Проповедь протоиерея Георгия Гуторова в Неделю 6-ю по Пасхе, о слепом, 17 мая 2015 г.

Вместе с тем, прощаясь с прерадостными, пасхальными днями, мы пребываем в твердой и несомненной уверенности, и это составляет краеугольный камень нашего с вами мировоззрения и вероучения, и смысла нашего человеческого существования, что Христос, воскреснув из мертвых, остается с нами присно, навсегда. И совсем через короткое время, когда мы будем праздновать с вами Вознесение на небо Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа, услышим из Его уст слова, которые Он скажет всем нам, всему роду человеческому: Се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века. 

Христос присно пребывает здесь с нами, а наипаче Он пребывает в Церкви Христовой, когда мы совершаем с вами величайшее из всех таинств – таинство Божественной Евхаристии, таинства Божественной Радости, причастия которого многие из нас сегодня сподобились за сей Божественной Трапезой. 

Сегодняшний воскресный день, празднующий и торжествующий, как, впрочем, любой воскресный день вне зависимости от переживаемого нами праздничного события, усвоен уже самым названием и своим наименованием Светлому Христову Воскресению. Этого названия в чреде дней недели, или дней седмицы, не было до того величайшего, самого важного события в истории мироздания, когда Христос воскрес из мертвых. Известны случаи, когда в истории рода человеческого, когда в той ли иной цивилизации, при том или ином режиме и строе, как правило, богоборческом, пытались самое наименование этого святого дня как бы вымарать, каким-то образом упразднить, заставить людей забыть, что есть такой день. 

Например в советское время, люди, которые жили в двадцатых годах, и это исторически известно, они помнят, когда этот день декретом соответствующим был переименован, т.е. для советских граждан день Воскресения не имел право так наименоваться, его переименовали в так называемый «выходной» день. Иногда даже в нашем обиходе мы иногда употребляем это слово неосознанно, когда говорим, что «вот в выходные поедем туда-то». Но упразднить наименование этого дня Воскресным, также немыслимо и невозможно, как и отрицать воскресение Христа из мертвых. Поэтому, какие бы попытки не предпринимались для того, чтобы не звучала благая весть о светлом Христовом Воскресении, это оказывалось немыслимым и невозможным. 

Каждое воскресение, когда наступает этот святой благословенный день вне зависимости от празднуемого события, мы с вами все равно усваиваем ему самое главное содержание в истории мироздания и в истории рода человеческого — Воскресение из мертвых Христа Спасителя. 

Этот радостный пасхальный призыв, это радостное пасхальное приветствие «Христос Воскресе!» неразрывно связано с жизнью каждого православного христианина, всякого верующего во Христа православного человека. 

Сегодняшний воскресный день, подвигающий нас к прощанию с великим Праздником Пасхи Христовой, говорит нам об удивительном евангельском событии, которому сегодня за сей Божественной Литургией мы оказались по промыслу Божественного смотрения быть свидетелями. Этот воскресный день, точнее неделя, последующая за ним, именуется Неделей о Слепом, потому сегодня мы слышали удивительное, пронзительное евангельское повествование об исцелении Господом нашим и Спасителем Иисусом Христом слепорожденного человека. 

Нам, наверное, невозможно и немыслимо представить, что значит не видеть окружающего мира. Мы можем лишь теоретически представлять, зажмурив свои глаза, о том, что значит не видеть окружающий мир и окружающих нас людей, но есть люди, которые погружены в эту мглу, и, конечно, более страшного испытания трудно себе представить. Именно такой человек, мы не знаем его возраста, но, по крайней мере, это человек достаточно уже взрослый, сидел на паперти церковной, прося милостыню, когда мимо него проходил Христос Спаситель. 

Мы с вами знаем, что в Евангелии, в Священном писании есть множество текстов, которые приводят нас в некое не то, чтобы недоумение, но, по крайней мере, в какое-то недопонимание. Для того чтобы понять те или иные евангельские истины, необходима не просто начитанность, не просто понимание того, о чем идет речь, не просто знание исторического контекста, а, прежде всего, о чем говорит нам Господь в заповеди Своей, которую мы слышим ежедневно за Божественной Литургией. Господь: Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. 

Т.е. чистота нашего сердца – есть залог понимания Священного писания и слова Божия. Если наше сердце с вами грязно, скверно, замусорено, то это сердце не способно даже при всех своих интеллектуальных способностях принять живое слово Христа Спасителя. Неслучайно премудрый Соломон говорит в одном из своих поучений, что в злохудожную душу благодать Божия не войдет. Если сердце человека объято грехом, если она порабощено греху и страстям, то человек слухом, быть может, и услышит, но сердцем принять это не способен будет. 

Как нам с вами это знакомо, как все мы, без исключения, и я и вы, говорим: читаю, предположим, какое-то святоотеческое поучение — как все понятно, как все складно написано, закрываю книгу и как будто не читал вовсе и уже забыл, а уж тем более, чтобы это в жизни своей применить, об этом я даже и думать не думаю. Почему? Потому что сердце скверно, потому что оно, чем попало наполнено. Залогом подлинного и настоящего богопознания является, прежде всего, и это самое главное и фундаментальное и основополагающее делание — покаяние в своих грехах. Но об этом, впрочем, мы говорим с вами каждый раз, о чем бы мы ни беседовали, в любом случае мысль наша уводит нас к самому основному, к источнику нашего спасения, к тому, чтобы мы покаялись, ибо приблизилось. 

Сегодняшнее евангельское повествование начинается с очень трудного места, если вы помните, Господь шел с учениками мимо сидевшего на паперти слепорожденного человека, ученики спрашивают Господа: Учителю, скажи, кто виноват, что он родился слепым, он или его родители? Вопрос с одной стороны может оказаться абсурдным, как он мог быть виноватым, если он слепым родился? Может, разве прежде его рождения могли быть какие-то грехи, еще им не сотворенные, поэтому вопрос как-то странно звучит. Но в этом смысле здесь нет странности, потому что иудеи того времени были заражены очень многими, в том числе, гностическими учениями и языческими верованиями о перевоплощении, о перерождении, которые даже сейчас очень актуальны, особенно в индуистских верованиях. Подобными идеями были заражены иудеи того времени. 

На это Господь отвечает, что не он и не его родители согрешили, а потому он слепым родился, чтобы на нем явились дела Божии, чтобы на нем явилась слава Божия. Какой странный и быть может очень страшный ответ. Что это означает? Это означает, что человеку нужно было бы родиться слепым, страдать всю свою жизнь, чтобы когда-нибудь потом на нем явились дела Божии. Ну как с этим можно согласиться. Неужели не проще было бы даровать человеку полноту всех благ, всех радостей, всего совершенства, неужели бы он, имея все это, имея полноту торжества жизни, не прославил бы Бога? Мы говорим, нет! Не прославил бы, ничего подобного. Потому что мы с вами имеем зрение, мы имеем с вами слух, мы имеем все для этой жизни и спросим себя, как мы за это благодарим Бога? Мы об этом задумываемся с вами? Мы только лишь тогда способны оценить здоровье как таковое по существу, когда мы его теряем, когда мы лишаемся его. Когда человек лишается зрения, слуха, руки, ноги, когда он превращается в инвалида, вот тогда он понимает, как бесцельно, бессмысленно, бездарно, он пользовался всем тем, что Бог ему так щедро дал. 

Благодарность чрезвычайно редкое качество, можно сказать, редчайшее качество – благодарить и Бога, и ближнего. Мы благодарим Бога за каждый вздох, но только лишь тогда поймем всю необходимость нашего дыхания, когда нашу шею сомкнут чьи-то стальные руки, когда мы задыхаться начнем, вот тогда мы понимаем, чего стоит каждый вздох, так это все обыденно, так естественно, видеть, дышать, слышать, жить, радоваться жизни, брать от этой жизни все. 

Поэтому ничего подобного не было бы, как и не проявляется в нашей с вами жизни, когда мы имеем от Бога все, но при этом никакого торжества Божия и Божией славы в нашей жизни не происходит. Напротив, все эти таланты, все эти дарования мы не просто бездарно растрачиваем, а даже более того, мы делаем это не во славу Божию, как должны были бы это делать, а прежде всего для исполнения своих похотений и желаний. Вот этим, мне кажется, объясняется то недоумение, которое возникает, первое от того, разве может быть человек, несущий по жизни те или иные скорби и страдания, явить славу Божию, если Господь дарует ему это торжество исцеления. 

Мы видим в сегодняшнем евангельском повествовании, как удивительно прославил Бога этот человек, этот слепец, которому Господь вернул зрение, даже это неправильное выражение, потому что у него не было зрения, Господь даровал ему это зрение. И мы видим удивительную подробность, которую описывает евангелист в сегодняшнем евангельском повествовании, тоже несколько недоуменную и приводящую нас может быть в некое недопонимание. Согласитесь странное поведение, — Господь плюнул на землю и этим брением, этой кашицей, т.е. растворенной слюною землей, Он помазал ему очи и повелел пойти умыться в купели Силоамской, там омыть эту грязь. Что это означает? Это говорит о том, что Христос Спаситель есть Творец мира. Это говорит о том, что некогда, и это мы читаем на первых страницах Библии, Бог взял персть земную, горсть земли, и вдохнул в нее дыхание жизни. Тою же самою землею Господь как бы завершает недоконченное по отношению к этому человеку, к этому слепцу, Он помазывает брением, тою же самою землею его незрячие очи и он, омывая их в купели Силоамской, прозревает, о чем даже помыслить не возможно было бы. 

Это можно было бы каким-то образом допустить, по крайней мере, если бы человек в силу каких-то обстоятельств, несчастного случая, какой-то вспышки солнечной и еще чего-либо потерял бывшее некогда зрение, то здесь он никогда не имел его, даже его глазницы были сросшиеся с прочей лицевой тканью, и вот он прозревает, этот человек, никогда не видящий. Вот здесь, казалось бы, происходит чудо неизреченное. 

Прежде чем дальше последовать за евангелистом, я хочу обратить ваше внимание на то, что этот слепец прозрел не только и не столько очами своего тела и узрел, и увидел окружающий его мир, прекрасный, удивительный, который представить себе не мог, но в нем произошло еще более совершенное прозрение, он увидел не только эту удивительную прекрасную действительность, окружающую каждого из нас — солнце, небо, людей, деревья и все прочее, он очами веры прозрел и узрел Того, Кто даровал ему это зрение. 

Но здесь происходит совершенно страшное продолжение этой евангельской истории. Люди, которые увидели этого слепца, этого нищего убогого человека, удел которого только лишь и составлял, что милостыню просить на паперти церковной, вдруг увидели его зрячим, ликующим, радующимся, ничего подобного они не видели на его лице никогда, они его узнавали, но и вместе с тем недоумевали, что с ним произошло, и поэтому они пошли и поспешили донести законоучителям и начальникам, вождям этого народа, фарисеям и книжникам. Поскольку событие, о котором говорит нам сегодня Евангелие, произошло в субботу, оно вызвало бурное негодование со стороны законоучителей и книжников. 

Те его волокут к себе на судилище и требуют, чтобы он им рассказал, как это произошло с ним. Он подробно, вдумчиво, рассказывает им все, что произошло с ним. О том, что Человек по имени Иисус подошел к нему и, сотворив брение из земли, помазал этим брением ему очи и он, омывшись священными водами Силоамскими, прозрел и увидел мир, увидел их. Тогда они стали говорить об этом Человеке, о Христе, о том, что Он нарушает субботу, о том, что Он является грешником, потому что невозможно творить такие дела в субботу. 

Мы опять касаемся с вами этой темы, как будто столь повседневное и обыденное дело произошло, чего там особенного – слепец прозрел, они не видят этого чуда, они не видят за этим чудом Христа, сотворившего это чудо. Они видят, прежде всего, мелочную формальность, они видят нарушение закона. Безумцы, сами слепцы. Неслучайно, когда, помните, после этого события Господь скажет, что Он пришел, чтобы слепые увидели, узрели, а зрячие ослепли. Тогда эти законники книжники и фарисеи говорят: неужели и мы слепы? На что Господь им говорит: если бы вы были слепы, то не имели бы греха в себе, но поскольку вы говорите, что вы видите, то грех ваш остается на вас. 

Лицемерие, ложь, мелочная зависть, ничтожество человеческое, это все те качества, которые восстали на Христа. Они не верят бывшему еще час назад слепцу, который торжествует победу Бога над смертью, и зовут его родителей. Родители приходят, и они требуют от них ответа: это ли ваш сын, который был слепцом? На что запуганные родители своего некогда несчастного сына, запуганные тем, что фарисеи сложились в своем мнении, что всякий, кто будет исповедовать Христа Сыном Божиим, тот будет отлучен от синагоги, говорят: да, это наш сын, и он действительно родился слепым, как он прозрел, мы не знаем, вы у него самого спросите, он в совершенных летах и сам об этом расскажет. 

Тогда эти злобствующие, негодующие на Спасителя законники вновь приступают к этому слепцу и говорят: как Он тебя исцелил? Вот здесь происходит настолько удивительное, что, я думаю, каждый из вас, читавший этот отрывок, конечно же, неоднократно, отдавал некое должное тому (может не очень правильно подобрано слово) остроумию этого слепца, который говорит: ну я же вам уже рассказал, как это произошло, что вы хотите еще от меня, может вы сами хотите быть Его учениками? Они еще более взбесились и сказали: это ты Его ученик, а мы Моисеевы ученики, и мы знаем, что Моисей запретил такие дела творить в субботу! На что бывший слепец, а ныне прозревший и очами телесными, и очами духа, ответил: это-то и удивительно, я не знаю, грешный Он человек или не грешный, но я знаю одно – я был слеп, и теперь я вижу, я знаю другое, что грешника Бог не послушает, а того, кто Богочтец, того послушает. И тогда они его прогнали прочь: уйди, ты ли нас будешь учить, пошел вон! – ему говорят. И вот здесь его встречает Господь и говорит: Веруешь ли ты в Сына Божия? На что он говорит: а Кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него? — Тот, Кто пред тобою стоит и соделал тебя зрячим, — говорит Господь, на что бывший слепец, а ныне зрячий человек отвечает: Верую, Господи! – и поклонился Ему. 

Удивительное евангельское повествование, столь многогранно в себе сохраняющее и являющее всем нам. И сегодня видим, как человек, не только очами телесными прозрел и увидел прекрасный и чудесный мир, а прозрев очами веры, узрел еще более совершенный, превосходный, еще более неизреченный в красоте своей и в сиянии своем божественном мир Царствия Небесного. Именно это чудо произошло в этом евангельском повествовании и мы с вами видим удивительные свидетельства того, как важно прозреть, видеть не только окружающий нас мир. Все в подавляющем большинстве люди не лишены этого величайшего дара от Господа видеть окружающую действительность, но это не главное, потому что с окончанием нашей жизни завершатся и все физические возможности и способности каждого из нас, но то, что мы приобрели в своей душе никогда не умрет, и будет присно царствовать и присно жить в нас. 

В зависимости от того, что мы с вами стяжали в этой жизни, если мы стяжали привязанность к земле и всему тому, что окружает ее, и что земля может нам с вами подарить, то мы прекрасно понимаем, что все это очень скоро гибнущее и очень скоро преходящее. Если мы прилепляемся только лишь к земному, то в земле и останемся. Но если мы сокровище свое видим на Небе, и туда стремятся все наши помыслы и все наше человеческое существо, и очами веры, мы прозреваем, прежде всего, ту радость, которую Бог дарствует верующим в Него, то и сокровище наше, и сердце наше, по слову евангельскому, по слову Христову, будет на Небесах. 

Поэтому, дорогие братья и сестры, мы должны всецело стремиться не к земному, но к Горнему, чтобы не потерять ради земного, Небесное. Потому что, как учит нас Господь в Евангелии: невозможно двум господам одновременно служить, мы не сможем и не способны этого сделать, поэтому не должны мы с вами хромать на оба колена, а прежде всего, узрев то самое сокровенное величие божественного дара, нам Богом данного, устремить все свои силы, все свое человеческое существо, все свои таланты земные к Небу с тем, чтобы сподобиться величия, которое Господь да дарует любящим Его. 

Чтобы подобно сегодняшнему евангельскому слепцу мы знали единое на потребу — Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа и тот величайший дар, который Господь всем нам с вами обетовал, соделав нас наследниками вечной жизни и Царствия Небесного, где подобает всякая слава, честь и поклонение Богу, Единому в Троице славимому и поклоняемому, Безначальному Отцу со Единородным Его Сыном и Всесвятым и Благим, и Животворящим Его Духом ныне и присно и во веки веков. Аминь.