Почему это важно для каждого из нас? Потому что десятки, сотни, тысячи людей приходят в храмы, исповедуются и причащаются, а получают просимое совсем немногие, единицы. И если бы это было не так, то сейчас, по крайней мере, когда мы с вами рассуждаем о сегодняшнем Евангельском чтении, все бы причастившиеся стояли и в молчании благодарили Господа за то великое благодеяние, которое Он совершил. Однако, если мы внимательно поищем в храме тех, кто причастился, то многих их них не найдем. Они уже вышли из храма и пошли домой. И можно поставить вопрос: Господь ли с ними? Что же все-таки должно быть такого в человеческом расположении, чтобы быть уверенным в том, что Господь соединяется с тобой, отвечает тебе на просимое? В сегодняшнем Евангельском зачале мы отчасти находим ответ на этот вопрос.

Посмотрим: ко Христу подходит начальник синагоги. Обратите внимание, он «князь сонмища», как говорит нам славянский текст, а это значит, что он не может не знать того негативного отношения, которое первосвященники, фарисеи и книжники уже имели ко Господу и внушали прочим. Он уже был гоним, Он уже вынужден был постоянно заботиться о Своей жизни и скрываться от иудеев, которые неоднократно брались за камни, чтобы побить Его — одни за то, что Он нарушал субботу, другие за то, что Он «Себя Сыном Божиим творил». Но мы видим, что этот человек вдруг каким-то образом переступает психологический барьер. Он чувствует нечто большее, чем обязанность жить по закону своих современников, подходит к Господу и просит Его.

То же самое мы слышим о женщине, подошедшей ко Христу. Женщина знает как иудеянка, что она находится в нечистоте. Поведение в нечистоте было четко регламентировано ветхозаветным законом. Человек в нечистоте не мог прикасаться ни к кому, потому что он доставлял прикасаемому осквернение. Это было серьезным нарушением Закона, но женщина касается и, вдруг, «течение крови престает». Что же исповедуют Иаир и эта женщина? Мы видим, что они оба находятся выше закона, выше той справедливости, к которой некогда призывал Бог всякого ветхозаветного ортодоксального иудея. Они исповедуют величайшую милость Божию, они исповедуют то, что Господь милосерден, Он любит их, и именно в силу Своей любви и милосердия Он не откажет им в их просьбе. И Христос откликнулся на их крик о помощи, и они получили просимое.

Однако, что должны были подумать подопечные Иаира, когда он обратился к Тому, о Котором говорили, что в Нем бес, что Человек этот грешник, что Он сын плотника; что должны были они подумать о той женщине, которая кинулась ко Господу вопреки установлениям Закона? Возможно, они осудили их, но, главное, что этого не сделал Господь. И для нас это очень важный урок!

Мы очень часто настолько увлекаемся обрядом, который совершаем, настолько связываемся по рукам и ногам молитвенными правилами, чтениями, постами, коленопреклонениями и богослужениями, что забываем о цели, ради чего все это. И, как только забываем, становимся законотворцами, буквоедами, исполнителями Закона по букве, а не по духу. К чему же призывает нас наш православный Закон, для чего мы ходим в храм, исповедуемся, причащаемся? Исключительно для одного: для того, чтобы раскрыть в своем сердце любовь ко Господу и почувствовать, что Он любит меня, ощутить, что спасение — великий акт милосердия Божия.

Сегодняшнее апостольское чтение ([если] кто внимательно слушал послание к Ефесянам), по сути, об этом. Апостол Павел трижды повторяет мысль о том, что Господь спасает верующего человека благодатью и сие, говорит он, «не от вас, а Божий дар», то есть дар Его милости. И вот когда Господь, смотрящий на сердце человека, видит, что я подхожу к Нему, надеясь исключительно на Его милосердие по отношению ко мне, каким бы я не был плохим в глазах людей, Он обязательно отзовется на мою просьбу, мою боль и скорбь. Но как часто совсем по-другому происходит с нами, прихожанами храмов, которые прекрасно знают Закон, знают, как войти в храм, как поставить свечи, через какое плечо их передать, как подойти к иконе; десятилетиями исповедуются и причащаются, но ничего не получают. И нам бывает непонятно, как это вдруг человек, пришедший с улицы, и заплачет, и исповедует Божию милость, и уйдет утешенным? И мы начинаем вести себя неподобающим образом по отношению к таким людям, которых мы называем «захожанами», и часто очень поступаем так жестоко, так больно бьем их своими словами и взглядами, что они оставляют храм и уходят из него, и больше не возвращаются.

Сейчас Святейший Патриарх обращает очень серьезное внимание на то, как мы общаемся с вновь приходящими в храм людьми. Мы должны прежде всего помочь такому человеку, чтобы он пришел к Богу и почувствовал, что лучше, чем быть рядом с Богом, нет ничего; почувствовал себя в этом храме как дома. Так ли мы себя ведем? Сейчас появилась в околоцерковных кругах страшная притча, которую, возможно, вы знаете.

У одного человека случилось горе, и он вспомнил завет своей верующей бабушки. Она ему говорила: «Если что-то будет плохое в твоей жизни, всегда иди в церковь, и тебя там утешат». И вот он пришел в храм и попал на торжественное богослужение. Величественно пел хор, красиво возглашали священники, кадили дьякона, верующие правильно передавали друг другу свечи и прикладывались к иконам, друг друга очень-очень деликатно приветствовали. Наверное, подумал человек, и меня здесь ждут и обязательно поймут. Но каково его было удивление, когда, войдя в храм, он увидел десятки, сотни глаз, устремленных на себя с осуждением: он был не в такой, как все, одежде; не знал, как перекреститься, как вообще по храму пройти. И подошла к нему одна верующая, и дала брошюрку, и сказала: «Сынок, выйди, почитай, что тут написано» (а брошюрка называлась «Как вести себя в православном храме»). Дала ему от ворот поворот. И он вышел из храма, и сел на лавочку, и горько заплакал: погибла последняя надежда. Вдруг кто-то подходит к нему и кладет на плечо руку. Он оборачивается, а это Христос. И Господь его спрашивает: «Что ты плачешь, человек?». Он отвечает: «Господи, меня сюда не пускают». А Христос ему говорит: «Не плачь – и Меня сюда уже давно не пускают».

От таких притч становится страшно за то «православие», которое мы совершаем: показное упование на Бога и никакого милосердия к ближнему, приходящему в храм. Между тем евангельская истина очень проста: все люди, вне зависимости от того, верующий человек или неверующий, даже крещеный или некрещеный, для Господа делятся на две группы, третьей не дано: это грешники кающиеся и «праведники», не имеющие нужды в покаянии. И в этом смысле можно даже утверждать: для Христа дороже будет одна без платка пришедшая в храм и, может быть, даже накрашенная женщина, которая плачет перед Господом, чем сто в самых православных платьях и платках, но не имеющих нужды в покаянии! Для Господа будет дороже один человек, пусть не знающий Символа Веры, но искренне сожалеющий о том, что недостойно живет, чем сотня богословов, прекрасно знающих всю догматику и апологетику, но не имеющих нужды в покаянии!

Сегодняшнее Евангелие во всей глубине и широте раскрывает перед нами один из центральных аспектов нашей православной жизни, призывает нас быть более внимательными, более чуткими и к ближнему, и к самим себе. По отношению к ближнему мы должны являть любовь, ту истину, которая засвидетельствована в Писании: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного». По отношению же к себе тоже все очень просто: лучше быть грешником кающимся, чем праведником, не имеющим нужды в покаянии. Тогда с какими бы просьбами мы не обращались к нашему Господу – получим просимое, и всегда будем слышать от Него то, что Он сказал в сегодняшнем Евангелии: Иаиру — «Не бойся, только веруй», а кровоточивой — «Дерзай! Вера твоя спасла тебя; иди с миром!».

 

Аминь.