Они находятся в плавании, и их настигает шторм, их настигает буря, настолько страшная, что они, – я никогда не обращал на это внимание, а сегодня обращаю и своё, и ваше внимание на этот небольшой штрих, на эту совершенно незначительную черту, – ученики Христовы в ужасе. Они рыбаки, им ли привыкать к бурям, им ли удивляться штормам, они настолько к этому привычны, и вместе с тем они в ужасе, потому что такая страшная буря, что нет даже никаких надежд на то, что они способны эту бурю преодолеть. Всю ночь они были в буре, всю ночь штормило, и они были на грани жизни и смерти. И вдруг в четвёртую стражу ночи, раньше по стражам, по неким таким временным отрезкам исчислялся суточный круг, четвёртая стража ночи – это ближе к утру, на рассвете, эти мужественные, привыкшие к штормам и морским невзгодам люди среди этого ужаса, этой приближающейся смерти, они видят Христа, идущего по глади бушующего моря. Они видят Христа и не могут поверить, что Господь шествует навстречу им. Вот здесь происходит то, ради чего это происходит, ради чего Господь эту бурю попустил испытать ученикам.

Видя Христа, грядущего к ним, они в помыслах, всевозможных сомнениях, они говорят, что это призрак, но Христос спешит их успокоить и говорит, что это Он грядёт им навстречу. И вот тогда, успокоившись и сердцем ободрившись, потому что, несмотря на всю человеческую немощь, естественный человеческий страх, который всем нам свойственен в подобного рода ситуациях, они ободряются и один из них, самый порывистый и самый горячий, Пётр, восклицает Господу и говорит: Господи, если это Ты, позволь мне идти к Тебе! И Господь повелевает, позволяет ему идти по обуреваемому штормом морю. Пётр ничтоже сумняшеся выходит из лодки, за борта которой он ещё недавно держался так, как о единственное спасение, потому что не было никакого иного упования, нежели то, чтобы держаться за борта этой утлой ладьи. Он выходит за борт и идёт по поверхности обуреваемого ветром и бурею моря, он идёт навстречу Христу, идёт по глади также, как идёт Христос. Это удивительное и совершенно необыкновенное чудо.

Но вместе с тем, как замечательно одним таким вот штрихом евангелист указывает на то, что последовало за этим. Петр следовал навстречу Христу, и вдруг он обратил свой взор на то, что море бушует, что ветер воздымается, волны захлёстывают корабль, и стал утопать. То есть, пока он пред собою Христа видел, более ни о чём другом не помышлял и более никого перед собою не видел, он шёл также, как Христос шёл по морю. Так, как, если бы он шёл по твёрдой земле, но стоило ему сместить внимание на что-то иное, на ветер, на бурю, на волны, он тотчас же стал утопать. Это очень удивительный пример того, что если в сердцевине нашей жизни Христос, тогда мы тоже сможем идти по верх волн, но стоит нам только лишь отвлечься, – смещусь на более понятное, более повседневное и обыденное для каждого из нас верующего человека обстоятельство, почему подчёркиваю верующего, потому что люди неверующие Богу не молятся, а мы худо, бедно стараемся это делать, – когда мы сосредотачиваем свою мысль и всё своё внимание обращаем ко Господу, в глубину своего сердца, а через него, как через некую призму, обращаемся к Господу, вот тогда ничего другого для нас не существует. Но стоит только лишь на какую-нибудь мелочь отвлечься, а враг рода человеческого тут же поспешествует всем нам в этом, сделает всё, чтобы похитить наше внимание, нашу сосредоточенность. Каждый из нас говорит об этом на исповеди, и я и вы, все об одном и том же: я не могу сосредоточенно молиться Богу, я рассеиваюсь, я постоянно блуждаю мыслями.

Мы с вами, пока стоим на Литургии, все дела свои переделаем, и где мы только с вами не побываем, и с кем мы только не встретимся, и с кем мы только дела свои не будем решать. Ведь никто из нас не скажет, нет: я стою на службе и ни единый помысел не способен приблизиться к моему разуму и сердцу, кто может так сказать, я глубоко в этом сомневаюсь, и от них же первый есмь аз. Какие только совершенно невероятные помыслы не приходят в эту бессмысленную голову, но вот для этого мы с вами должны стоять на страже, на молитвенной страже того, чтобы сердце наше ни о чём ином не помышляло, кроме как о Христе. Если мы будем Его зреть пред собою, никакие обуревания не способны одолеть нас. Стоит нам лишь о чём-то другом подумать, что-то другое вспомнить, тут же мысли ушли, тут же мы начинаем тонуть в этой пучине земной пустоты, невнятности и никчемности.

Это касается того, о чём я сейчас сказал и вообще любых других жизненных обстоятельств. Когда даже в скорбях, невзгодах мы твёрдо и несомненно уповаем на Христа и знаем, что чем бы нас Господь не посетил, всё равно Господь не оставит, всё равно Он пред нами, и Он выведет нас из любой бури, из любого шторма, мы тверды и незыблемы. Но стоит только поддаться малодушию, маловерию, этим помыслам, которые услужливо нам будет лукавый подсовывать, мы тут же начинаем духом падать, унываем, тут же мы отчаиваемся, потому что нет Христа пред нами.

Сегодняшнее Евангельское повествование очень важно для каждого из нас, дорогие братья и сестры, Христос Господь в центре этой бури, и мы должны всегда знать и помнить о том, что жизнь наша – это тоже буря, шторм. Или правильнее будет сказать несколько иначе, жизнь наша по святоотеческому разумению это житейское море. А морю свойственно испытывать не только тишину и штиль, но и бури, и шторма, и мы совершаем плавание через это житейское море к той тихой, Богом обетованной пристани, которая есть Царствие Небесное, вечная жизнь, вечная радость с Господом.

Нам необходимо совершить это плавание и преодолеть это житейское море, которое очень часто, как уже об этом сказано было, обуревается штормами и бурями с тем, чтобы поглотить нас и низвергнуть в пучину этого житейского моря. И как важно всегда помнить о Господе, всегда помнить о Христе, всегда обращаться к Нему.

Удивительное продолжение этого Евангельского благовестия, коротенького сегодняшнего литургийного евангельского чтения. Ученики в ужасе, ученики в страхе видят Господа, и Пётр просит Его, чтобы Христос позволил ему идти. Такое порывистое сердце апостольское, он просит не того, чтобы буря умолкла и утихла, а он просит идти навстречу Господу. Вот какое дерзновение, вот о чём помышляет этот человек, замечательный, удивительный, необыкновенный человек – апостол Пётр. И когда он, отвлёкшись, как было сейчас сказано, на ветер и бурю, море и волны, стал утопать, вот тогда, утопая в пучине этого бушующего моря, он воскликнул ко Господу слова, которые мы всегда с вами должны говорить: Господи, спаси меня!

Господь же, протягивая ему Свою Божественную длань говорит ему: зачем ты усомнился, маловерный? И Господь всем нам вместе с Петром эти же самые слова говорит: зачем же вы сомневаетесь, маловерные, зачем же вы малодушествуете, разве есть повод для того, чтобы отчаиваться, ибо нет такой бездны, нет такой бури, нет такого шторма, из которого бы Божественная десница не извлекла бы нас. И как только Пётр, взяв эту Божественную руку, был извлечён из пучины морской, и взошёл в корабль, буря мгновенно утихла, и все, изумившись, воскликнули: Воистину это Сын Божий!

На глазах Своих учеников Христос совершал чудо. Буквально несколько часов тому назад в Евангельском контексте на их глазах Господь пять небольших хлебушков превращает в необыкновенное насыщение пяти тысяч человек. Они сами эти хлебы раздавали, этому поверить рационально немыслимо и невозможно, но они только что были этому чуду свидетелями, однако же, и они малодушествуют. Как это нам с вами свойственно, как этим мы с вами похожи, мы в большей степени похожи на этих маловерных людей, которые окружают Господа. Господь благодействует каждому из нас постоянно. Каждый из нас может сокровенно поделиться опытом своей собственной жизни и несмотря ни на какие жизненные невзгоды и какие-то треволнения может сказать: Действительно, Господь рядом со мной, сколько раз Господь извлекал меня из тех или иных бед, скорбей и невзгод. Я думаю, каждый здесь присутствующий может поделиться своим собственным опытом, пускай небольшим, но вместе с тем драгоценным, касающимся личной жизни каждого человека, ибо и у нас есть свой личный живой опыт, личное живое переживание того, как Господь помогает каждому из нас. Но вместе с тем, когда наступают невзгоды, мы тут же всё напрочь забываем, духом падаем, унываем, как будто ничего в нашей жизни не было связано с Господом, и мы никакого Его Божественного присутствия никогда не ощущали, хотя ещё некоторое время назад мы рассказывали, как Господь в том или ином случае помог нам и поддержал.

Вот, дорогие мои, мы должны, взирая на сегодняшнее Евангельское благовестие, взирая на Петра утопающего, всегда помнить, что Господь рядом с нами. И Господь всем нам говорит и всех нас называет маловерными, называет сомневающимися, потому что мы, к сожалению, быстро забываем о тех благодеяниях, коими нас Господь в нашей жизни почтил.

И хотя это не имеет прямого отношения к сегодняшнему Евангельскому повествованию, но в то же время я Литургию служил и Евангелие слушал вместе с вами, и мне вспомнился совершенно реальный случай. Но чтобы о нём рассказать, я сделаю небольшое пояснение. В 2000 году на Архиерейском соборе, как мы знаем с вами, к вящей радости всей полноты Русской Православной Церкви был прославлен сонм новомучеников и исповедников Церкви Русской. В этом сонме был прославлен священноисповедник Николай, митрополит Алма-Атинский и Казахстанский, он умер в 1955 году, личность необыкновенная. Так вот в его жизни был случай, он летел на самолёте из Казахстана в Москву на заседание Синода. Полный самолёт людей.

Буквально на этой неделе мы все читали новости о событии, когда каким-то чудесным образом, необыкновенным профессионализмом лётчики смогли спасти самолёт, который, можно сказать, падал, все это знают.

И вот, представляете, самолёт летит и вдруг отказывает мотор, самолёт начинает резко терять высоту, люди в панике, нам и представить это немыслимо. Мы летаем на самолётах, кто-то боится, кто-то не очень боится, но мы все прекрасно понимаем, что если, не дай Бог, что-нибудь начнёт сейчас происходить в воздухе, то мы абсолютно беззащитны, стихией ведомые, но главным образом, милостью Божией.

Так вот самолет начинает резко терять высоту, начинает падать, люди в панике, люди в ужасе, кричат, – почему это известно, потому что этот самолет не разбился, он не потерпел катастрофы, – и владыка встал, он был маленький, сухонький, и говорит пассажирам: все успокойтесь, все молитесь Богу как можете. Это был конец сороковых или начало пятидесятых годов, не теперешние лайнеры, и все как-то успокоились, а он воздел свои руки и начал горячо молиться Господу в падающем самолёте. И вдруг это падение страшное прекратилось, самолёт выровнялся и долетел до места своего назначения.

Вот это та же самая буря, которую испытывали апостолы, может ещё более страшная буря. По статистике говорят, что больше людей погибает в автокатастрофах, чем в авиакатастрофах. Но это как-то более привычно на земле, а там, на небе, страшно подумать. Многие люди, я знаю, даже отказываются летать на самолётах, боятся. Но мы с вами понимаем, что человек может просто с лестницы спускаться, споткнуться, и это будет его последним жизненным мгновением.

Так вот, мы должны быть всегда со Христом, всегда быть с Господом, всегда молиться Ему, знать, что Господь никогда не оставит нас, Господь всегда в любой буре, в любом шторме, в любой скорби. Но нам нужно довериться Богу.

Мы должны понимать, что Господь ведёт нас ко спасению через крест, через страдания, через жизненные испытания, и если Он ведёт нас этим путём, то нам необходимо с доверием принять свой жизненный путь, каковой Господь дарует каждому из нас и тот жизненный крест, который Господь возлагает на каждого из нас, и тогда Господь извлечёт нас из любой бездны и пропасти и, казалось бы, уже неминуемого погибельного обстояния, потому что Его Божественная рука всегда обращена к нам.

И с некой отеческой укоризной Господь всем нам говорит: Зачем ты сомневаешься, маловерный. Не сомневайся, не бойся, не трепещи, тебе нечего бояться, потому что Я с тобою. Это говорит Христос. А если с нами Бог, то кто против нас, кто и что способно лишить нас того твёрдого и незыблемого упования.

Поэтому будем всегда молиться Господу, чтобы Он даровал нам крепость духа, чтобы Он даровал нам молитву, чтобы Он укрепил нас в твёрдом и несомненном молитвенном делании. Чтобы мы всегда, всегда обращались к Господу, не только в скорбях, но и всегда, как преподобный Силуан Афонский говорит замечательные слова: Скорби и испытания многих научили молиться Богу.

Поэтому, дорогие братья и сестры, у каждого из нас есть свой жизненный крест, у каждого из нас есть большие и малые жизненные невзгоды и испытания. Всё это для того, чтобы мы научились молиться, чтобы мы, находясь в этой буре, знали, что не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, кроме Христа, Господа и Спасителя нашего, Его Пречистой Матери и святых угодников Божиих, которые присно заступают нас, присно защищают нас и извлекают из той бездны, которая стремится потопить нас в житейском море.

Помоги, Господи, всем нам, претерпевая свои жизненные испытания и невзгоды, идти по пути своего спасения, не отчаиваясь, не унывая, а твёрдо и несомненно веруя, что Господь близ нас. Аминь.