Сегодняшний день, дорогие братья и сестры, как только что было об этом высокоторжественно провозглашено в тропаре сегодняшнему Празднику, является главизной нашего спасения, поскольку событие, которое сегодня празднует и торжествует вся полнота святого Православия, лежит во главе нашего спасения. Поистине днесь спасения нашего главизна. Сегодняшний день, Благовещение, таковым является событием, поскольку с него начинается та дивная промыслительная миссия по спасению всего рода человеческого, которую Господь и Владыка наш Иисус Христос, Спаситель мира, воплощаясь от Пресвятыя Преблагословенныя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, приносит в мир всему человечеству, всем нам.

Сегодня мы с вами, дорогие братья и сестры, сочетаем нашей молитвой несколько удивительных событий: это, прежде всего, воскресный день, это, конечно, уже упоминавшееся Благовещение Царицы Небесной, Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии и продолжающийся Великий пост, который днем сегодняшним воспоминает труды и подвиги великого во святых угодника Божьего преподобного Иоанна Лествичника, игумена Синайской горы и творца того дивного наследия, которым до днесь пользуется христианский мир.

Вчитываясь в эти дивные благоуветливые глаголы монашеского делания, каковые предлагает своим собственным жизненным опытом празднуемый преподобный Иоанн Лествичник, не только монашествующим, как мы всегда об этом говорим, должно назидаться этими спасительными глаголами, но и каждому мирянину, каждому человеку, верующему во Христа. Это указатель к Царствию Небесному, неслучайно так и именуемый Лествицей, поскольку восходя по ступеням этой лествицы, возможно взойти к вечной радости, каковую Господь уготовил любящим Его.

Но впрочем, сегодняшнее празднование Царицы Небесной занимает по преимуществу наш ум и наше сердце, и посему сегодня мы будем именно об этом с вами говорить, о Благовещении Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Ничто из только что мною произнесенного не вступает ни в малейшее противоречие между собою, поскольку у каждого человека, а уж конечно же у Той, Которую мы величаем с вами Честнейшей Херувимов и Славнейшей без сравнения Серафимов, Девы Пречистой Богородицы была своя лествица того духовного восхождения, каковым Она сподобилась стать Матерью Невместимого Творца и Бога, и как говорит церковное песнопение: утроба Её стала ширше, т. е. шире, пространнее небес.

Вдумаемся в эти необыкновенные поэтические сравнения, каковые Церковь предлагает всем нам, дорогие братья и сестры. Творца не способен мир видимый и невидимый вместить, ибо Он Создатель и Творец, т. е. Он несоизмеримо выше Своего собственного создания, но находится во вселенной некая Дева, Которая удостаивается величайшей чести вместить в Себя, во утробу Свою Того, Кого небеса вместить не способны. Тайна сия велика есть поистине, и не способен никакой пытливый разум человеческий охватить это неизреченное, Богом действуемое ко спасению всех нас, всего рода человеческого, деяние всеблагого Промысла Божия.

Сегодня мы с вами, дорогие братья и сестры, слышали в устах святого евангелиста Луки повествование о том, как это произошло. Священное Предание обогащает и наполняет удивительными подробностями сегодняшнее Евангельское повествование, которое, конечно же, всем нам бесспорно знакомо. Как мы знаем с вами, само слово «Евангелие» и есть в переводе с греческого «Благовещение», «Благая Весть», т. е. это и есть Евангелие. Как удивительно и гармонично это сочетается в нашем восприятии, ибо нет более благой, более радостной вести, нежели весть о спасении всех нас. Священное Предание, повторюсь и вновь к этой мысли верну ваше внимание, обогащая сегодняшнее Евангельское повествование, повествует нам о том, как Пресвятая Владычица Богородица, будучи благословенной Отроковицей, возраставшей при Иерусалимском храме, куда Она была отведена Своими благочестивыми и богобоязненными родителями в трехлетнем возрасте, возрастала там, научаясь той духовной, дивной книжной мудрости, в которой навыкала, восходя от силы в силу.

И когда исполнилось Ей всего 15 лет, до этого возраста девицы еще могли находиться в пределах Иерусалимского храма, а потом они должны были выходить замуж и строить свою человеческую жизнь и человеческую судьбу, и поэтому сложившемуся закону и будущей Пресвятой Богородице должно было выйти из пределов Иерусалимского храма. Но если все Её современницы, все девушки стремились замуж выйти, не только по каким-то сложившимся человеческим представлениям о земном благополучии и счастье, но лучшие из них были движимы совершенно иной великой идеей – выйти замуж для того, что быть может через них родится Спаситель мира, то будущая Пресвятая Богородица Богоотроковица Мария, напротив, дала Богу обет девства и чистоты, хотя в сознании иудеев того времени самой главной целью, было дождаться желанного Мессии.

Тем не менее, Она дает обещание Богу провести Свою жизнь в чистоте и святости. Закон ветхий не предполагал такого для девиц, и поэтому, чтобы сохранить Свои обеты пред Богом, Ее обручают претрудному старцу 80-ти лет, праведному Иосифу, чтобы он был Ей не столько мужем, сколько хранителем Её чистоты и девства. И он забирает Её под покров своего дома, и именно там, в пределах безвестного Назарета Она удостаивается великой чести стать Матерью Божиею.

Те удивительные ветхозаветные глаголы, которые говорили издали, исподволь пророки о чаемом Мессии, Она слагала в Своем сердце. Она слышала и знала, и в Священном Писании читала, что «семя Жены сотрет главу змия». А еще Она изумлялась словам пророка Исаии, который говорит слова: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Эммануил». Она же помышляла об этой некой Деве, о Которой говорится у пророка Исаии, как о величайшей святыни, размышляя в Своем смиренном, сокрушенном сердце, говоря Себе: Как бы я мечтала быть последней служанкой у этой дивной Девы, Которая удостоится явить миру его Спасителя. Т. е. Она, исполненная Всесвятаго Божьего Духа, ни в каких иных категориях и не мыслила о спасении рода человеческого, нежели как о воплощении Предвечного Сына Божия, и вместе с тем мечтала, считая Себя недостойнейшей, быть последней служанкой у таковой Девы.

И во время этого размышления, во время этого Богомыслия у источника водного, – если кому из вам посчастливилось быть на Святой Земле, а я думаю здесь немало людей, которые имели особую от Господа благодать посетить Святую Землю, и они наверняка были в Назарете в храме в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, который сооружен на месте этого источника, который до сегодняшнего дня сохранился. Чтобы его увидеть нужно спуститься по ступеням вниз, на место, где он изливается, – по Преданию именно на этом месте совершилось Благовещение Пресвятой Богородицы, ибо эта дивная Богоотроковица там читала свиток с пророчеством пророка Исаии, повествующий о Той Самой Деве, Которая во чреве приимет и родит Сына, и нарекут Ему имя Эммануил.

Именно здесь Ей явился дивный небожитель, сошедший с круга небесного, который приветствовал Ее совершенно необыкновенным, изумившим Её приветствием: Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, Благословенна Ты в женах, и Благословен плод чрева Твоего. Она была изумлена, к Ней ли обращены эти необыкновенные, непостижимые и немыслимые, и не вмещающиеся в Ее сердце глаголы? Она в смирении Своего сердца недоумевает, а небесный вестник, приветствуя, благовествует Ей о том, что через Неё родится Спаситель мира Господь Иисус Христос. Она же, эта дивная Богоотроковица, мужа не знавшая, в недоумении говорит: Как это может быть, ибо Я мужа не знаю? На что отвечает Ей дивный вестник, представившийся Архангелом Гавриилом, что не изнеможет у Бога никакой глагол. И поистине эту неизреченную тайну, невместимую никаким разумением человеческим в наше ограниченное, ущербное человеческое понимание, Она приемлет с кротостью, смирением, с необыкновенным доверием и необыкновенной верой в то, что благовествовал Ей этот небесный вестник. И Она говорит замечательные и удивительные слова: Се раба Господня, да будет Мне по слову твоему.

Святитель Иоанн Златоуст, рассуждая на тему Благовещения, говорит, что именно этими словами и было положено спасение всему роду человеческому. Ведь Она могла не сказать этих слов, Она могла бы отказаться от этого необыкновенного и непостижимого для Ее разумения приветствия. Она могла бы настаивать на том, что до этого сказала, что мужа не знает, что этого не может быть, что Она дала обеты и обещала Богу сохранить чистоту и девство, и святость, и поэтому Она не может поверить и Архангельскому приветствию, и его пророчеству, и его словам. Но ничего такого Она не говорит. Она кротко и смиренно отвечает: Се Раба Господня, если Бог Мне велит, значит Я буду Тою, каковою Он желает Меня видеть и не иным предметом в Его руках.

И поэтому мы видим с вами, дорогие братья и сестры, это удивительное доверие, которое Матерь Божия Пресвятая Владычица, а здесь, у этого источника Назаретского, еще Богоотроковица, просто обрученная мужу девушка, Она вместе с кротостью и, вместе с тем, с необыкновенным мужеством принимает эту Благую весть, это Благовещение, касающееся Её. Ибо весть о рождении от Нее Младенца – это не есть только лишь радостное, ликующее известие, это не только радость, что у Нее родится Ребенок, а это еще есть осознание того, что этого Ребенка, достигшего тридцатитрехлетнего возраста, плотью пригвоздят ко Кресту. И Она это провидит и знает, и Она вместе с этим пророчеством, внемля этим словам, говорит: Се Раба Господня, будет Мне по слову твоему, Своими глазами буду видеть и сердцем терзаться, взирая на распятие Моего Сына, о Котором, днесь еще не родившемся, ты Мне, Архангеле, благовествуешь; Своими собственными глазами буду видеть, как будут напоять желчью и уксусом губу и давать ее Сыну Моему, прибитому ко Кресту, и на это тоже отвечаю: Се Раба Господня, будет Мне по глаголу твоему.

Приемля радостную весть о рождении от Нее Сына Божьего, Она знает, какою ценою Она будет нести эту Благую весть. Это, собственно говоря, и является средоточием и предметом сегодняшнего праздника, дорогие братья и сестры. Матерь Божия с готовностью приемлет всё, что касается Её крестного пути, о котором благовествует Ей святой Архангел Божий Гавриил.

Через год после этих событий, именно так примерно можно посчитать, когда Она придет уже с родившимся Богомладенцем Спасителем в Иерусалимский храм, когда старец Симеон Богоприимец, которому было обещано, что он не увидит смерти до тех пор, пока своими собственными глазами не увидит Спасителя мира, он Ей скажет: Тебе Самой оружие сердце пройдет, потому что Сей Младенец Твой лежит на падение и восстание многих во Израиле. Еще до произнесения праведным Симеоном этих пророческих глаголов, Она уже узнала, какой крест Она приемлет на Себя, соглашаясь с ангельским приветствием, с каковым пришел небесный вестник к Ней в Назарет. Сегодня именно это является предметом нашего торжества и праздника, и именно поэтому мы называем сегодняшний день главизной нашего спасения, потому что сегодня полагается начало спасению всего рода человеческого.

Дай, Господи, нам по Христоподражательному следованию за нашим Спасителем и Господом всегда слагать в своем сердце те Евангельские глаголы, те Евангельские примеры, которые обращены к нам Господом, Его Пречистой Материю, Его святыми угодниками Божиими, чтобы и мы с вами, дорогие братья и сестры, внемля этим дивным словесам Божественным, тоже были готовы, когда Господь призовет нас к тому или иному решению в нашей жизни, решению важному, решению жизненному, чтобы мы способны были, своею жизнью являя верность Господу, сказать в своем человеческом масштабе: Се раб Господень, и будет мне по слову Твоему.

Чтобы то, что Господь посылает нам в нашей жизни, в наших жизненных обстоятельствах, мы принимали с доверием к Богу и способны были, подобно Пресвятой Богородице, именно также, со смирением, с кротостью, но и вместе с тем с твёрдостью и непреложностью в уповании на Господа, принять тот крест, который Господь вручает нам.

Повторяю, то, что составляет предмет сегодняшнего праздника, несоизмеримо с нашими земными переживаниями, проблемами и скорбями, но вместе с тем неслучайно все эти удивительные, выспренние примеры наполняют нашу Церковь сегодня и в другие праздники нашего благобытия, чтобы мы принимали это к собственному сердцу, не как некое отвлеченное повествование, к нам не имеющее непосредственного и прямого отношения, а чтобы так их принимали, как именно к нам обращенные словеса. К нам обращенное повеление Господа, и чтобы несмотря ни на что, несмотря ни на какие человеческие, казалось бы, скудные возможности и способности, мы готовы были бы принять это с благодарностью Господу, сказав всегда и ныне, и до скончания своих дней: Се раб Господень, да будет мне по слову Твоему. Аминь.