концов ничего ровным счётом сам не делает для того, чтобы ему избавиться от той болезни, из-за которой он пришёл к этому врачу. Это касается каждого из нас.

Нам Господь даёт прещедро всё необходимое для нашего спасения. Он Матерь нам Свою даровал, чтобы Она денно и нощно стояла у Его престола и молилась о нас грешных. Но, увы, мы предпочитаем очень часто оставаться теми, кем мы есть и поэтому, сколько бы Матерь Божия не молилась за нас, если мы остаёмся прежними, если мы себя не исправляем и не меняем, то даже и Ее молитвы могут быть для нас бесполезными.

Посему да не будет этого с нами, да не будет таким подвиг Царицы Небесной, который Она являет ко спасению всего рода человеческого Своею неустанною молитвою за всех нас. Чтобы и мы тоже с вами хоть какое-то участие принимали в деле нашего собственного спасения, даже не в спасении иных людей, а по отношению к своей собственной несчастной, изнурённой грехом душе.

Вот об этом, дорогие мои, будем заботиться, об этом будем просить Царицу Неба и земли, чтобы Матерь Божия, Заступница усердная всего рода христианского, смягчила наше сердце, чтобы Она Своими дерзновенными молитвами испросила у Господа дар каждому из нас всецелого, сердечного покаяния, чтобы Господь Её святыми и богоприятными молитвами всем нам даровал дар слёз, чтобы мы могли покаянным своим плачем смягчить своё сердце и через это принять в него те Божественные глаголы, которыми Господь посещает нас во все дни нашей жизни.

С тем, чтобы сей маловременный путь нашего земного поприща не прошёл втуне и напрасно, чтобы мы, идя по пути своего спасения, прося Царицу Небесную и Матерь Божию о том, чтобы Она поспешествовала всем нам на этом пути. Чтобы святые угодники Божии, чьи имена мы благоговейно произносим своими устами и своим сердцем, поддерживали нас на этом пути. А мы с усердием подражали бы их Христоименитому подвигу и, следуя за Господом вместе с ними, удостоились вечной радости и Царствия Небесного во Христе Иисусе, Господе нашем, Которому подобает всякая слава, честь и поклонение со Безначальным Его Отцем и Всесвятым, и Благим, и Животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.