В мировой художественной литературе притчу о блудном сыне неслучайно называют притчей всех времен и народов, потому что она как ничто другое очень четко обозначает то отношение человечества, которое оно имеет к Богу. Притчу эту рассказал Господь наш Иисус Христос – Сама воплотившаяся Истина и Премудрость, и поэтому мудрее и вернее никто никогда не скажет на земле.

В этой притче четко обозначены, пожалуй, самые критические и страшные состояния, в которых может находиться человек по отношению к ближним, по отношению к себе, по отношению к Богу. Один из образов этой притчи – блудный сын, младший сын, который в семье обычно пользуется бо’льшим вниманием и любовью. Может быть, неслучайно именно он дерзает отцу в лицо сказать, чтобы тот отдал ему часть имения.

Страшные слова слышит отец, ведь обычно наследство отдается только после смерти владельца имения. Младший сын говорит: «Отдай мне, что положено». По сути дела, он в лицо отцу, который его любил, воспитывал, лелеял, говорит так: «Отец, умри для меня сейчас, ты мне не нужен, и то, что мне положено было бы, когда ты умрешь, отдай мне сейчас». И по любви отец поступает так. Сын уходит в далекую страну и там, говорит Священное Писание, с блудниками и грешниками быстро прожигает все и впадает в большую нужду.

Он начинает жестоко страдать, и это страдание его все больше и больше усиливается. И тогда он нанимается пасти свиней у богатого человека. Здесь очень важен акцент притчи на то, что свиньи были нечистыми животными для иудеев и прикосновение к ним было осквернением. И вот, сын доходит до такого состояния, что не то что прикоснуться к свиньям он не боится, он мечтает насытиться их кормом.

Страшное состояние, но ведь притча – это иносказание. И мы из нее должны извлечь духовный смысл, который могли бы соотнести с собой непосредственно. Что значит для каждого из нас – страдание в стороне чужой, грязная работа, голод? Русское слово «страдание» по-славянски звучит как «страсть». Оно обозначает страдания души, когда человек подвергается тем или иным страстям, которые разжигает в себе. Но страсть действует очень обманчиво: человеку кажется, что он получает наслаждение от этой страсти в момент удовлетворения ее, но потом опять начинает страдать. Эти узы вечной смерти, в которые попадает человек, вращаясь в своей страсти, он принимает за жизнь. И это самый страшный обман.

Те нечистые животные, которых пасет младший сын, его мечты об утолении голода и есть то, в чем «варится» постоянно человек, чувствуя в глубине души, что ему никогда и ничем не удовлетворить потребности духа и души, вложенные в него Богом, как только Словом Божиим и тем, что исходит от Господа.

И милость Божия в том, что иногда приходит человек в состояние духовного трезвения. Он начинает вдруг вспоминать, как хорошо было в доме отца, там даже наемники избыточествуют хлебами. И самая главная точка возврата этого человека – покаяние. Он думает: «Пойду к отцу, вернусь к нему, упаду к ноги и скажу, что согрешил на небо и перед ним, попрошу принять меня, но уже не как сына – даже на это способен, готов человек – но как одного из наемников». И начинает движение по направлению к отцу.

Но оказывается, что отец ждет его. Отец постоянно смотрит в даль: не вернется ли его любимое чадо? И когда видит его еще издалека, понимая, что много страдал его сын на стороне далече, он выбегает, обнимает его первый, целует его. Сын пытается сделать то, что задумал: упасть на колени, попросить о милости, но отец ему не дает это сделать. Он распоряжается, чтобы одели его в когда-то ему принадлежащие одежды, дает перстень, то есть безмолвно возвращает ему достоинство любимого сына. Отец приказывает заклать тельца упитанного, чтобы все ели и возвеселились о том, что сын был умерший, но вдруг ожил. Это самое, пожалуй, важное в притче, что касается младшего сына.

Но в притче есть еще история старшего сына, который возвращается с поля. Он узнает, что случилось, но не хочет войти в радость своего отца, гнев и осуждение владеют им. И когда отец выходит, чтобы позвать его в дом, он не хочет. Более того, он отказывается назвать своего брата братом, он говорит, что вернулся твой «младший сын», высказывает отцу претензию в том, что для него отец ни разу не заклал и козленка, а ради возвращения младшего сына заколол тельца. Тогда отец, одинаково любящий своих детей, в недоумении говорит: «Все мое – твое».

Оказывается, что старший сын, который остался с отцом и работал для него, недалеко ушел от младшего сына. И как только отец поделил имение, старший сын посчитал, что все то, что осталось, теперь его, принадлежит не отцу уже, а ему. И поэтому, когда отец закалает теленка, он закалается как бы из стада уже старшего сына. И ему обидно, ему больно, потому что это его имущество.

Эти два образа – блудного сына и старшего сына – соединяются где-то в глубинах наших сердец и держат прочную оборону от Господа, от Его благих намерений, слов и действий, которые стремятся войти в наше сердце и сделать из нас кающихся детей Божиих. Мы не пускаем туда никого, мы постоянно озлобляемся на тех, кто поднимает руку на наше, мы прожигаем, что имеем, с грешниками и блудницами. Мы все время «варимся» в пустейших делах и делишках, которые, как нам кажется, должны бы удовлетворить наши потребности духа и души. Но они не удовлетворяют нас, и мы вдруг понимаем, что это какой-то подножный свиной корм, рожки, которые неспособны дать нам возможность напитаться.

У одного подвижника благочестия есть слова о том, что все человечество до тех пор, пока не осознает, что оно является блудным человечеством, не способно будет вернуться в лоно Отца. Это значит, что пока мы не осознаем, что все движение человека, находящегося на земле и пребывающего в вере, есть не что иное, как вектор, который можно обозначить как возвращение блудного сына к Отцу, никаких успехов в деле своего спасения мы не достигнем. Это движение и есть истинное покаяние, признание себя согрешившим то младшим, то старшим сыном, осознание, что есть любящий Бог-Отец. Гордость, которая не дает человеку возможности вернуться в Отчий дом, зависть, вынуждающая нас желать того, чтобы все принадлежало нам, должны быть устранены.

Сегодняшняя Неделя подготовляет нас к Великому посту, который начнется через две недели, Святая Церковь пытается нас правильно расположить к тем деланиям, которые предстоят нам. Пост будет длиться всего 40 дней и Страстную неделю. Быстро, моментально пролетит это время, но человек, погруженный в борьбу с собой, в попытке исправить себя, исправить самое главное свое мироощущение по отношению к Богу, понимает, что это немалый срок и очень многое может быть достигнуто в это спасительное время.

И поэтому в сегодняшний день, дорогие братья и сестры, желаем всем нам, чтобы дар покаяния, который принес Господь и через который открыл нам Царство Небесное, сделался достоянием нашего сердца, сделался именно на тех важных путях, которые обозначены в сегодняшней притче, – отказ от страстей и попрание своей гордости по отношению к людям, которые, как нам кажется, покушаются на наше и мешают нам жить. Да поможет всем нам в этом всемилостивый Господь. 

Аминь!