Проповедь протоиерея Георгия Климова в день памяти святой равноапостольной княгини Ольги

И вот Русское Православие – это, конечно, мощнейшая река. Нет в мире сильнее ничего, чем Русское Православие. Обширнее, глубиннее, чем оно. Но источником этого Православия является вера одной всего лишь женщины, которая на фоне языческой жизни, самой, что ни на есть, идолопоклоннической жизни, бытия смогла найти в себе силы, проявить в себе волю и характер, чтобы принять Святое Крещение. Несмотря на всё то, что сопровождало её веру (а это и сын её, который, можно сказать, не возражал против того, что его мать приняла Святое Крещение, но всячески пытался издеваться и насмехаться над этим обрядом, как он считал, который она приняла), она явилась этим источником.

Конечно, равноапостольная княгиня Ольга была очень сильным человеком и, как о. Филипп заметил, её язычество сопровождалось, в принципе, страшными, с человеческой точки зрения, вещами: она уничтожала не десятками, не сотнями, а тысячами людей, мстя, например, за своего мужа Святослава или же, наоборот, иногда завоёвывая определённые города. Просто стирала с лица земли не только города, но и людей, которые старались стать на её пути. Это свидетельствует о её внутренней силе. Но, с другой стороны, как у любого сильного человека, душа или дух этого человека ищет глубиннейшего удовлетворения и, может быть, она не могла его найти ни в язычестве, ни во всей той роскошной, пышной жизни, которую она могла себе устроить.

Возможно, некогда, познакомившись с византийцами поближе, услышав то, о чём они говорят (а говорили они в то время о догматах богословских), услышав, возможно, слова святого пророка Давида: «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых» (т. е. самый великий, славный, богатый, красивейший царь поставляет блаженством человеку не что иное, как именно то чтобы не участвовать в грехе), — может быть, она и задумалась. И коснулась сердца её Божественная благодать. Тогда она вопреки всему тому строю, укладу, мироощущению жизни, которое было на Руси, ещё пока что не Святой, попыталась противостоять всему этому укладу, поплыть против течения.

И она смогла это сделать. Те семена веры, которые она посеяла, дали обильные всходы и плоды в её внуке, равноапостольном великом князе Владимире. И он крестил святую Русь, потому что сердцем своим ощущал всю ту благость, которую несёт вера в распятого Христа.

Он не насильно совершал Крещение над русскими людьми, нет! Они именно как чадолюбивый отец, или даже как чадолюбивая мать, которая желает своим детям только блага, попросил, заставил их войти в купель Крещения. И, выйдя оттуда, мы, можно сказать, уже получили в истории Святую Русь. Люди просветились светом Евангелия. Люди стали жить, совершать заповеди евангельские, стали очищаться сами и стали просвещать народ, который в то время был уже великим, в то время был уже сильным, но эту силу необходимо было направить в нужное русло.

И то, что сейчас мы являемся наследниками этой великой веры Православной, веры Христовой, конечно, во многом заслуга их, именно тех, кто в то время встал на путь Православия и стал подвизаться.

Но великая княгиня Ольга и каждому из нас даёт очень важный урок. Мы видим, что она, несмотря на то, что имела очень много благ земных, как мы их называем, и мирских, отреклась от них и встала на путь истины. Но встала на путь истины не робко и не скромно, как это может показаться, потому что на фоне того бесчинства язычества, идолопоклонничества, которое совершалось, она очень твёрдо стояла на двух ногах своих православных, на камне Православия.

А для нас это урок в том смысле, что мы очень часто робеем, робеем засвидетельствовать свою веру Православную. Конечно, речь не идёт о том, что мы должны очень много говорить о том, какие мы православные. Нет, мы должны, как она, жить по-православному, свидетельствовать своими делами и своими поступками, что мы православные. Но это свидетельство всегда связано с исповеданием. Христос неслучайно говорит, что «тот, кто постыдится Меня в роде сем прелюбодейном и грешном, того и Сын Человеческий постыдится, когда придёт в славе Своей» (см.: Мк. 8, 38). И, если, подобно тому, как в нашей жизни бывает, когда кто-то оскорбляет наших родителей, наших родственников, дорогих нам людей, мы встаём на их защиту, то почему не происходит этого, когда речь заходит о самом дорогом, что есть в нашей жизни, – это Христос Спаситель, Божия Матерь, святые угодники Божии?!

В сегодняшний день, конечно, хотелось бы пожелать всем нам, чтобы мы любили Православие не на словах, чтобы мы проявляли свою заботу о Православии не только в средствах массовой информации, СМИ, или в Интернете, как это делает часто молодёжь, а именно своею собственною жизнью.

Однажды святителя Феофана Затворника спросили о том, как это «источать Православие», и он посоветовал вопрошавшим взять образ у цветка, который красив, который прекрасно пахнет, и люди, проходящие мимо него, обращают на него свои взоры и благодаря обонянию понимают всю красоту, которую имеет этот цветок. «Но заметьте, — сказал святитель Феофан, — он ни слова не говорит никому о том, что он красивый и приятно пахнет».

Хочется пожелать, чтобы и все православные люди были именно такими же, чтобы они имели в своём сердце и своём уме этот отпечаток красоты Божественной, которую мы называем русским Православием, и совершали дела, которые подобны благовонному аромату: могли бы свидетельствовать миру об истине, которую хранит Русская Православная Церковь, чтобы сбывались почаще над нами и над нашими приходами слова: «Чтобы люди, видя ваши добрые дела, прославляли Отца Вашего Небесного, Который есть на Небесах» (см.: Мф.5,16).

Всех вас сердечно, дорогие братья и сестры, с праздником поздравляю! Помощи Божией на многая лета!