Проповедь протоиерея Георгия Климова на Прощеное воскресенье 22 февраля 2015 г.

Сегодня Святая Церковь предлагает нам евангельское зачало, которое в определенном смысле помогает лучше понять и осознать, что нужно сделать, для того чтобы войти в Царство Божие (Мф., 17 зач., VI, 14-21). Господь призывает нас, чтобы мы прощали нашим ближним их согрешения, которые они совершают против нас, причем выставляет это главнейшим, необходимейшим условием. Он говорит: «Если будете прощать вы, то простит и Вам Отец Небесный прегрешения ваша. Если не простите, то не простит и Он вам» (см.Мф. 6, 14-15). Но простить или не простить человеку грех, в сущности, и является тем, спастись человеку или же не спастись.

Грех – единственная преграда между Богом и человеком, но, если Бог есть Жизнь и Источник жизни, то грех является преградой между человеком и жизнью, или, лучше сказать, вечной и блаженной жизнью. Поэтому так просто призывает нас Евангелие посмотреть на жизнь, и многие Святые Отцы говорили нам, что один из самых наивернейших способов спасения – прощать ближним прегрешения их, не осуждать ближнего за то зло, которое он совершает против нас. Но Святая Церковь говорит нам, что это не те грехи, которые ближний случайно против нас совершил – по неведению, по незнанию, по неаккуратности, — нет! Это именно то, что ближний, совершает против нас, часто с полностью осознавая, что он творит по отношению к нам зло; и я тоже знаю, что он делает против меня зло! И это зло я призываюсь простить ему.

Как это можно сделать? Конечно, тут, наверное, лучше, чем само Священное Писание говорит, не скажешь: «Невозможно человеку, но оно возможно Богу» (см.: Мф. 19, 26). И Господь, помогая нам дальше вступить на это поприще Великого поста, когда мы призываемся в первую очередь простить нашим ближним прегрешения, которые они совершили против нас, как бы подсказывает нам: «Смотрите, не собирайте себе сокровищ на земле, где воры крадут, где тление постоянно поражает это сокровище. Собирайте себе это сокровище на небе, ибо там, где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (см.: Мф. 6, 19-20).

Человек устроен так, что сердце его постоянно склонно искать объект любви, искать то, к чему оно должно было бы устремляться, в чем всегда находило бы сокровище, источник своего наслаждения. Но беда-то и заключается в том, что человек часто не состоянии определить сокровище, к которому клонится его сердце, является ли оно земным или небесным. Господь говорит: «Постарайтесь сделать так, чтобы сокровищем вашего сердца стало небо». Если небо становится сокровищем сердца человека, тогда, соответственно, Бог становится предметом, объектом любви человеческого сердца. Тогда все то, что любит Бог, становится мило, дорого и для человека, который любит Бога. Но, если Бог любит всех,  если Господь «дождит и на злых и на добрых» (см.: Мф. 5, 45), с точки зрения человека, именно по Своей любви ко всем людям абсолютной, то человек, любящий Бога, также начинает любить всех, кто его окружает.

Еще призывает нас Священное Писание не выглядеть, как лицемеры, которые помрачают свои лица, становятся на взгляд людей унылыми, потому что этим унылым своим видом они как бы свидетельствуют о том, что они постятся, что им тяжело, что они совершают труд ради Господа. Господь говорит: «Ты же, когда постишься, умой лице твое и помажь голову твою и явись Отцу твоему втайне постящимся, и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (см.: Мф. 6, 17-18).

Что это значит – умыть лицо, помазать голову? В жарком климате, там, где жили ветхозаветные иудеи, это было в порядке вещей, это было необходимым гигиеническим упражнением. Значит, в этих словах Господа мы должны находить другую очень важную заповедь: и в дни Великого поста старайся выглядеть в глазах людей таким, каким ты обычно выглядишь, не принимай на себя нарочито сурового, постного, аскетического вида. Да и вообще надо сказать, что Господь постоянно учит своих учеников совершать какую-бы то ни было добродетель втайне, не напоказ, и тогда Отец, видящий тайное воздаст явно.

А что значит — воздать явно? Что Бог может дать человеку явно? Конечно, Царство Божие. Это не значит, что человек сразу очутится в Раю, увидит и услышит, какой он есть, Рай. Это значит другое: что человек, который совершает втайне добродетель перед Богом и ради Бога, в своем сердце открывает Царство Божие, переживает его как реальность. Как реальность, которая приходит в силе, которая подлиннее физического, материального мира. И от радости о том, что есть это Царство Божие, да еще и посещает оно сердце человеческое, человек приходит в неизреченное состояние мира и благодарности Господу. В сущности, к этому и призывает нас, встающих на поприще Великого поста, Святая Церковь.

Конечно, можно говорить о том, что, принимая подвиг поста, мы должны очистить себя. Но ведь и ответить на вопрос: «Зачем мы себя должны очистить?» мы тоже обязаны! Необходимо это сделать, чтобы стать чистым, чтобы стать праведным, — а дальше что делать с этой праведностью? Надмеваться над ближними, которые неправедны, которые не постились: не могли или не хотели? Конечно, нет! Такая праведность не пойдет к лицу верующего человека. И более того, в Священном Писании мы находим очень суровые слова нашего Господа. Он говорит: «Когда дух нечистый приходит к дому и если находит его выметенным и убранным, то он берет еще семь злейших себя и приходит туда, и последнее человеку бывает горше первого» (см.: Лк. 11, 24-26; Мф. 12, 43-45).

Так для чего же нужно очищение сердца, очищение души? Что вообще должно быть, если можно так сказать, главным стержнем человеческого самоощущения в дни Великого поста? Ради чего он все делает: постится, молится, посещает Богослужения? Если сформулировать кратко, пожалуй, можно сказать, что человек призывается в дни Поста как можно глубже осознать, что жизнь его проходит без Бога и что без Бога ему плохо. Поистине ему плохо. Если этот момент открывается в сознании, в сердце, во всем естестве человека, то тогда это означает, что пост идет на пользу. Если этого не происходит, то тогда, возможно, это какой-то не такой пост, который, скорее всего, подпадет под разряд тех постов, которыми постились фарисеи. Как говорит Господь: «Помрачают свои лица и являются перед людьми постящимися» (см.: Мф. 6, 16).

В сегодняшний день, дорогие братья и сестры, желаем всем вам, чтобы поприще Великого поста, которое устанавливает Святая Церковь, было не всуе, было не напрасно для нас. Конечно, непростое это делание; конечно, требует много терпения; конечно, требует много даже мужества и ревности. Но тот плод, которым награждает нас Бог в конце Великого поста под праздник Святой Пасхи, свидетельствует всегда верующему человеку о том, что он стоит такого труда.

Помоги, Господи, всем нам, дорогие братья и сестры, подвизаться в дни Великого поста на поприще истинного покаяния, на поприще истинного осознания того, что нам плохо без Бога и хорошо с Ним!

Аминь.