Господь насытил людей, которые следовали за Ним, обыкновенными хлебами, телесной, материальной пищей, в которой нуждается каждый из нас, пока он живёт здесь на земле, но вместе с тем Господь показывает этим необыкновенным чудом, что мы должны искать не столько хлеба земного, временного и скоропреходящего, сколько заботиться о вечном и непреходящем. Неслучайно на одно из диаволовых искушений, когда диавол предлагал Христу, искушая Его в сорокодневной пустыне, чтобы камни Господь претворил в хлебы и тем самым утолил Свой голод, который Он, как Человек, ощущал в этой пустыне, Господь сказал эти замечательные, удивительные слова: не хлебом единым будет сыт человек, а всяким глаголом Божиим. И в этом смысле сегодняшнее Евангельское повествование является ярким, удивительным тому примером, хотя с одной стороны, конечно же, Господь, умилосердившись, питает людей, которые в течение целого дня шли за Ним, забыв обо всём, слушали Его благоуветливые Божественные глаголы.

Удивительное сегодняшнее повествование очень короткое, мы его прекрасно помним, знаем как чудо, которое в Евангелии описывается, по крайней мере, дважды. В одном случае Господь насытил пять тысяч человек, а в другом случае Господь, умилосердившись над жаждущими Его слова, насыщает четыре тысячи человек. Иногда это как бы сливается в некое единственное Евангельское событие, но это вполне самостоятельные события, которые Господь совершил по отношению к людям, окружавшим Его, и вот здесь, мы видим с вами совершенно замечательные, удивительные подробности. Ученики, апостолы, они как бы показывают себя более милосердными, чем Господь. Они говорят: Господи, отпусти этих людей, ведь день уже склонился к вечеру, уже солнце зашло, а они целый день находились вокруг Тебя, они изнурены, отпусти их в ближайшие селения, пусть они хоть что-нибудь съедят, укрепят свои физические утомившиеся силы, свою немощь. Ученики заботятся об этих людях, они переживают о том, что люди голодны, о том, что в течение всего дня они ничего не кушали. Но люди не могут по определению быть милосерднее Господа. Это нам иногда кажется, что мы спешим и предупреждаем то, о чём, казалось, Господь должен был в первую очередь позаботиться, проявив Своё Божественное попечение о нас. Но Господь говорит им совершенно необыкновенные, загадочные слова: Вы дайте им есть. Он не позволяет отпустить людей, а предлагает ученикам накормить эту огромную толпу людей.

Кстати сегодняшнее Евангельское чтение даже называет количество этих людей, их было пять тысяч человек, кроме женщин и детей, но каждый из них, или многие из них, имели своих жён, что составляет ещё пять тысяч человек, а детей, их вообще не сосчитать. Тысяч пятнадцать народу, представляете, невозможно себе представить такое количество людей.

Вы дайте им есть, – говорит Господь. Ученики недоумевают, правда один из них, Андрей апостол, говорит: ну как мы это можем сделать, у нас нет хлеба для такого количества людей. Другой из апостолов говорит: да им на двести динариев (то есть такая огромная сумма денег) не хватит, чтобы купить хлебов, да и в пустыне, где мы возьмём такое количество денег и хлебов. И, тем не менее, Андрей апостол, говорит, может, в глубинах своего сердца подозревая, что Господь способен и это чудо осуществить: здесь у одного мальчика есть пять хлебов, пять небольших булочек и две рыбки, но что это для такого неимоверного количества людей?

Тогда Господь повелевает ученикам Своим, чтобы они рассадили на зелёной траве всех людей, которые там были, и, воздав хвалу и благодарение Отцу Небесному, благословил имеющиеся пять хлебов и две рыбки и повелел ученикам, чтобы они раздавали их людям. Вот удивительная сила послушания! С одной стороны, всемогущий Господь, Чудотворец, для Которого ничего нет немыслимого и невозможного, вместе с тем, послушание учеников, которые рационально, умом понимают, как мы очень часто с вами говорим, «что этого не может быть, потому что этого не может быть», однако же они исполняют послушание Христа и раздают эти имеющиеся пять хлебушков и две небольшие рыбки людям, этой огромной, неимоверной, ей же нет счёта, толпе. Раздают и не знают, откуда берутся эти хлебушки, откуда берётся эта рыба. Они раздают, люди пребывают, а хлеб ещё в большей степени преизбыточествует. И все насытились. Мало того, осталось ещё, и Господь повелевает, собрать оставшееся в корзины. Евангельское повествование тоже называет количество корзин, которых собрали ученики – двенадцать полных коробов, двенадцать укрухов по-славянски, которые были наполнены оставшимися хлебами и оставшейся рыбой.

Удивительное повествование, удивительное Евангельское чудо, которое Христос являет нам. С одной стороны, Господь говорит, мы с вами сегодня только что слышали эти слова, что не хлебом единым будет жив человек, но всяким глаголом, исходящих из уст Божиих. И Господь от нас ждёт того, чтобы мы жаждали, алкали хлеба Небесного, но вместе с тем, Господь дал нам естество человеческое, плоть, которая нуждается здесь на земле во всём том, что питает её, греет её, что позволяет этой плоти, этому естеству человеческому существовать на земле.

Господь нас питает, греет и милует и поэтому удивительное слово употребляется в сегодняшнем Евангельском повествовании. Когда люди шли за Господом, они слушали Христа, они обо всём забыли, и Господь сжалился над ними. Какое удивительное слово, какой удивительный глагол, сжалился над людьми, то есть Господь всех нас милует, всех нас жалеет, над каждым из нас имеет Своё Божественное попечение, несомненное, безусловное попечение. Если мы продолжим хронологически это Евангельское повествование, то оно продолжается удивительными иными событиями. Сегодня мы слушали этот отрывок в устах евангелиста Матфея, именно он сегодня был благовестником в Церкви Божией за сей Божественной Литургией. Но об этом чуде повествуют все четыре евангелиста и Матфей, и Марк, и Лука, и Иоанн Богослов.

И вот если мы с вами откроем шестую главу Евангелия от Иоанна, которая тоже повествует параллельно сегодняшнему Евангельскому повествованию от Матфея о том же самом чуде, если мы продолжим своё чтение, то мы увидим, что после этого чуда, ибо, как уже было сказано, день склонился к вечеру, народ напитался, народ насытился и был благодарен Господу. Ученики остались рядом с людьми, а Господь взошёл на гору помолиться, и вот потом происходит удивительное событие, люди пытаются переправиться на другой берег Генисаретского озера, на берегу которого всё это происходило, чтобы найти там Господа. Люди, жаждавшие Христа, чаявшие увидеть Господа, которые были очевидцами этого происшедшего только что чуда, желали увидеть Господа, и они, многие на лодках, а иные по берегу шли к тому месту, куда удалился Христос. И тогда Господь произнёс очень горькие слова, Он сказал: Эти люди ищут меня не потому, что они хотят слышать слово Моё, а потому что они питались хлебами, которые Я им дал.

Этими словами, Господь говорит, что многие нуждаются в Господе только лишь потому, что Господь здесь на земле осуществляет те или иные их желания и потребности, но не этого должно жаждать сердце человеческое, и поэтому здесь же, в этой же упоминавшейся шестой главе Евангелия от Иоанна, – не поленитесь, почитайте её сегодня, она удивительная, необыкновенная, – мы находим объяснение, почему Иоанн Богослов в своём Евангелии не произносит удивительных слов, которые были произнесены Господом при совершении Тайной Вечери: Примите, ядите, сие есть Тело Мое; пийте от нея вси, сия есть Кровь Моя, – потому что в этой главе после чуда насыщения пятью хлебами Господь говорит о Хлебе Небесном. Говорит о Себе, как о Хлебе Небесном, что всяк ядый Мою плоть и пияй Мою кровь во Мне пребывает, и Аз в нём есть.

То есть мы с вами, дорогие братья и сестры, нуждаясь во всём временном, тленном, земном, как уже об этом сегодня было сказано (и это не является чем-то предосудительным, поскольку Господь нас таковыми соделал) должны прежде всего, не это ставить во главу угла, не это воспринимать смыслом своего земного человеческого существования, а прежде всего, наследие вечной жизни и ту радость, которую Господь уготовил любящим Его. И средством, условием этому является то, если мы с вами являемся причастниками Хлеба Небесного, причастниками Животворящих Таин Христовых, причастниками Самого Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Вот к этому должны быть устремлены все наши попечения. Смысл нашего человеческого благобытия должен быть направлен к тому, чтобы стяжать в своём сердце Христа, и через эту радость быть наследниками того вечного утешения, которое Господь уготовил любящим Его.

Вот об этом, сегодняшнее Евангельское повествование, с одной стороны, о том, что мы не можем обойтись без земного и временного, и Господь, умилосердившись над нами, жалея нас, дарует всё потребное для этой временной, земной жизни, но вместе с тем, пусть это не должно стать камнем преткновения, способным занять все наши помыслы и всё наше попечение только лишь земным, временным и тленным. А чтобы самым главным, единым на потребу было то, что приводит нас к вечной жизни — радости с Господом.

И последнее, о чём было сегодня сказано в Евангелии, об этом уже упоминалось, что Господь повелевает ученикам собрать оставшееся от этого чудесного насыщения в корзины, этим самым Господь нас научает бережливости, разумной бережливости, не скупости, не скаредности, а бережливости. Замечательный пример, уже не единожды приводимый. Государь-мученик, царь Николай Второй был человеком необыкновенной благотворительности, чрезвычайно щедрым и добродетельным человеком и детей к этому приучал. Люди, которые находили возможность обращаться к Государю, а обращались к нему очень и очень многие, они никогда не оставались не услышанными, его щедрость была необыкновенной. Но при этом, в обыкновенной будничной жизни он был человеком чрезвычайно бережливым, не скупым, подчёркиваю, а бережливым и научал этому своих детей. Заметьте, члены царской семьи, дети, наследники престола, младшие донашивали одежду за старшими, их заставляли заштопывать какие-то утраты в одежде, не потому, что это была скаредность, жадность или скупость, а это было воспитание в бережливости и в оценке чужого труда. Вот такое удивительное было свойство этого щедродательного человека, благотворителя, величайшего милосердного человека, но вместе с тем, в качестве воспитательной меры это было в нем очень и очень показательно.

Это научает и нас с вами, дорогие мои, к тому, чтобы мы тоже научали своих детей тому, чтобы они умели благодарить своих родителей, чтобы они не воспринимали и не относились ко всему, что им даётся, как к чему-то обыкновенному и обыденному. Это развращает детей. Конечно, родительское сердце, оно милосердное, оно желает всего себя отдать своим детям, но дети, порою не способны это воспринимать, потому что они ещё существа не утвердившиеся, и воспринимают щедрость родительскую как что-то само собою разумеющееся, а этого быть не должно.

Не в этом проявляется родительская любовь по отношению к своим детям. И сегодняшнее Евангельское чудо — можно было всё оставшееся от насыщения забыть на траве, ведь Господь настолько прещедр, Он настолько неограничен в Своих возможностях. Ну, наелись все, ну и оставили бы всё здесь, – нет, ничего подобного! Соберите всё в корзины, — говорит Господь.

Есть духовное прочтение Священного Писания, а есть буквальное. Духовное то, почему двенадцать коробов? Потому что двенадцать учеников, они взяли эти короба для того, чтобы насытить не этим хлебом, а Хлебом Небесным, Хлебом духовным всех тех, кому они будут проповедовать и благовестовать слово Евангельской истины. А буквальное прочтение заключается в том, что мы должны быть в этом смысле бережливыми.

Кстати, совсем не по теме, но как-то пришел в голову, один случай. Вот мы в Церковь зачем идём, конечно же, не за материальной и телесной, а за духовной пищей, и эти евангельские люди тоже заслуживают всяческой похвалы, они до вечера были со Христом, с детьми маленькими. Они обо всём забыли, дети наверное там и плакали, и хныкали, но всё было забыто, потому что Христос говорил, Господь вещал. И при этом все земные нужды были абсолютно до времени, по крайней мере, забыты. Забыто даже то, что они голодны. Попробуйте об этом забыть. Так вот эти люди шли не в надежде, что потом их накормят. Они об этом не думали, они об этом даже не знали. Потому что слово Христово было настолько сладкоуханно, что они действительно и о чем не помнили, а Господь потом воздал их телесным немощам, насытив в этой пустыне.

Я вспомнил, как оказался случайным свидетелем одного такого разговора между двумя прихожанками, – я случайно услышал или мимо проходил, получилось так, но это действительно, что называется и смех, и грех, – одна спрашивает другую: ты пойдёшь на престольный праздник в такой-то храм? Нет, отвечает та, там после службы кормить не будут. Вот и всё. Знаете, иногда бывает на престольный праздник чаёк организовывают, булочки, пирожки, ну конечно всех накормить нельзя, но по немножечку чайку попить можно. — Нет, не пойду, там кормить не будут. Вот и понятно, кто и зачем ходит, понимаете, кто ходит действительно за словесами Божественнными, а кто-то пирожка скушать.

Это наше человеческое, немощное, у всех нас, увы, есть недостатки и немощи.

Так будем, дорогие мои братья и сестры, стремиться к тому, чтобы Господь нам даровал единое на потребу, а уж Господь нас никогда не оставит ни в земном и во временном, ни во внешнем, в том, в чём нуждается наше скудное, немощное, грехам подверженное человеческое естество.

Посему, дорогие мои, будем прежде всего стремиться к тому, чтобы стяжать то, чтобы быть причастниками Хлеба Небесного, Хлеба Божественного. Чтобы Господь даровал нам эту радость, радость непреходящую, радость, которая никогда не оставит нашего сердца, которая соделает нас причастниками вечной жизни и Царствия Небесного.

Чтобы здесь на земле, не прилепляясь к земному, более себя обращать к Небесному, с тем, чтобы Господь, взирая на усердие нашего сердца, даровал всё это нам. В Евангелие Он говорит замечательные слова в Нагорной проповеди, они тоже созвучны сегодняшнему нашему разговору. Господь говорит: ищите прежде всего Царствия Божия и правды Его, и всё остальное приложится вам. Всё, что здесь нам необходимо, в чём мы нуждаемся, в чём испытываем какую-то потребность, всё это дастся нам, но только лишь тогда, если главным в нашей жизни будет искание Царствия Божьего и правды Его. Аминь.