В своих многочисленных творениях, поучениях и проповедях святитель Иоанн Златоуст говорит прямо: Я не знаю, что говорить, нет таких слов, нет таких понятий, нет таких выражений, которые могли бы выразить то, что совершили святые Первоверховные апостолы. По преимуществу он говорит о Павле, потому что Павел, это, наверное, его, Златоуста имею в виду, самый любимый святой, и он благоговеет пред ним и говорит: я отказываюсь что-либо говорить своим косным и ограниченным языком, своим рассудком постигать ту премудрость, каковую являл этот великий угодник Божий.

Это говорит Златоуст тот, который оставил Церкви Христовой 12 томов, того дивного гомилетического наследия, которое человек быть может за всю свою жизнь постичь не способен, и он, Златоуст, отказывается находить правильные слова, правильные понятия для того, чтобы выразить, изъяснить тот подвиг, каковой явили эти святые Первоверховные апостолы. Уж кольми паче мы с вами, говорящие и рассуждающие о их подвигах и о их служениях Господу.

И вместе с тем, самим примером апостолов Петра и Павла Господь говорит нам о том, что Христос принимает любое служение, каковым бы оно не было, обращённое к Нему.

Наверное, трудно представить себе более противоположные личности, нежели тех, кого сегодня Церковь прославляет и чествует, нежели апостол Пётр и Павел. Один был человеком неграмотным, обыкновенным, что называется от сохи, ну, наверное, здесь требуется себя исправить, не столько от сохи, сколько от рыбарских мрежей, потому что Петр был обыкновенным рыбаком и всю свою жизнь посвятил именно этому нехитрому деланию, этому очень трудному, очень изнурительному труду, каковым он снискивал хлеб свой насущный.

Другой был человеком блистательного ума, блистательного образования, как сам он о себе говорил, что учился он у самого Гамалеила. Это имя мало что сегодня скажет, но в то время это был один из просвещеннейших людей своего времени, и именно у него учился апостол Павел. Поэтому это были совершенно разные люди.

Мы видим при всей непохожести этих святых угодников Божиих, что Господь принимает и труд Петра, и труд Павла. Один был девственником, как о себе сам свидетельствует апостол Павел, говоря: желаю, чтобы все были таковыми как я; другой был семейным женатым человеком, об этом дважды говорится в Священном Писании. Однажды мы читаем о чуде, которое совершил Спаситель, придя в дом Петра и исцелив тёщу, которая находилась в горячке. Все прекрасно помнят это Евангельское место. А другое место, свидетельствующее о семейной жизни святого апостола Петра, это слова апостола Павла, сегодня празднуемого, он говорит: разве мы не можем иметь спутницей своей сестру-жену, как иные из апостолов, или как Кифа, и прочие. То есть не только супружеская жизнь была уделом святого Первоверховного апостола, но и потом уже после призвания к апостольскому деланию, после славного Вознесения Христа Спасителя на небо, апостолы, разошедшись во все пределы вселенной, проповедуя Евангелие истины Христовой, были сопровождаемы, в том числе родными и близкими им людьми. В частности, спутницей апостола Петра в апостольских трудах была его супруга. Для меня было некое открытие, я вот, сколько живу на свете, сколько чего читал и сколько говорил, но этого не знал, а вот сегодня, поделюсь этой необыкновенной новостью, новостью, которой, представляете, две тысячи лет.

Как известно, апостол Пётр был казнён, как и апостол Павел, 29 июня по старому юлианскому календарю, каковым живёт Церковь Христова, то есть, это сегодняшний день. Они были казнены в один день, в Риме, и последнюю ночь провели в Мамертинской тюрьме, может, кто из вас был в Риме, то знает, что недалеко от Колизея, недалеко от форума античного, есть так называемая Мамертинская тюрьма, до сегодняшнего дня сохранившаяся. И вот в этом подземелье, где заключались, приговорённые к смертной казни преступники, были заключены в последнюю ночь апостолы Пётр и Павел, там они встретились для того, чтобы разойтись наутро в разные стороны вечного города.

Один был вывезен за город и был обезглавлен как римский гражданин, Павлу надлежало вкусить смерть не простолюдина, а римского гражданина, поэтому ему отрубили голову. Голова, мы много раз это воспоминали, скатилась по эшафоту, по плахе, трижды ударилась о землю, и в этих местах забили три фонтана. До сегодняшнего дня в Риме есть место, называемое «Трэ фонтани», три фонтана, три источника, которые забили, и на этом месте стоит храм, где совершилась казнь апостола Павла. А другого увели в другую сторону, в другую часть Рима, его бесславно распяли на кресте, Петр попросил только лишь об одном одолжении, об одной услуге, чтобы его распяли вниз головой, потому что он не считал себя достойным умереть так, как умер его Спаситель, его Господь, Божественный Учитель Иисус Христос. Он сказал, что не достоин умереть, как умер Христос, посему просил вниз головой себя распять, так и был распят апостол Пётр.

Так вот какая же новость? А новость в том, что вместе с апостолом Петром была распята его жена, сначала она, а он говорил, ободряя её перед смертью: смотри на Господа и не падай духом. А после был распят Пётр. Удивительное предание, настолько необыкновенное, но оно сохранилось, и в этом нет ничего того, что могло заставить нас усомниться. Почему? Потому что она была спутницей в его апостольских трудах.

Действительно, удивительный пример, мы видим с вами, как совершенно разные, не похожие друг на друга люди, совершают одно общее служение Господу. То есть Господь всех нас призывает к себе.

К примеру, есть батюшки учёные, умные, а есть батюшки неграмотные и необразованные, но каждый из них делает то дело, к которому призвал его Христос. Есть разные люди для того, чтобы был выбор, для того, чтобы человек мог для себя выбрать, с кем ему было бы понятнее беседовать, хотя, конечно, это не главная причина. Господь любого человека, на всяком месте находящегося, приемлет служение, если это служение искренно, если оно исходит из глубины его верующего, любящего сердца. Конечно тема сегодняшнего дня настолько неохватываемая, не вмещающаяся ни в сердце, ни в разум. Неслучайно я привел слова Златоуста, чтобы как-то себя оправдать: если уж Златоуст говорит, что не находит правильных, нужных слов для того, чтобы выразить тот подвиг, каковым они послужили Господу, конечно, мне ещё большее снисхождение, поэтому я и не берусь за это. Но некоторые моменты, о которых мне хотелось сегодня сказать, отчасти я о чём-то уже сказал, но что-то ещё мне хотелось бы сказать, и прежде всего, о самом главном, наверное.

Я не буду утомлять ваше внимание рассказом их жизнеописаний, хотя каждый из них является сокровищем неоцененным, является жемчужиной, является самым, без сомнения, главным богатством, какое способно вместить сердце человеческое и жизнь человеческая, потому что, прикасаясь к жизни этих святых угодников Божьих, мы изумляемся тому необыкновенному подвигу, каковой они явили.

Но иногда мы говорим: это удел святых, к нам, обыкновенным, мирским, земным людям, это мало имеет отношение, в этом смысле я всегда это подчёркиваю, мы клевещем и лжем на Господа, говоря такие слова. Вспомним тех же самых, празднуемых сегодня святых, кем они были до того, как благодать Божья коснулась их. Они были обыкновенными, как говорит апостол Иаков в Послании своём, подобострастными нам человеками, то есть такими же, как мы, с такими же недостатками, с такими же немощами, с такими же грехами, греховными привычками, но вместе с тем они это всё смогли превозмочь силою Христа, коснувшегося благодатью Своею их сердец, и соделались тем, кем мы их прославляем, чествуем и величаем.

Вспомним, того же самого апостола Петра, который даже в этом смысле является именем нарицательным. В Евангелии мы видим множество моментов, когда Господь показывает его человеческие недостатки, и маловерие, и какую-то суетность, и какую-то неоправданную горячность, всё это иногда вызывает, быть может, даже непонимание с нашей стороны. То утопающий Пётр, который сначала идёт по глади вод, потом, усомнившись, начинает тонуть, и Господь говорит ему: Зачем ты усомнился, маловерный?

Тот же Пётр, который клянётся и божится в том, что он никогда не отречётся от Господа, буквально через несколько часов это делает, и потом всю свою жизнь проливает горькие слёзы о своём малодушии и трусости, о своём предательстве.

И тот же самый Павел, который до избрания к апостольскому служению не видел Христа в земной Его жизни, в этом ещё одна разница между этими двумя апостолами. Пётр с самого начала общественного служения Господа следовал за Христом, а тот, я имею в виду Павла, был уже избран к апостольскому делу, когда Христос уже вознёсся на небо и ему, как он сам в одном из Посланий говорит, явился как некоему извергу на пути в Дамаск, когда он шёл, чтобы развязать ещё более масштабное гонение на христиан.

И вот Господь именно здесь, когда человек одержим таким намерением, от которого никто не способен его отвратить, но Христос его отвращает, Господь его находит на этой дороге, Он ослепляет его и говорит: Савл, Савл, не трудно ли тебе идти против рожна? И Павел, ослепший телом, прозревает духом, и во Христе видит истинного Бога, истинного Спасителя, с Кем он боролся истово, и Которому будет служить до последнего своего земного вздоха верою и правдою, всем своим сердцем, всем своим существом и всею своею жизнью.

Средоточие проповеди этих святых угодников Божиих конечно же был Христос. Они благовествовали о самом главном, о том, что Христос воскрес. Пётр по преимуществу проповедовал своим единоплеменникам евреям, для которых он был убедителен. Павел же ушёл совершенно в иную среду, он проповедовал язычникам, и поэтому есть удивительное обстоятельство, на которое мне хотелось бы сегодня тоже ваше внимание обратить.

И тот и другой рождаются совершенно с другими именами, эти имена звучат в самом начале повествования о них. Собственное имя Петра Симон, это обыкновенное еврейское имя, которое очень часто употребляется. Пётр – это наименование совершенно не еврейского происхождения, а греческого, «петрас» – это камень по-гречески. Мы сегодня слышали в Евангельском повествовании о том, как это имя было усвоено ему. Когда Христос, придя в пределы Кесарии Филипповой, спрашивал учеников Своих, за кого Его почитают люди. И апостолы стали отвечать, что одни за Иоанна Крестителя, другие за Иеремию, или за иного пророка. А вы за кого почитаете Меня? – вопрошает их Христос. Тогда именно Пётр, пусть и от лица всего апостольского звания, вместе с тем именно Пётр говорит: Ты – Христос, Сын Бога Живаго. И Христос прославляет эту веру, исповеданную Петром, говоря: Блажен ты, Симон, сын Ионы, ибо не плоть и кровь тебе открыли это, а Отец Мой Небесный. И ты Пётр, – здесь впервые звучит это наименование, Он усваивает ему это имя, то есть ты – камень и на этом камне, на этом исповедании, что Я Христос Сын Бога Живаго, будет основана Церковь Христова, и врата ада не одолеют ее.

Возьмём Павла, его имя возникает на наших глазах, как имя Савл, производное от древнего имени Саул, – был такой царь, первый царь Израильский. Есть несколько глав, которые повествуют о Савле, о том юноше, у ног которого складывали одежды, побивавшие первомученика архидиакона Стефана, а он одобрял это побиение, избиение первого мученика Христова. Потом он становится Павлом, Павел – это уже латинское имя, потому что вряд ли язычники могли бы верить тому, что говорит какой-то еврей. «Паулюс» – это значит маленький по латыни, он начинает благовествовать им о Христе распятом и Христе воскресшем. С одной стороны, он говорит и пламенеет верою, но вместе с тем, своим именем он подчеркивает свое ничтожество, какую-то свою малую значимость, он – маленький, но говорит о великих вещах.

Дорогие мои, опять же к этой мысли возвращаюсь, самым главным средоточием проповеди апостолов является Христос. Каким образом мы воспринимаем Господа кроме умозрительного и молитвенного обращения к Господу, мы, прежде всего средоточием нашей духовной жизни видим Божественную Евхаристию. Обратите внимание на удивительные слова уже упоминавшегося сегодня святителя Иоанна Златоуста, молитву которого мы читаем перед причастием святых Христовых Таин: Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога Живаго, пришедший в мир грешныя спасти, от них же первый есмь аз.

Это строчка вмещает свидетельство двух апостолов – свидетельство апостола Петра и апостола Павла. «Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога живаго», – это исповедание Петра, когда Христос спрашивает, за кого вы Меня почитаете. «Пришедший в мир грешныя спасти, от них же первый есмь аз»,- это уже слова апостола Павла, он так и говорит в одном из своих Посланий, что Христос пришел грешных спасти, из которых я самый первый.

Удивительное апостольское свидетельство того, с каким чувством мы должны приступать к Чаше Христовой. Петрово исповедание и Павлово смирение.

Можно еще одного апостола привести в качестве примера, и как еще можно причаститься. Был еще один там, на Тайной Вечере, Иуда злочестивый, который, тоже причастившись, ушел осужденным и погиб для вечности. И когда мы приступаем, дорогие братья и сестры, к Чаше Христовой, мы должны не только заученным рефреном эти слова произносить, а прежде всего воспринимать их как самое главное целожизненное исповедание, о том, что мы веруем и исповедуем, что Христос есть воистину Сын Божий, пришедый в мир грешныя спасти, из которых я самый первый. Твердо и незыблемо, несомненно исповедуя Христа как Истинного Бога, и в то же время осознавать себя последним из живущих здесь на земле. Это апостольское наследие, это апостольский завет, который остается для всех нас и до скончания века будет звучать в Церкви Христовой.

Мне думается, если поставить это главным смыслом своего человеческого делания, именно стяжание и приобретение этих добродетелей – твердую, незыблемую веру во Христа как Истинного Спасителя и осознание себя самым последним из всех живущих на земле, это будет самым главным приобретением нашей жизни. В чём помогите всем нам, святии Первоверховные апостолы Петре и Павле, ныне празднуемые и прославляемые всею полнотою святого Православия. Ихже святыми и богоприятными молитвами дерзновенно просим, чтобы Господь всех нас помиловал, яко Благ и Человеколюбец. Аминь.