И мы знаем, что в этом духовном мире, помимо и Господа, и ангелов святых, и душ святых, есть еще падшие духи, которые всячески пытаются погубить род человеческий, то есть погубить каждого из нас. И в силу того, что человек не может их видеть, и однако часто испытывает их влияние на себе, Господь дает человеку в помощь ангела. Господь посылает ангела, чтобы он ограждал человека, который идет (и часто готов идти) по самым разным жизненным путям; ограждал его от творения зла, предупреждая, что творение зла чаще всего заканчивается на духовном уровне соединением духа человеческого с духом бесовским. И та злая энергия, которой готов наделить дьявол человека, она передается человеку, и человек часто не в состоянии бывает совладать с собой: он становится подверженным страстям, он начинает погружаться в мрак, в смущение.

Итак, ангельский мир является для нас очень важной подмогой. Как мы часто читаем в молитвах и в канонах, посвященных ангельскому миру, они (ангелы) просвещают наши умы. Конечно, они действуют по благословению Божию. Церковное учение утверждает, что мыслей и сердечных чувствований человеческих не знает никто, кроме Бога: ни ангелы, ни бесы, ни святые, ни старцы — никто их не знает, их знает только Бог. Кому Господь попускает, тот их может узнать. И, таким образом, мы можем утверждать, что ангелы находятся в очень большом доверии у Господа, коль Господь им открывает часто наши мысли и чувствования. И они вкладывают нам правильное знание о том, как действовать в жизни.

В сегодняшний день мы собрались для того, чтобы прославить, а это значит, засвидетельствовать истинность существования ангельского мира. Нам, погруженным в мирскую суету, непросто бывает это сделать. Эта суета — самое страшное оружие, которым действует дьявол против нас: через нее он пытается всячески вытравить в нас веру в существование духового мира. Но приход человека в церковь и сразу то умиротворение, которое сопровождает наши души, свидетельствуют совсем, конечно, о другом.

Ощущение того, что ангелы близ, и того, что особенно в Церкви Божией ангельский мир присутствует и сослужит человеку ясно раскрывается в самом главном Таинстве, самом главном богослужении, которое есть на земле (Святая Евхаристия). Это засвидетельствовано очень многими молитвами, которые читает священник во время Божественной Литургии. Например, во время Малого Входа священник читает молитву: «…Сотвори со входом нашим входу святых ангелов быти, сослужащих нам и сославословящих Твою благость…».

Сегодня мы, находящиеся в храме, с благодарным сердцем славим и Господа за Его великую милость по отношению к нам, и Ангелов-Хранителей, которые и сейчас предстоят нам верою и внимают тем молитвам, которые исходят из сердец наших. Это чувство благодарности, пожалуй, — самое важное, что можем мы донести до ангельского мира. Чувство благодарности, которое есть свидетельство нашего отклика на зов евангельский, свидетельство нашей любви ко Господу и к ангельскому миру.

И здесь, конечно, перед нами открываются очень необъятные духовные просторы, поскольку будущий век, к которому призваны и ангелы, и человеки, то есть люди, перед нами ставит очень высокие цели. Мы говорим о том, что ангелы славословят Господа, и в этом заключается все их существование. Они вторые светы, то есть они отражают свет Божий. Но не к этому ли призваны и люди, верующие? Не случайно ведь Христос однажды на вопрос саддукеев о том, как там будет в пакибытии, сказал такие слова: «Там, в пакибытии, уже не женятся и не выходят замуж, но люди пребывают как ангелы Божии на небесах» (см.: Мф. 22: 30).

Иногда у человека встает вопрос: а как это будет, не наскучит ли постоянно славословить Господа? Но если мы смотрим на ангелов, то видим, что нет. Эта мысль кощунственна и богохульна. Почему? Потому что Бог есть любовь, и Он выше любви. И само по себе славословие, которое совершают ангелы, есть ни что иное, как свидетельство их устремленности, устремленности всего их естества, желания познать Господа и соединиться с Ним, Который есть любовь, и То, Что больше любви.

Поскольку Бога познать невозможно, человек или ангел всегда будет стремиться к тому, чтобы Бога постичь, и не сможет этого достигнуть. Поэтому откровения, которые совершает Господь по отношению к ангелу или по отношению к человеку в Своей любви не могут иметь конца.

Но здесь есть другой очень важный момент. Мы говорим, что ангелы, имеющие свободную волю, настолько устоялись в делании добра, что не могут уже отпасть. В общем-то, и воля каждого из нас должна тоже пытаться стать такой, чтобы уже не отпасть от делания заповедей Божиих и, узнав, в чем заключается Божественная воля, полностью соединиться с ней, сраствориться с ней, стать как бы ею самой, Божественной волей.

В сегодняшний день желаем всем нам, чтобы мы ревностно подвизались в этом величественном и страшном делании: уподоблении себя ангелам. Тогда рай для каждого из нас, действительно, станет раем.

 

Аминь.