Однако рано или поздно все кончается: умер богач — и погребли его, преставился Лазарь – и ангелы вознесли его душу на лоно Авраамово. И вот, когда уже оказались и тот, и другой там, в том мире [загробном], то богач, увидев издалека Авраама вместе с Лазарем, возопил к нему: отче Аврааме, пусть Лазарь омочит свой палец в воде и придет, чтобы мне остудить язык. На это Авраам сказал ему: ты очень хорошо пожил на земле, поэтому сейчас воспринимаешь то, что заслужил за свою безнравственную жизнь, а Лазарь же восприял много зла, и поэтому здесь он наслаждается. «К тому же, – говорит Авраам, – между нами и вами очень большая пропасть, и не переходят ни отсюда туда, ни от вас к нам».

Традиционно мы считаем, что это повествование — притча, однако ни Христос, ни евангелист не называют этот рассказ притчей. Он воспринимается как действительное, живое и реальное событие. Что же оно для нас открывает и чему учит? [Оно учит] тому, что жизнь человека, погруженного в суету и заботящегося постоянно о своих мирских утехах, закрывает его сердце, во-первых, для восприятия страданий ближних, во-вторых, для правильного и доверительного понимания человеком Божественного Откровения, содержащегося в Священном Писании. Не случайно, когда Авраам отказывает этому богачу в том, чтобы пришел Лазарь и утешил его, богач просит Праотца: отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения. Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются. Тогда [Авраам] сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят (Лк.16, 27-31).

Примечательно и как бы случайно по совпадению, в Евангелии от Иоанна мы находим повествование о воскрешении Христом Спасителем четверодневного Лазаря. Воскресает мертвец, который уже смердел во гробе, десница Божия выносит его оттуда обвязанным по рукам и ногам! И что мы видим? Как ведут себя люди, жившие безнравственной жизнью, те сребролюбцы, которыми являлись фарисеи? Они собирают синедрион и решают погубить не только Христа, но еще и Лазаря. За что? За то, что благодаря чуду воскресения четверодневного Лазаря, люди идут за Иисусом и веруют в Него, как в Мессию. Вот как оправдывается ответ святого праотца Авраама. Какое страшное состояние, в которое может попасть человек, преданный страстям: перед его глазами совершается чудо Божие, но он еще большей злобой начинает одолеваться! Вот свидетельство Священного Писания о том, что никакой пользы нет для человека, даже если он видит воскресение кого-то, когда он не знает и не принимает Божественного Откровения.

Итак, непросто бывает человеку, погруженному в суету и мирские житейские попечения, читая священные тексты, поверить, что все так и есть, как сказано в Слове Божием. Постоянно такому человеку кажется, что очень все символично, очень все аллегорично, очень все отстраненно от реальности. На этой почве миролюбец извиняет себя тем, что он еще не дорос духовно до правильного восприятия глаголов, которые сокрыты в Писании, и к тому же он очень занят. «Обязательно, — говорит он себе, — когда будут закончены мои земные проекты и дела трудов начнут приносить плоды, тогда-то и приступлю к изучению Писания, и все пойму, и все открою для себя». И чем дальше человек пренебрегает изучением Божественного Откровения, тем дальше он отходит от Господа и от своего спасения.

И тогда встает перед нами вопрос: «Какой же выход есть у человека, для того чтобы стать восприимчивыми к глаголам Священного Писания, стать способными к пониманию всего того, что в них скрывается и необходимо для спасения»?

Святая Церковь призывает нас исполнять заповеди Христовы, и исполнять мы их должны именно в тех, часто очень неприятных для нас обстоятельствах, в которые поставляет нас всемогущая и всемилующая десница Божия. Например, человеку, когда просят его оказать кому-то помощь, часто кажется, что это неподходящий момент, потому что, думает он, «мне сейчас самому крайне тяжело – у меня дети, у меня проблемы, у меня ремонты и мало ли какие еще проблемы, но я не отказываюсь! Вот-вот подойдет другое время, когда у меня будут полны карманы денег, решены все проблемы, и я обязательно всем помогу». И так — раз за разом. Так проходит вся жизнь человека, и его благими намерениями выстилается, вымащивается дорога в ад, а не в рай. И оказывается-то, что для того, чтобы уразуметь слово Божие, мы должны открыть свое сердце для наших ближних. Открывая для них свое сердце, мы совсем по-другому прочитаем и то, что нам казалось таким понятным в святом Евангелии. Священное Писание очень мало говорит о Лазаре – лежал, болел, не вставал, был голоден, но когда Авраам отвечает богачу, он, говоря о Лазаре, употребляет такие слова: «Лазарь получил злая» (Ср.: Лк.16, 25). В славянском тексте употреблено более точное слово «восприял», которое означает «получить взамен чего-то». И, по объяснению святых толкователей, столь тяжелой болезнью Лазарь был наказан за грехи свои. Если это так, то становится понятным, что такое поведение Лазаря — безропотное и терпеливое — может свидетельствовать только об одном – о глубиннейшем покаянии этого человека. Он исповедал своею жизнью, что по грехам своим получил достойное, и этим исповеданием стяжал праведность. Это засвидетельствовало Священное Писание, сказавшее нам о том, что ангелы вознесли его душу на лоно Авраамово.

Сегодняшний Евангельский отрывок – это призыв ко всем нам неленостно изучать Священное Писание и в первую очередь Четвероевангелие. Незнание его гарантирует каждому из нас вечную погибель, и, наоборот, – его знание будет ходатайствовать каждому из нас вечную блаженную жизнь. Её же да сподобит всех нас Божественное человеколюбие!

 

Аминь.