С Праздником всех вас, дорогие братья и сестры, с днем Введения во храм Приснодевы Марии!

Сегодня Святая Церковь вспоминает событие, зафиксированное в Священном предании, где говорится о том, что четырехлетняя Отроковица была приведена ко храму Господню, к Иерусалимскому храму. И силою Божественною, чудесным образом Она была вознесена по огромным ступеням, которые вели к святилищу. Но Она не только вошла в святилище: первосвященник ввел Ее во Святая Святых, за внутреннюю завесу. И это событие для всякого верующего человека является великим символом того, к чему все мы призваны нашим Господом.

Мы понимаем, что четырехлетняя Отроковица – это непорочная, чистая Девочка, не испорченная нравами мира, лежащего во зле, в котором пребывал Израиль того времени. Но еще мы знаем, что Она была плодом не плотской человеческой похоти, а сугубой молитвы Ее родителей Иоакима и Анны, которым чадо было дано в престарелых летах, когда они, по человеческим меркам, уже вышли за пределы возраста чадорождения.

Пришедшая в мир Богоотроковица, Которая призвана была стать самой Богоматерью, вводится в храм, и Святая Церковь говорит нам, что во Святая Святых вводится «Одушевленный Кивот завета», именно Та, Которая Свою утробу даст для Боговоплощения, через Которую придет в мир Спаситель всего человечества. И Христос пришел и совершил дело спасения: освободил каждого из нас от проклятия, от вечной смерти, от греха.

Однако проблема заключается в том, что победа-то принесена, но мало кто хочет стать ее обладателем, мало кто хочет сделать так, чтобы эта победа действительно вселилась в наши сердца и умы, чтобы мы восчувствовали это слово «Евангелие» как настоящую радость и благую весть. Ведь для человека, который считает себя носителем образа Божия, до того как пришел Христос, была великая печаль, грусть, уныние, мрак, поскольку никто не мог спастись.

Пришествие Христа – что может быть для человека радостней, блаженней вести о том, что ты не просто вечен, а ты имеешь наследовать блаженную вечность: всегда блаженствовать, всегда быть с любимым Богом? Разве это не радость? Но по тому, как живет верующий человек, совсем не видно этой радости.

Сегодняшний день ставит перед нашими взорами маленькую Девочку, и истина Христова о том, что только дети могут в Царствие Божие войти, торжествует. Но если Господь эти слова обращает к нам, то необходимо задуматься: что от нас требуется, чтобы стать как дети? Именно непорочность, отсутствие всякого лицеприятия, надежда на то, что есть Господь, пожалуй, отличает ребенка от взрослого человека.

Но самое, наверное, важное, что ребенок не знает, что такое грех и что такое страсть. Иными словами, он не знает, как страсть может человека опьянять, неважно, какая страсть – пьянство, блуд, сребролюбие, гордость. Когда человек удовлетворяет страсть, он опьяняется ею, он блаженствует от того, что она входит в его естество, в сердце, поражает это сердце, и мы говорим, что получаем удовольствие. Славянское слово «удовольствие» – это то, что связывает, порабощает нашу волю, она не может двигаться. А мы, порабощенные вечной смертью, блаженствуем, нам кажется, что мы наслаждаемся. Но если сердце занято страстью, занято этим опьянением в широком смысле слова, то туда никто другой и ничто другое не может войти. И поэтому нам так неинтересна благая весть, которая по-другому называется Евангелие, или спасение.

И в сегодняшний день мы должны поставить вопрос: а что все-таки нужно сделать, к чему нужно стремиться, чтобы все встало на свои места? Сегодня мы говорим о событиях, которые часто современный даже верующий человек ставит под сомнение. Ведь только единожды в год первосвященник, правящий архиерей, мог войти во Святая Святых и там молиться о своих грехах и о грехах народа, воскропить Ковчег Завета кровью. А тут Девочка введена им в святыню – как такое может быть?

Но ведь мы говорим об исключительных событиях в истории человечества, которых до этого никогда не было и никогда больше не будет. Введение во Храм Богородицы, как и Благовещение, и другие явления, подобные им, служили тому, чтобы свершилось событие исключительное, колоссальнейшее по важности, – событие Боговоплощения, и поэтому мы, покорные учению голоса Церкви, говорим: «Да, так было. – Аминь».

Дева-отроковица входит во глубины Иерусалимского храма, во Святая Святых, и тем самым символизирует глубиннейший призыв к богообщению, к которому призывается всякий верующий человек. Никто не может его нас лишить, никто нас не может заставить сказать: «Это не для меня, это мне не по силам, не те обстоятельства, чтобы я этим занимался». Мы знаем, что вне зависимости от того, какие обстоятельства бывают на земле или в жизни Церкви, гонения или благоденствие, истинные ее сыны и дщери всегда находятся в этой глубиннейшей молитве.

Этот призыв войти в глубины молитвенного пребывания с Богом, пожалуй, самое главное, к чему нас сегодня располагает Святая Церковь. К сожалению, если мы не живем Евангелием и не нуждаемся в благой вести о вечной блаженной жизни, потому что, как мы говорим, нам здесь хочется пожить, то нас и не тянет постоянно пребывать с Богом. И проходит год, и два, и в прошлом году мы говорили об этом, и в позапрошлом, но ничего не сдвинулось с места, мы ничего не смогли совершить, помимо тех холодных, вызубренных скороговоркой правил, которые мы дерзаем называть молитвой. И в нашей жизни ничего не произойдет, если мы этого сами не захотим.

И поэтому в сегодняшний день Святая Церковь располагает нас по-особому задуматься о нашей жизни. Может быть, все-таки начать избавляться от страстей, перестать опьяняться ими, очищая сердце от греха, все-таки возжелать, чтобы то тепло, огонь, согревающий сердце и просвещающий ум, который называется истинной молитвой, объял наше естество, сделал нас теми, кем мы должны быть, а именно предстоящими пред Богом и являющимися истинными носителями Его образа.

С Праздником всех вас, дорогие братья и сестры!