Проповедь протоиерея Георгия Гуторова в Неделю Пятидесятницы 31 мая 2015 г.

Устами двенадцати богоглаголивых апостолов Христовых воспринявших благодать Всесвятаго Божьего Духа, вселенная изменила свой строй и весь ход ее был направлен к Царствию Небесному, к Вечной жизни и царствованию в Боге. Мы нередко говорили с вами о том, сколь робкими, нерешительными, порой малодушными были последователи Христа, самовидцы нашего Господа, апостолы Христовы. Когда они следовали за Спасителем в пределах Его земной жизни, они часто спотыкались о те или иные жизненные искушения, им были свойственны те или иные качества, которые так узнаваемы в каждом из нас.

И вот в день Святой Пятидесятницы, когда они были собраны воедино в Сионской горнице, Господь сошествием Святаго Духа исполняет их той дивной решимости, пред которой беспомощны и бессильны и гонения, и скорби, и самая смерть. Они зашли одними людьми в эту Сионскую горницу, а вышли совершенно иными человеками, людьми, исполненными благодати Всесвятаго Божьего Духа. Мы с вами сегодня слышали в устах апостола и евангелиста Луки об этом удивительном событии, о том, как это произошло.

Когда они были собраны в Сионской горнице, вдруг послышался шум как от порывистого ветра, и пламенеющие языки сошли с неба и над каждым из них, находящимся в Сионской горнице, почили. Произошло дивное и неизреченное чудо: ученики, а мы знаем с вами о том, что по преимуществу все они были простыми и даже малообразованными людьми, иные из них были рыбаками, иные из них были мытарями, т.е. они занимали совершенно низшее положение в социальной лестнице общества человеческого, и вот эти простецы вдруг во всеуслышание заговорили на разных языках.

Мы знаем с вами о том, что этот день, день Пятидесятницы, восходит к ветхозаветному воспоминанию того события, когда Бог Творец и Зиждитель дал и вручил закон боговидцу Моисею в пятидесятый день после исшествия евреев из египетского плена. Моисей взошел на Синайскую гору, где в пятидесятый день Бог вручил ему богоначертанные скрижали, в которых он отобразил Закон Свой, обращенный к роду человеческому, и в ознаменование этого события в Пятидесятницу всегда собиралось огромное количество паломников и богомольцев во Святой град Иерусалим, чтобы с принесением своих жертв и своего усердия прославить Бога, заботящегося о Своем народе. И в этот день множество народа наполняли площади Святого Иерусалима, особенно вокруг Соломонова Храма, который не вмещал всех тех, которые пришли из разных мест, чтобы совершить служение Господу. Там были самые разные люди, там были парфяне, мидяне, эломиты, жители Каппадокии, Асии, Понта, Киликии, Галатии и прочих других стран, пришедшие прославить дивного Бога во святых Своих. Все эти люди, не понимающие друг друга, разговаривающие каждый на своем языке, на своем наречии, вдруг услышали галилеян, которые начали говорить на их родных языках, на языках, которые они не знали еще сегодня утром, но благодатью и действием Божьего духа они исполнились удивительного дарования и заговорили на доселе для них неведомых и неизвестных языках.

Некогда, когда человечество в безумстве своем возжелало создать себе имя, как люди сами о себе говорили, и построить башню до небес, все это безумство имело возможность созидаться потому, что люди в ту пору, на заре рода человеческого, говорили на одном языке и были понятны друг другу. Бог же, взирая на безумие людей, смешал их языки и намерение их стало совершенно неосуществимо, потому что они вдруг в одночасье перестали понимать друг друга, т.е. грех послужил к разделению их, богоотступничество послужило тому, что они, еще недавно понимавшие друг друга и стройно и складно созидавшие свои общие намерения, вдруг перестали друг друга понимать, стали ссориться на этой почве, стали разделяться. Отсюда произошло великое рассеяние народов. И вот здесь Бог дабы собрать всех во единство во Христе Иисусе, Господе нашем, дарует своим ученикам и апостолом дар языков, для того, чтобы поразить этим необыкновенным чудом народ, собравшийся во Иерусалиме, а прежде всего, для того, чтобы они, исполнившись благодати Всесвятаго Божьего Духа, поспешили во все концы цивилизованного мира, чтобы проповедовать на родных языках тем народам, для освящения их словом Евангельской истины.

Это чудо произошло на глазах у всех. Мы видим с вами в этом же удивительном откровении Священного Писания, как некоторые злобствующие и мыслящие против Христа и здесь пытались найти изъяны и объяснение этому Богом дарованному чуду, говоря: разве вы не видите — они пьяны, что вы их слушаете! На что апостол Петр сказал от среды всего апостольского лика: отцы и братия, разве вы не видите, что сейчас ранний, всего-навсего третий час, — третий час по еврейскому исчислению примерно совпадал с девятью часами утра нашего с вами привычного времяисчисления, — еще слишком рано, чтобы быть пьяными, разве вы не помните, что говорил Бог устами пророка Иоиля, что Я изолью от Духа Моего на всякую плоть и те, которые сподобятся этого великого неизреченного дара, будут свидетельствовать обо Мне. Это истинное сбытие того древнего ветхозаветного пророчествия.

Мы сегодня, дорогие браться и сестры, торжествуя это великое событие, говорим о нем как о рождении Церкви Христовой, поскольку сегодняшний день, безусловно, и мы все это знаем с вами, является днем рождения нашей Церкви. Мы видим, как проповедь двенадцати последователей Христовых и тех, которые окружали их, буквально перевернуло всю вселенную, потому что слово Божие, живое и действенное, проникало в сердца и умы людей, которые внимали благоуветливым глаголам святых апостолов. В продолжении сегодняшнего текста Священного Писания из книги Деяний святых апостолов мы видим, что Петр свою вдохновенную речь обратил ко всему многочисленному народу, с снисхождением обращаясь к ним: вы и братия ваши распяли Того, Кого мы вам проповедуем, впрочем верую, что многие из вас по неведению это сотворили. И многие из слышавших боговдохновенную проповедь апостола Петра восклицали: что нам делать, мужие, братие? И тогда апостолы стали еще с усиленным усердием проповедовать о Христе Распятом и Христе Воскресшем, и, как сказано в этом тексте, три тысячи мужей и жен уверовали от апостольской проповеди.

Каким удивительным новым свежим глотком порывистого ветра, с неба нисшедшего, Господь наполнил сердца слушающих апостолов Христовых. Совершенно иное дыхание жизни открылось здесь этим дивным небошественным событием. Вторая апостольская проповедь, которая тоже была обращена к народу, в его многочисленности снискала пять тысяч уверовавших во Христа людей, вот с какою силою, с каким размахом совершалось обращение народа. Через покаяние, действием Всесвятаго Божьего Духа, народ, еще так недавно вопиявший Пилату: распни, распни Христа! – обращался в людей Церкви Христовой устами богоглаголивых апостолов и учеников Христовых.

Мы с вами, дорогие братья и сестры, живущие на расстоянии двух тысячелетий от воспоминаемых ныне событий, веруем в то, что мир сей и Церковь Христова жива и действенна Промыслом Всеблагого Бога. О каждом из нас Господь являет Свое Отеческое, Божественное попечение, о Церкви Своей Господь неусыпно заботится с тем, чтобы она все более и более привлекала к себе спасающихся и имеющих наследовать Царствие Небесное и жизнь вечную.

Враг рода человеческого, человекоубийца искони, мы знаем с вами, на протяжении не только евангельской истории, но и на протяжении всего мироздания тщится к одному лишь, чтобы погубить человека, как образ и подобие Божие, и лишить его вечной жизни со своим Творцом. Сколько он создал всевозможных ухищрений и попыток к тому, чтобы разрушить Церковь. Но неложным глаголом нашего Спасителя, Который говорит нам: созижду Церковь Мою и врата адова не одолеют ей, — мы видим, что Церковь по слову апостола Павла является столпом и утверждением истины, и никакие злобные силы, тщащиеся разрушить ее и опровергнуть ее, не имеют никакого успеха, потому что Церковь, это не есть создание рук человеческих, а есть, прежде всего, Богочеловеческий организм.

Мы все с вами, верующие во Христа Спасителя и крещенные в купели пакибытия во имя Отца и Сына, и Святаго Духа, являемся частями этого тела, главою которого является Христос Спаситель.

Враг рода человеческого усвоил вполне внятную вещь, что гонениями, какими-то преследованиями и даже смертию невозможно ему достичь победы. Многократно было так в истории, что когда воздымались гонения на Церковь, это в еще большей степени рождало ревность в других людях о Христе и Боге. Русский философ Иван Ильин однажды замечательно сформулировал эту мысль, сказав, что ветром гонения раздувается пламень веры. Это поистине так, а поскольку враг нашего спасения это, безусловно, знает, то очень часто пытается сеять другие плевелы в нашей жизни и в наших сердцах.

В последние времена, по святоотеческому разумению, люди будут подвергаться теплохладности, унынию, печали, каким-то всевозможным депрессиям, тоске и малодушию. Как это узнаваемо в каждом из нас. Потому что этим малодушием враг способен одолеть сердце человеческое, и вот здесь мы с вами вспоминаем слова апостола и евангелиста Иоанна Богослова в третьей главе Откровения, где Господь обращается к Ангелу Лаодикийской Церкви говоря: о, если бы ты был или горячий или холодный, но ты – теплый, и поэтому Я исторгну тебя из уст Моих.

Т.е. самым коварным в человеческой жизни является состояние теплохладности, т.е. когда мы не горячие и не холодные, и поэтому в такое сердце очень легко войти унынию и через него проистекающему отчаянию — и в своем спасении, и в бессмысленности существующего миропорядка, и так далее, и тому подобное.

Посему, дорогие братья и сестры, мы будем в каждом поползновении уныния, направляемого в наше сердце, усматривать козни врага рода человеческого и будем бороться со всеми этими состояниями, зная, что Господь царствует во веки, что Господь даровал Святаго Своего Духа Утешителя, и сей Утешитель — третья Ипостась Святой Живоначальной Троицы, Приснопребывающая в мире сем, Животворящая и Зиждущая вселенную, не оставит и нас, если мы будем с верою и неложным упованием обращаться к Богу Единому, в Троице славимому и покланяемому, чтобы Господь воистину воцарился в нашем сердце, и как сегодня мы с вами после пятидесятидневного перерыва восклицали с особым чувством, с особым ликованием и особой радостью Всесвятому Утешителю, Всеблагому Духу Святому — прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша!

Всех вас, возлюбленные о Господе дорогие братья и сестры, всесердечно поздравляю с прерадостным мироспасительным благодатным днем рождения Церкви Христовой, с Днем Святой Троицы и по-особенному сегодня звучащему апостольскому приветствию: Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любовь Бога и Отца, и причастие Святаго Духа буди со всеми вами. Аминь!