В Ветхом Завете мы знаем с вами, что Господь являлся праведным святым Божиим человекам, пророкам Моисею, Илие, Давиду, Соломону и многим иным святым угодникам Божиим для того, чтобы свидетельствовать о чистоте того Богоданного учения, каковое они должны были нести народу своему. И сегодняшний день, являющийся событием необыкновенным по своему содержанию, по своему глубинному значению тоже является Богоявлением. Мы с вами, живя в пределах Нового Завета, в пределах явившегося в мир Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, уже, что называется, непосредственно лицом к лицу взираем на Спасителя мира, Подвигоположника Господа нашего Иисуса Христа. И сегодняшний день, торжество Преображения, являет нам это удивительное откровение бесконечной любви Божией по отношению к роду человеческому.

Если говорить хронологически о том, когда произошло событие Преображения на Фаворе, то оно граничит со Страстными днями. В церковном календаре этот праздник особенно выделен, и он не стоит ни накануне Великого поста, ни в границах Великого поста, ни накануне Страстной недели, а как бы в удалении от всех этих переживаемых Крестных событий, связанных со спасением рода человеческого. Но вместе с тем, повторяю, хронологически событие Преображения Господа на Фаворе произошло незадолго до Крестных страданий Спасителя нашего.

Тем самым Господь уверяет и утверждает учеников Своих в том, насколько должны они быть верны и крепки в своем исповедании, в следовании за Христом. Неслучайно в подробностях сегодняшнего праздника, об этом мы слышали вчера за Всенощным Бдением и сегодня за Божественной Литургией, о том, что Господь беседовал с явившимися Ему ветхозаветными праведниками, пророком Моисеем и пророком Илией.

Неслучайно именно эти два ветхозаветных подвижника благочестия выбираются Господом в качестве собеседников накануне Его Крестных страданий. Моисей, потому что он является законодателем, он тоже некогда взошел на гору Синай, где Господь даровал ему Закон, и поэтому Моисей является олицетворением ветхозаветного Закона.

Илия пророк спустя века тоже взошел на ту же самую гору, где с ним собеседовал Господь, и он является олицетворением пророческого служения. И вот Моисей и Илия – это есть Закон и пророки, на которых зиждется, как на некоем основании, как на некоем фундаменте Ветхий Завет. Новый Завет зиждется на том камне, каковым является Сам Христос Господь Спаситель. Именно их избирает Господь, для того чтобы с ними говорить о том грядущем, что ожидает Его. Ученики, а их было всего трое, как мы знаем, апостолы Петр, Иаков и Иоанн, были очевидцами, сотаинниками, сомолитвенниками и свидетелями этого необыкновенного небошественного явления Преображения Господа на Фаворской горе. Они в недоумении, они ничего не способны вымолвить, лишь лицезрея Преобразившегося в необыкновенном, неспособном быть выраженным человеческими устами сиянии, в каковом был Господь, в каком они видят Христа, своего Божественного Учителя и собеседующих с Ним пророка Моисея и пророка Илию. Ученики безмолвствуют, они благоговеют в священном трепете, и лишь потом уже Петр, превозмогая страх, этот священный трепет, восклицает единственное, что он способен воскликнуть здесь на этой священной горе: Господи, добро нам здесь быти! Т.е. как нам хорошо, Господи, быть здесь!

Согласитесь, наши человеческие переживания, конечно же, бесконечно далекие от того, о чём мы с вами говорим касательно святых угодников Божиих и касательно того, о чём сегодня в Церкви мы с вами воспоминаем, но всё же у каждого из нас есть такие мгновения, пусть и молниеносные, но бывают почти без исключения у каждого, когда тебе хочется, чтобы это мгновение никогда не заканчивалось, чтобы это никогда не проходило. Но это так мгновенно, так быстро, так мимолетно, что удержать его невозможно.

И вот, ученики Христовы, взирая на эту радость, каковую Господь им открыл Своим Преображением, они ничего другого не могут сказать, только лишь: Господи, как хорошо нам здесь быть. Как благостно, как радостно нам быть рядом с Тобою. И вместе с тем, это видение прекращается, всё становится в привычном виде, исчезают из поля зрения пророки ветхозаветные, и Христос уже не в тех сияющих, блистательных ризах, в которых Он явил Себя во славе Своего Божественного могущества ученикам, а уже Тот самый Учитель, Которому они сопутствовали в путях и странствиях, где Господь проповедовал слово Евангелия Своего. И тогда Господь низводит их с этой горы, хотя Пётр просит, не только свидетельствуя о том, как хорошо и благостно им здесь быть, но и говорит вместе с тем: Господи, позволь нам соорудить три кущи, т.е. три сени. По ветхозаветным представлениям именно сень, куща, была выражением некоего покоя, их сооружали в праздничные, радостные, дни, такие сени, в которых человек как бы услаждался прохладой дня.

Потому что ничего другого Петр не может представить себе, и ничего другого не способен выразить, а Господь повелевает им следовать за Ним, спускаясь с Фаворской горы. Потому что Господь, накануне своих Крестных страданий показал им славу Своего Божественного величия, славу Царствия Небесного, ту славу, в которую должен облечься каждый последователь Христов, идущий за Господом. И мы с вами, дорогие братья и сестры, призваны к тому, чтобы облечься в эту небесную, сияющую благодатью Христовою славу. Это есть тот удел, каковой Господь дарствует каждому любящему Его.

Но вместе с тем, повторяю, видение прекращается, ученики видят всё в прежнем виде. И Господь повелевает им следовать за Ним, потому что, для того, чтобы войти в радость Фаворского сияния, необходимо ещё на одну гору взойти Христу. Я часто об этом говорю, эта тема может послужить особенному самостоятельному разговору, не знаю, способен ли этот разговор состояться, но если мы с вами задумаемся, то удивительный образ через всё Священное Писание проходит перед нашим мысленным молитвенным взором.

Мы видим с вами множество гор, на которые необходимо было взойти тем или иным святым Божиим человекам. Моисей и Илия восходят на Синай, с тем, чтобы там собеседовать с Господом. Христос, Господь со Своими учениками восходит на Фавор, чтобы преобразиться перед ними и явить им славу Своего Божественного могущества и величия.

Но есть ещё одна гора, самая страшная, не взойдя на которую, невозможно быть причастниками Фаворского Божественного света, – это Голгофа. Христос знает, что надо взойти на Голгофу. Ещё не время оставаться на Фаворе, ещё не время этого присного царствования Божественного могущества и величия на земле, потому что Христу необходимо показать не только Своё Божественное достоинство Своим ученикам. А ещё показать то безмерие любви Божией, ради которой Господь пришёл в этот мир, чтобы на Голгофе быть распятым на Кресте и через эту Крестную смерть, пригвоздив грехи всеродного Адама на кресте, искупить нас от вечного проклятия и смерти.

Вот ради этого Христос пришёл, и потому Господь приуготовляет учеников, являя Своё дивное Божественное Преображение на Фаворе, чтобы они были готовы к Голгофе, чтобы они были готовы к тому, чтобы и потом в последствии взять свой апостольский крест и следовать за Христом с тем, чтобы проповедуя Распятого Христа и Христа Воскресшего, каждого, к кому будет обращён апостольский глагол, приводить к вратам Царствия Небесного.

Этот апостольский глагол обращён к нам с вами, дорогие братья и сестры, и мы знаем с вами, что слово Божие, обращённое внутрь нашего сердца каждого из нас, привлекает и призывает нас к тому, чтобы мы, оставив всё тленное, ненужное, наносное, временное, скоропреходящее, предпочли вечное и небесное. Чтобы мы не разменяли свою вечность на что-то суетное, ничтожное и мелочное, что пытается нас здесь на земле задержать.

Господь нам даёт это дивное упование, Господь уверяет в том, какая слава ожидает каждого из нас. Мы видим и знаем удивительные примеры, которые тоже многократно, особенно в этот день, в день Преображения Господня, предлагаются для того, чтобы мы с вами увидели тот человеческий подвиг, который позволяет при прикосновении к Божественной благодати человека, тоже быть преображённым в этом Божественном сиянии.

Упоминавшийся и соприсутствующий в сегодняшнем торжестве праздничном пророк Моисей, о котором апостол Павел в третьей главе Второго Послания к Коринфянам, объясняет и поясняет замечательный образ, когда Моисей, собеседуя с Господом на Синайской горе, и получив от Господа скрижали Богоначертанные, на которых Господь начертал Закон Свой, то когда он сошёл на землю, то народ не способен был смотреть на Моисея, потому что его лицо излучало необыкновенное сияние, превышающее сияние солнечное. От чего Моисей был вынужден закрывать покрывалом своё лицо, чтобы не ослепли те, кто с ним беседует. Вот какая слава у того, кто прикасается и приближается к Богу. Нечто подобное мы с вами можем увидеть в пределах для нас уже более близких, повторяюсь в этом примере, всегда его привожу его и в день Преображения, и в день памяти преподобного Серафима Саровского. Который помните, в беседе с Мотовиловым, когда Николай Александрович, служка преподобного Серафима, тоже был чуть не ослеплён тем необыкновенным сиянием, которое просияло на лице преподобного батюшки Серафима, а батюшка говорит ему: ваше Боголюбие, уверяю вас, и вы в этом же сиянии сейчас находитесь. Вот какою славою, вот какою честью, каким благолепием Господь осеняет того, кто сердцем приближается к Нему.

Вот, дорогие мои, это не какие-то избирательные примеры, которые недосягаемы для нас, для всех прочих человеков и людей. Это радость, она уготована Богом каждому из нас, мы призваны к тому, чтобы тоже облечься в эту дивную ризу святости Христовой. Именно этот дар Христов, который Господь дарствует нам, это смысл нашего человеческого существования и то, к чему призывает каждого из нас Господь. И это главное содержание сегодняшнего праздника, главный смысл сегодняшнего всецерковного торжества.

А, что же ещё сегодня нужно сказать? А, сегодня ещё нужно сказать о яблоках. Так вот, о яблоках не стоит говорить нам сегодня, потому как к Церкви это не имеет никакого отношения, хоть мы и освящали сейчас не только яблоки, но и виноград, и прочие фрукты.

Любит наш народ, знаете, такие очень приземлённые объяснения тому или иному событию церковному, так, что за этим иногда, увы, теряется самое главное, самое основное. Неустанно говорю и не перестану говорить про это совершенно полукощунственное словосочетание, которое мы позволяем себе употреблять, говоря «медовый», «яблочный Спас», это просто кощунство, потому что Спас – это Спаситель, Он не может быть яблочным, Он Спаситель рода человеческого от греха, от вечного проклятия и смерти. И поэтому, это полуфольклорное, полуязыческое отождествление сегодняшнего величайшего события, которое стоит на пороге Крестных страданий Христовых, не может называться так, как мы очень часто называем этот день.

А почему освящаем плоды – очень просто объясняется. В Палестине, там, на Святой Земле, впрочем, и в любом другом месте на земле, всегда и везде в религиозном обществе, люди выражали свою благодарность Господу за тот дар, каковым Господь посещает их, и поэтому первый урожай всегда освящался, всегда был приносим в дар Господу, в святилище Божие для освящения. И вот в Палестине, на Святой Земле, к этому дню было приурочено приносить виноград, опять же это глубокий церковный символ. Для чего в храм приносят виноград, особенно в древности, сейчас это не нужно да и невозможно, а тогда это делали для того, чтобы из этих плодов виноградной лозы приносить для евхаристической чаши вино. Вот это был дар Господу за Его неизреченную милость, Его щедроты и благодеяния.

Но, поскольку в наших пределах, особенно тогда, в средневековье всё-таки виноград не выращивался, а были другие плоды, например яблоки, их и приносили в этот день как благодарение Господу, чтобы Господь благословил новым урожаем народ.

Поэтому мы освящали плоды и освящаем их, но никакого духовного, мистического смысла в этом абсолютно нет, и поэтому не стоит отождествлять это удивительное событие, каковое мы сегодня празднуем и торжествуем, Преображение Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа на Фаворской горе, с той обмирщенностью, каковой мы иногда наполняем церковное торжество и празднование.

Поэтому будем благодарить Бога за то, что Господь даровал нам эти замечательные плоды, будем во славу Божию их вкушать и делиться ими со своими близкими. Но вместе с тем, будем осознавать, что Господь от нас не яблок сегодня ждёт и не освящённого винограда, а Господь от нас ждёт покаяния, сердечного сокрушения.

Господь ждёт от нас, чтобы мы тоже взошли на мысленный Фавор, и взирая на Преобразившегося Господа, сами были причастниками этого небесного, Божественного света, к каковому Господь призывает всех и каждого из нас.

Аминь.