Для православного сердца это одно из самых миролюбезных переживаний, каковое можно пережить верующему христианину. Этот праздник занимает особое место в жизни каждого верующего человека и в том числе каждого из нас с вами. Неслучайно в нашем благочестивом русском народе этот день иначе называли – Богородичная Пасха. Это действительно так, мы всегда об этом говорим, это подчёркиваем и свидетельствуем, ибо как можно стоять у гроба с торжеством, с ликованием и радостью. Однако же, именно эти чувства наполняют наши сердца, потому что Христос, победив Своею смертью смерть, разрушив оковы узилища адова, даровав нам Царствие Небесное и вечную жизнь, наследие со святыми, Он являет эту радость в тех, кто, вкусив самую смерть, удостоился вечной радости с Господом.

И сегодняшнее торжество, сегодняшний день празднования Успения Царицы неба и земли, в нашем народе после Крещения Руси занял особое место, и мы можем тоже быть тому очевидцами и свидетелями, поскольку самые великие монастыри, храмы, по крайней мере, очень известные и дорогие нашему сердцу, были посвящены именно в честь этого великого торжества и праздника. Владимирский и Московский соборы, имеется в виду собор Московского Кремля в честь Успения Пресвятой Богородицы, центральный храм Троице-Сергиевой Лавры, где тоже сегодня совершается престольное торжество, – Успенский собор, Успенский Псково-Печерский монастырь, Успенская Киево-Печерская Лавра, Успенская Почаевская Лавра… Нам с вами не достанет времени просто одни названия перечислять, чтобы высказать ту особую любовь русского народа, народа православного к Матери Божией и к тому событию, которое имеет особое отношение и к нашему с вами спасению.

Нам всем известны те подробности, каковые составляют предмет сегодняшнего всецерковного торжества и празднества. Мы знаем с вами о том, что после Вознесения Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа с Елеонской горы на небо, Матерь Божия внешне, как говорит об этом Священное Предание, была очень незаметной, не проявлявшей Себя людям. Удивительное, необыкновенное и неизреченное смирение, каковое составляло состояние Её сердца, не позволяло Ей быть таковой, чтобы все Её видели и прославляли.

Этим объясняется и то, что немного говорится о Ней в Священном Писании, чем Она еще раз и еще свидетельствует Своё необыкновенное смирение и поэтому Себе уделяет самую малую часть. Но, вместе с тем, Она превыше ангельских чиноначалий. Неслучайно мы, обращаясь к Ней, называем Её Честнейшей херувимов и Славнейшей без сравнения серафимов Девой Пречистой Богородицей. Но Её смирение, Её необыкновенная скромность не позволяла Ей, чтобы более, чем Ей казалось верным и правильным, о Ней говорилось, в том числе и в Священном Писании.

Так, Она внешне не показывала Своей скорби, но разве может иначе вести себя и чувствовать себя матерь, которая лишилась и разлучилась со своим сыном. Конечно же, как Матерь Божия, сподобившаяся этой величайшей, неизреченной и неисповедимой чести, быть вместилищем невместимого Бога, Которого небеса вместить не способны и не могут, Она вместе с тем по-человечески скорбела и, конечно же, Её материнская душа чрезвычайно скучала о Своём Сыне, Который вознёсся на небо и возсел одесную Бога Отца, и поэтому Она, как об этом Священное Предание свидетельствует, всё время, каждый день приходила на то место, где в последний раз Она Своими очами взирала на Своего Сына, Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Приходила на Елеонскую гору, с вершины которой вознёсся Спаситель мира.

Даже находясь в окружении любящих Её людей, и в первую очередь, святого апостола евангелиста Иоанна Богослова, которому была поручена Она в попечение, Она, не сказать, что скорбела, но, несомненно, материнская тоска пребывала в Её сердце, что выражалось в том, что Она приходила постоянно на Елеонскую гору.

Спустя много лет, Она пришла вновь на то самое место, привычное для Неё, где Она возносила Свои очи к горе, туда, куда вознёсся Её Сын, и здесь Она удостоилась необыкновенного, неизреченного небесного посещения. Тот, кого Она видела в Своей жизни несколько раз, вновь посетил Её, архангел Божий Гавриил, сошедший некогда с круга небесного и благовествовавший Ей о том, что через Неё родится Спаситель мира, вновь явился Ей и благовествовал Ей то, что через три дня Она удостоится радости вновь встретиться со Своим Сыном.

Это было тоже Благовещение святым архангелом, небожителем Гавриилом, который сказал Ей о дне и часе Её смерти, Её Успения. Она выразила мольбою Своё единственное здесь на земле желание, чтобы не разлучаться с этою юдолью плача и скорби, этой землёю до тех пор, пока Она не увидится и не попрощается с теми, кто были поспешествующими в апостольских трудах Ее Сыну, Господу и Спасителю Иисусу Христу.

И тогда чудесным, необыкновенным, чудотворным образом все апостолы, которые к этому времени, мы знаем об этом, проповедовали слово Евангельской истины в разных пределах мира, были собраны в той самой горнице, где предала Свой бессмертный дух Пресвятая Богородица. Кроме одного апостола, как мы с вами знаем, апостола Фомы, все собрались для того, чтобы попрощаться и воздать последнее целование Пресвятой Преблагословенной Владычице Богородице и Приснодеве Марии. Когда они находились в горнице, где возлежала на смертном одре Пресвятая Владычица, ещё не вручившая Свой бессмертный дух в руце Своего Сына Господа и Спасителя, вдруг эта горница наполнилась необыкновенным, превосходящем солнечное сияние светом, и все узрели и увидели сошедшего Господа и Спасителя, подъявшего на Свои Божественные длани душу Своей Матери. Как удивительно и трогательно это изображает православная иконография. Мы с вами видим икону Успения Пресвятой Богородицы, не эту плащаницу, где изображено возлежащее во гробе тело Пресвятой Богородицы, а икону, где изображён этот удивительный и небошественный сюжет, раскрывающий события сегодняшнего праздника. Где возле мертвеннолепного ложа, на котором возлежит Пресвятая Богородица, собран сонм апостолов, а над ними стоит Господь Иисус Христос, держа в руках младенца. Младенец – это и есть душа Пресвятой Владычицы Богородицы.

Когда мы взираем с вами на икону Пресвятой Богородицы, более привычного, так сказать, восприятия, мы видим, как Матерь Божия держит Младенчика на Своих Материнских руках, Богомладенца Христа. А здесь Господь на Своих руках держит душу младенчика, душу Пресвятой Матери, с тем, чтобы вознести Её Пресвятую душу на небо и там воцарить её навеки в Царствии Отца Небесного.

Вот это удивительное и трогательное событие. И ему, этому событию, являются очевидцами, тайнозрителями, сомолитвенниками, сотаинниками святые апостолы, поскольку это Господь открывает им узреть, и увидеть. Вместе же с тем, несмотря на эти высокоторжественные и жизнеутверждающие образы, всё равно их апостольское сердце наполняется печалью от того, что они разлучаются с Пресвятой Богородицею. С одной стороны, как это часто бывает в жизни, человек умер, и мы умом понимаем, что так должно быть, и иначе невозможно не произойти, но вместе с тем, сердце наше порою отказывается сопутствовать уму, печалится и скорбит, хотя бы очевидным вещам, каковыми Господь нас удостоверяет. Вот примерно это же состояние было свойственно ученикам Христовым и апостолам.

И вот когда уже вечером после погребения, которое тоже, к слову говоря, было наполнено очень многими яркими подробностями, о всех из которых наверное очень трудно упомянуть, и потому мы лишь ограничимся тем, что произошло после погребения в Гефсимании, во гробе, в пещере, куда было положено тело Пресвятой Богородицы. Апостолы вернулись в то самое место, в дом святого апостола евангелиста Иоанна Богослова, где почила в Бозе Пресвятая Богородица. Они совершали скорбную поминальную трапезу, это свойство всех народов после погребения собираться для того, чтобы на трапезе вспомнить родного, близкого человека. И вот когда они вознесли хлеб в честь Пресвятой Богородицы, когда апостол Пётр вознёс хлеб горе, к небу, вдруг они увидели саму Царицу Небесную, живую, радостную, ликующую, сказавшую им: Радуйтесь, ибо Я буду с вами до скончания века.

Как некогда Господь, возносясь с Елеонской горы, сказал Своим ученикам: Се Аз с вами есть во вся дни до скончания века. То же самое сказала и Пресвятая Богородица ученикам Христовым, а через них и всем нам, чтобы мы радовались, и чтобы мы все знали, что Она всегда, до скончания века будет с каждым из нас, со всем родом христианским, верующим в Неё, прославляющим Её Пречистое имя.

И вот это удивительное событие положило начало трогательному чинопоследованию, каковое совершается в монастырях в воскресные и праздничные дни.

Кто из вас бывал, к примеру, в Троице-Сергиевой Лавре или в других монастырях, видели так называемый чин о Панагии. Когда после праздничной Литургии, совершается торжественное шествие монахов, насельников обители, во главе которого идёт учиненный монах, держа в специально для этого сооруженном сосуде просфору Богородичную, в честь и память Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. После братской трапезы эта Богородичная литургийная просфора разделяется на части, и все участники трапезы, вкушает частицу этой Богородичной просфоры. Именно в воспоминание того события, которое сегодня Церковь празднует и прославляет.

Матерь Божия понуждает нас, подвигает нас, воздвигает нас, вдохновляет нас на то, чтобы мы радовались и знали, что Она всегда с нами до скончания века.

Нет в жизни таких скорбей, в которых не помогла бы нам Царица неба и земли. Нет таких жизненных переживаний, скорбей и невзгод, где бы Она ни услышала наших воплей, обращённых к Ней. Поэтому, дорогие мои братья и сестры, будем обращаться к Ней всегда, на всякий день. Что уж день — на всякий час. Помните, преподобный батюшка Серафим говорил о том, чтобы мы первую часть дня, не теряя молитву, не теряя Богомыслие, всегда обращались Иисусовой молитвой к Господу, произнося: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного.

А вторую часть дня посвящали Богородице, читая: «Богородица Дева, радуйся», либо ту же самую Иисусову молитву, присовокупляя к ней: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, Богородицею помилуй мя грешного.

Чтобы мы всегда, присно, на всякий час воспоминали Всесвятейшее имя Царицы Небесной, поскольку этим именем, Её предстательством, Её заступничеством Господь каждого из нас помилует, яко Благ и Человеколюбец.

И подобно тому, как мы называем Пресвятую Богородицу своею Материю, без всякого преувеличения, ибо знаем, что и Евангелие, Священное Писание, свидетельствует, что Господь по Своему неизреченному человеколюбию, находясь уже в последнем издыхании на Кресте, вручил весь род человеческий Её Материнскому заступничеству, покровительству и предстательству.

И посему мы от этого мироспасительного Крестного события, спасающего весь человеческий род от вечного проклятия и смерти, смеем, дерзаем и имеем честь именовать Её своею Матерью. И как малые дети неотступно всюду ищут свою маму и не отходят от неё. Это потом уже дети вырастают, и они уже не нуждаются, к сожалению, в своих родителях. А вот пока они малые, любой матери это известно, порой даже досаждают своей докучливостью.

Вот так же и мы должны непрестанно и постоянно следовать за своею Небесноой Матерью. Просить Её, взывать к Ней, пускай даже докучать Ей, но твёрдо и несомненно зная, что Её Материнская молитва никогда не оставит нас без утешения, ни в этой юдоли плача и скорби — земной жизни, исполненной невзгод, жизненных испытаний и всяческих треволнений, ни в жизни будущего века.

Ибо Её мы имеем твёрдой и несомненной Заступницей и Покровительницей во спасении всех нас.

Аминь.