Более того, мы можем найти немало примеров тому, когда люди очевидно порочные, ведущие греховный, беззаконный образ жизни, преуспевают в этом мире, а люди, старающиеся следовать заповедям Христовым, наоборот, подвержены жизненным скорбям, болезням и невзгодам. Мы очень часто об этом говорим и об этом размышляем, но вместе с тем далеко не всегда находим ответ на поставленные вопросы. Вдумчивое и серьезное отношение к прочитанной сегодня Евангельской притче поможет нам ответить на эти кажущиеся безответными вопросы. Несмотря на то, что мы прекрасно знаем ее содержание, необходимо вспомнить, хотя бы обзорно о том, о чем шла речь за сегодняшней Божественной Трапезой.

Мы слышали о том, как некий человек, имени которого Господь нарочито не упоминает в силу его ненужности и никчемности, некий богач блистательно пиршествовал каждый день своей жизни. Он облачался в порфиру и виссон, эти драгоценные одежды, которые были отличительной чертой только царственных особ, или весьма и весьма богатых людей и каждый день его жизни был праздником. О нем не сказано ни слова, чтобы он был человеком беззаконным, в том смысле, что мы не знаем о каких-то его конкретных грехах. Лишь одно о нем сказано, что он пиршествовал блистательно.

У порога дворца, где проходила жизнь этого праздного человека, находился нищий, чье имя нам ведомо, и оно доносится устами самого Спасителя. Лазарь, так звали этого несчастного, нищего и убогого человека. Он был выброшен на гноище и находился вне пределов человеческого общения. Псы в этом доме, как об этом говорит Священное Писание, были гораздо милостивее и сострадательнее людей, наполнявших дом этого богача, они приходили и лизали его струпья и гноища. Какое страшное состояние нес этот человек! Когда даже произносишь скорби этого несчастного, и то как-то передергивает тебя от ужаса лишь от мысли о том, что претерпевал нищий Лазарь. Если нам с вами, находящимся вне описываемых обстоятельств и лишь умозрительно рассуждающим о его состоянии, бывает неприятно и не по себе, то кольми паче ему самому, влачившему это нищенское существование. Так вот, повторюсь, псы были к нему гораздо милостивее людей. Быть может слуги и челядь, которая спешила услужить своему господину, видя его, спотыкались об него и ничего не хотели поделать, так как не замечали его своим сердцем.

И вот происходит то, что, несомненно, произойдет с каждым из нас, наступил смертный час и того, и другого. И мы можем с вами только догадываться о том, сколь торжественной пышностью были обставлены похороны этого богатого человека. Можно угадывать эпитафии и надгробные речи, которые произносились у его могилы, наверняка его называли благодетелем рода человеческого и еще при жизни почтили всеми возможными мыслимыми и немыслимыми статусами, наверняка он был почетным гражданином этого города и тому подобное, а самое погребение совершалось в соответствии со всем этим. По мысли одного замечательного святителя, Николая (Велимировича), который на эту тему размышляет и рассуждает, люди, приходившие на похороны этого богача, а среди них были не только, родные и близкие, но и толпы простых зевак, желающие поглазеть на происходящее, были, возможно, удивлены, увидев лицо этого умершего, может быть первый и единственный раз в его жизни, серьезным. Потому что все остальное время, предшествующее его смерти, это был веселый, праздный, ни о чем не задумывающийся человек. Наверное, это вызывало какое-то особое чувство, и некоторые видели некую необыкновенную печать на челе этого умершего богача, этого праздного весельчака.

И несложно представить, чем сопровождались похороны несчастного Лазаря, который там же на гноище и умер. Наверняка какие-то санитарные службы этого города, брезгуя и плюясь, кривясь и затыкая нос от того смрада, который исходил от гноища, бросили умершего в какую-то яму и забросали землей. Вот такими были погребения этих двух совершенно разных людей, которые видели друг друга при жизни, один с высоты своего положения, своего богатства, величия и своей праздности, а другой, и в этом заключалась его самая главная добродетель и достоинство, безмолвно взирал на это богатство, на это пиршество, на этот праздник жизни, и только лишь надеялся на сострадание этих людей, праздничный стол которых ломился от утонченных и экзотических язв, рассчитывая лишь на крохи, которые могли бы упасть от этой пиршественной и богатой трапезы. Но какая огромная разница лежит в той участи, которую каждый из них стяжал после смерти. И если при жизни Лазарю не было места в чертогах пиршествующего богача и его гнали и отволакивали прочь на гноище, когда он каким-то образом приближался к дверям дворца, то в вечности все изменилось с точностью до наоборот. Потому, что уже там, в Царствии Небесном, или как точнее говорит Священное Писание, на лоне Авраамовом, где нашел утешение и упокоение этот несчастный нищий Лазарь, там уже не было места тому пиршественному богачу, который блистательно радовался всякий день своей жизни. И вот уже ставший несчастным богач, находясь в геенне огненной, находясь в неугасимом пламени геенском, он вдруг через всю бездну, разделяющую горнее Царство Божие и удолия вечных страданий и вечного плача, вдруг увидел того несчастного нищего, который лежал у порога его дома. И вот через всю эту бездну, но не обращаясь к самому Лазарю, поскольку какие-то остатки совести, быть может, и оставались у этого безумного богача, он обратился к Аврааму, близ которого находился Лазарь. Авраам – отец всех верующих, к нему воскликнул богач, закричал через эту пропасть, разделяющую праведных от беззаконных. Отче Аврааме, — просил он его, — пошли Лазаря сюда пусть он омочит лишь перст свой, мизинец в воде и остудит уста мои, — вот о чем он лишь помышляет. Забыто прежнее богатство, забыто прежнее величие и прежняя слава, лишь о единой капле студеной воды мечтает этот несчастный человек, мучающийся в неугасающем пламени огненном. На что Авраам отвечает: между вами и нами пропасть непроходимая. Какое страшное откровение! Быть может впервые этот человек по-настоящему осознал и понял, что он стяжал всеми своими земными приобретениями, к чему привело то безумное праздное времяпрепровождение. Авраам, обращаясь к нему, продолжает свою речь: все это ты имел при жизни, ты ведь пиршествовал блистательно, ты ни в чем себе не отказывал, а тот, который ничего не имел при жизни там на земле, сейчас наслаждается и утешается неизреченным блаженством и утешением здесь, в Царствии Отца нашего Небесного.

Тогда этот безумствующий в своей земной жизни богач стал об ином просить Авраама, заметьте, у него язык не поворачивается просить Лазаря, которого он всю свою жизнь презирал. Он вновь говорит Аврааму: пошли Лазаря в дом отца моего, туда на землю, где я еще так недавно был. У меня пять братьев, которые еще живы, которые живут также как я, беззаботно, беспечно, безумно. Пусть он скажет им, что ожидает после смерти всех нас, какая участь мне дана, чтобы они задумались, отрезвились, пришли в себя, изменили образ своей жизни. На что Авраам отвечает: они имеют Священное Писание, имеют Моисея и пророков, пусть слушают его и пророков, потому что у пророков все сказано. Тогда безнадежно, как бы махнув, рукой, отзывается богач: да нет, они не послушают ни Моисея, ни пророков, вот если кто из мертвых явится им и засвидетельствует и докажет своим явлением, что загробный мир на самом деле существует, вот тогда они поверят. На что Авраам говорит, что если они Моисею и пророкам не веруют, то тем более, если кто даже из мертвых восстанет, тем более веры иметь не будут. Как нам знакомы подобного рода размышления и рассуждения. И логика современных людей мало чем отличается от того, как мыслят люди того времени. Ведь многие из нас говорят так: еще не известно, есть ли какая-то жизнь за гробом, ведь оттуда никто еще не возвращался и никто не может убедительно доказать реальность загробной жизни, и поэтому мы в это не верим, вот если бы кто-нибудь воскрес и пришел бы оттуда, то наверняка бы мы поверили. Все это глупости, все это напоминает то, как истошно вопили у Креста Спасителя распявшие Господа иудеи, которые говорили: сойди с Креста, вот тогда мы в Тебя уверуем, тогда мы действительно будем знать, что Ты Сын Божий. Если бы Христос, предположим на некую долю мгновения, поддался бы искушению этих злобствующих уст и сердец и сошел бы с Креста, разве поверили бы Ему? Ведь на их глазах Господь воскресил Лазаря, другого Лазаря, четверодневного, и, тем не менее, это нисколько не подвигло их сердца к покаянию, сокрушению и вере во Христа. То же самое и здесь. Поэтому Авраам говорит и уверяет, пусть они слушают Моисея и пророков, пусть они внемлют благоуветливым глаголам Божиим, потому что все, что Бог говорит, это не ложно, это истинно, это то, что ожидает каждого из нас. И вот сегодня мы с вами, дорогие братья и сестры, рассуждая на тему, которую предлагает нам Святое Евангелие в этом небольшом кратком отрывке, так для нас дорогом и очень назидательном, можем о многом размышлять, о многом задуматься. И мне хотелось бы обратить ваше внимание на то, что Господь показывает нам в этом Евангельском Благовестии, насколько мы неразрывно связаны друг с другом. Есть такие всем нам известные слова в Евангелии, где наш Господь говорит: многими скорбями нам надлежит войти в Царство Небесное. Под этими скорбями мы воспринимаем те скорби, что посылаются нам на жизненном пути, те болезни и невзгоды, или иные испытания, которые есть в преизбытке в жизни каждого человека. Но заметьте, не только нашими собственными скорбями мы можем войти в Царство Небесное, но и скорбями тех людей, которые окружают нас, и, протягивая им руку помощи, подавая им святую милостыню, мы тоже можем через их скорби войти в Царство Небесное. Святитель Иоанн Златоуст, говорит о том, что милостыня даже превыше девства. Казалось бы, девство есть вершина чистоты и святости, и как бы в доказательство своих слов он приводит Евангельское воспоминание о десяти девах, пять из которых были мудры, а пять юродивы. Нет необходимости повторяться в этом Евангельском повествовании, потому что нам всем известно, и все мы помним, что пять безумных дев, были лишены возможности войти в чертоги Царства Небесного, так как, не имея елея в своих светильниках, они были отринуты Небесным Женихом, Господом и Спасителем. Поэтому даже телесная чистота, как вершина святости и чистоты, ниже, чем сострадание и милосердие. Святитель Иоанн Златоуст, размышляя на эту тему, настаивал на том, что милосердие и сострадание есть единственная добродетель христианского сердца, способная привести человека в чертоги Отца нашего Небесного, в Царствие Небесное. К слову говоря, это основная мысль всей его жизни и всей его проповеди, ибо если человек не сострадателен и не милосерд, он не сможет быть во обителях небесных с Богом, который есть любовь и абсолютное милосердие и человеколюбие, и сострадание. Очень многие, говорит он, порицают нищих, и говорят даже проходя мимо них: как ты смог докатиться до такой жизни, ты бы шел работать, ты бы не праздно время проводил бы, не милостыню бы выпрашивал, а трудился своими руками. И вот он говорит следующее: оттого что ты говоришь такие слова нищему и просящему у тебя милостыню, ты тем самым показываешь свое жестокосердие в еще превосходной степени. Ты сначала подай ему милостыню, а потом скажи ему все, что о нем думаешь, вот тогда ты будешь пред Богом не только как человек, позаботившийся о пропитании этого человека, подав ему какую-то вещественную милостыню, но еще и как преподавший ему слово назидания. А высказав ему свое негодование и презрение, и не дав ему никакой милостыни, ты тем самым подчеркнул свое предельное жестокосердие и несострадание.

Дорогие братья и сестры, мы можем обратить свое внимание на то, что последним мытарством по свидетельству тех угодников Божиих, на основании жизнеописания которых мы с вами знаем об этих страшных испытаниях, ожидающих душу после смерти, является мытарство жестокосердия. Можно быть человеком целомудренным, человеком справедливым, можно быть человеком, разбирающимся в тех или иных особенностях и тонкостях богословия, но при этом остаться жестоким и немилосердным. Поэтому все испытания на этой страшной лествице, мы можем безпреткновенно пройти, а на последнем мытарстве, жестокосердии, можем быть изринуты вон во тьму кромешную, где огонь неугасающий и червь неусыпающий. Вот в этом смысле Господь подвигает нас в сегодняшнем Евангельском повествовании на то, чтобы мы научились сострадать всякому человеку. Господь говорит: просящему у тебя дай. Ведь в этом тексте нет никаких скобок, или каких-то многоточий, которые пояснили бы или комментировали эти слова, допустим, подавай всем, кроме пьяных, бездельников, тунеядцев и прочих им подобных. Это не наше с вами дело вникать в то, каким образом человек дошел, докатился до такого состояния. Не нам с вами судить. Наше дело малое — подай этому человеку, не оставь его без внимания. Вот тогда действительно Господь не оставит и тебя, потому своими неложными словесами Он сказал, блаженны милостивии, ибо они помилованы будут. Совсем недавно я беседовал с одним священником, который несколько лет служил на крайнем Севере, где полярная ночь и полярный день, и трудно сказать, что из них тяжелее. Скорее страшнее всего переживать полярный день, ведь ночью еще можно пользоваться электричеством, тем самым компенсируя недостаток света, но когда постоянно светит северное солнце, ты уже не можешь понять, где ты и что с тобой происходит. Так вот, холод, мерзлота, и все прочее откладывает какой-то особенный отпечаток на людей. По словам этого батюшки, он был поражен по приезду туда отношениями между людьми на Севере. Эти люди искренно заботятся друг о друге, непраздно, неформально спрашивают, как дела, как здоровье, вкладывая настоящий интерес в эти вопросы. Например, банальная вещь, если ехать на машине по дороге и остановиться где-то по какой-то причине, то просто все проезжающие мимо будут останавливаться и спрашивать тебя, что произошло, все ли в порядке, т.е. ни один не проедет мимо, так как в этих очень жестких и суровых обстоятельствах действительно можно замерзнуть и погибнуть. По возвращении с Севера, какой был совершенно поразительный контраст, когда на дороге у него пробило колесо и ему пришлось остановиться у обочины. И когда в машине не оказалось нужного ключа, и он пытался остановить проезжающую машину, никто не останавливался, совершенно не замечая его, потому что никому никакого дела нет, что случилось с человеком. Какая огромная разница! И вот действительно, иногда обстоятельства, в которых человек находится, очень жесткие, суровые, быть может, мало чего имеющие общего с каким-то комфортом, способны воспитывать человека в доброте, в отзывчивости, в чуткости. Люди могут быть даже не верующими, но при этом они глубоко отзывчивы своим сердцем к боли, к какой-либо нужде рядом стоящего человека. Мы не испытываем слава Богу каких-то очень экстремальных ситуаций в жизни, мы по милости Божией практически все окружены комфортом, благосостоянием. Но все-таки в нашей жизни находятся те люди, которые нуждаются в нас, в нашей помощи, нуждаются, возможно, не в той мере, как нуждался этот несчастный Лазарь у дома богача, но, тем не менее, они нуждаются в нас. Поэтому нам должно воспитывать в себе того доброго, не ветхого, но нового человека, который способен, по нужде человека, обращающегося к нему, не пройти мимо, не сделать вид, что не замечает его (еще хуже, когда мы на самом деле не замечаем нужд другого, потому как всецело озабочены лишь самими собой), чтобы мы воспитывали в себе сострадание, милосердие, чтобы это было не какими-то пустыми, ни к чему не обязывающими словами, а было смыслом нашего Христоименитого делания, чтобы мы, прежде всего, научались самой главной, по мысли и по слову святителя Иоанна Златоуста, добродетели. Тот же самый Златоуст, размышляя на тему сегодняшнего Евангелия, сказал так об этом безумном богаче, что у него под ногами валялось сокровище Царства Небесного, а он так и не захотел его поднять. У нас под ногами валяется ключ от Царства Небесного. Не будем рассуждать о том, заслуживает ли тот или иной человек нашей милостыни, или не заслуживает ее, просто подадим ради Христа, ради Господа, и Господь обещает нам в Евангелии даже за чашу студеной воды, поданной во имя ученика, не лишить награды того, кто подает эту чашу воды. Кольми паче если мы будем с вами не проходить мимо тех людей, которые нуждаются в нашей помощи.

Пусть, дорогие братья и сестры, сегодняшнее Евангельское повествование, которое не может не коснуться нашего сердца и оставить его равнодушным, пусть оно послужит нам к тому, чтобы мы стяжали эту подлинно Христоподражательную добродетель человеколюбия, милосердия и сострадания, чтобы через эти добродетели Господь наши с вами бесчисленные и бесконечные грехи простил и помиловал нас, ибо Он поистине есть Бог милости и щедрот и человеколюбия и Ему подобает всякая слава, честь и поклонение Безначальному Отцу со Единородным Его Сыном и Всесвятым и Благим и Животворящим Его Духом днесь и присно и в бесконечные веки. Аминь