Проповедь протоиерея Георгия Климова в день памяти святых апостолов Петра и Павла 12 июля 2015 года

И когда приходит Господь, когда утверждает, что Царство Божие внутрь вас есть (Лк. 17, 21), обращаясь и к апостолам, и ко всему человечеству в их лице, то, конечно, святые апостолы воспринимают это как главнейший принцип человеческого бытия. Рай начинается не во вне, а внутри человека. И апостолы, бесстрашные проповедники Христовы, после того, как были наделены даром благодати Духа Святаго, бесстрашно идут во всю вселенную, исполняя заповедь нашего Господа: «Будьте, как агнцы среди волков. Не берите с собой в дорогу ничего: ни сумы, ни денег, ни второй пары обуви, ни посоха; труждающийся достоин пропитания» (см.: Лк. 10, 3-7).

И когда апостолы исполняют эту заповедь Божию, то не только они, но и люди, которые слышат проповедь апостолов, понимают, что за ними стоит Божественная несокрушимая сила. Как можно по-другому расценить то, что совершали апостолы? Ведь по человеческим меркам это безумие: пойти в мир, который лежит во зле, вести себя, как агнец среди волков, и проповедовать о том, что Бог стал человеком, но стал не просто так, а с великой целью: для того чтобы человека сделать Богом, и для этого Он, Бог, был распят на Кресте и воскрес, и вознесся на небеса, и ниспослал Духа Своего Святаго.

Конечно, апостолы, наверное, как никто другой, видели справедливость той истины, которую сформулировал апостол Павел в одном из своих посланий: «Мы проповедуем Христа распятого, иудеям соблазн, а эллинам безумие» (см.: 1Кор. 1, 23). Распятый Христос для всякого человека, который находится вне Православия, вне Христовой веры, — это всегда будет безумие, это всегда будет великий соблазн. 

Как же сделать так, чтобы этого соблазна избежать? Именно учение святых апостолов, просветившее всю вселенную, дает нам возможность избежать этого страшного искушения.

Мы знаем, что в Священном Писании имеется два соборных послания апостола Петра и целых четырнадцать посланий апостола Павла. Но если мы будем более внимательными к церковному Преданию, то обратим внимание еще и на то, что Евангелие от Марка многие древние толкователи и святые отцы называли «Петровым Евангелием», потому что это Евангелие Марком-евангелистом было написано по внушению, по благословению и с помощью того учения, которое доводил до него его учитель апостол Петр.

О чем же это учение (самое главное)? С одной стороны, мы знаем, что Христос благословил апостола Петра удивительными словами: «Блажен ты Симон, сын Ионин, — когда тот исповедал Его Христом, Сыном Божиим, — ибо не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах; и Я говорю тебе: ты Петр (то есть, камень), и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее, и дам тебе ключи Царства Небесного: и все, что ты свяжешь на земле, будет связано на небе, и все, что разрешишь на земле, будет разрешено на небе» (см.: Мф. 16, 17-19). 

На каком же камне созидает Христос Свою Церковь? Есть учителя, или лжеучителя, которые говорят, что Церковь созидается на личности апостола Петра, как на камне. Но нет, потому что вселенские великие учителя и святители утверждают, что камнем этим является вера апостола Петра, незыблемая, как камень. Это, действительно, была очень твердая вера, потому что на фоне абсолютно неверных верований (Христос неслучайно апостолов перед этим спросил: «За кого почитают Меня прочие люди?»; одни за одного пророка, другие — за второго, третьи — за третьего); и вот на фоне этих неверных верований апостол Петр говорит: «Ты Христос, Сын Бога Живаго», — и этими словами исповедует то, что Господь является носителем Божеской сущности (см.: Мф. 16, 13-16).

И до тех пор, пока человечество верит, исповедует веру, исповедует сердцем и устами то, что Иисус Христос есть вочеловечившийся Бог, до тех пор, пока это есть, Церковь будет стоять, как на камне, и никакие врата ада не одолеют ее. Но [только до тех пор], когда человечество покачнется и пошатнется (и в истории были примеры, когда многие Поместные Церкви Вселенского Православия падали в бездну небытия из-за того, что отступались от этой великой истины, исповедуя или арианство, или монофилитство, или монофизитство). Так вот, до тех пор, пока Церковь имеет эту веру, она будет стоять.

С другой стороны, апостол Павел в своих Посланиях раскрывает перед верующим человеком удивительное учение о предназначении человека. Ряд Посланий апостола Павла имеет следующую главнейшую мысль: вы храм Духа Святаго, и Дух Божий живет в вас (см.: 1Кор. 3, 16). 

Но как же этого можно достичь? И апостол Павел призывает верующего человека не сразу любить Бога, потому что никого нельзя заставить любить, а попытаться научиться любить Бога, испросить у Господа этот великий дар. 

Действительно, очень часто верующий человек осознает, о себе в том числе, удивительные истины. Старый человек, пожилой человек приходит в храм, потому что он страшится смерти. Человек среднего поколения приходит в храм и ищет от Бога чего? Он ищет стабильности своей жизни и успеха в ней. Молодой человек приходит в церковь зачем? Потому что его интересует разнообразие, и он ищет такого чего-то, что не найти нигде и ни у кого. Но если мы поставим вопрос по существу: разве это любовь к Богу или больше любовь к себе и забота о себе, то должны будем, конечно, ответить, что, скорее всего, это последнее.

Так вот, научиться любить Бога и любить Его всем сердцем, всею душею, всею мыслию, всею крепостию своею, — вот, по сути дела, в чем заключается учение святого апостола Павла. 

И Послание к Коринфянам, тринадцатая глава, гимн любви, который произносит во всеуслышание на все века апостол Павел, — что можно сказать выше и сильнее этого! «Если я говорю на различных языках, даже ангельскими языками говорю, но любви не имею, то я просто кимвал звучащий. Если я отдам свое тело для того, чтобы сжечь его, но не имею любви, то никакой мне нет пользы» (см.: 1Кор. 13, 1; 3), — говорит апостол Павел. 

По сути дела, совокупность учения святых апостолов вся сводится исключительно к одному: приблизить человека к возможности, по крайней мере, ощущения того, что любовь Христова существует и [к тому] чтобы в наших сердцах родилась эта ответная любовь. И, если мы смотрим на апостолов, то мы видим, что они ее имели, и всею своею жизнью, самое главное, не словами, а жизнью свидетельствовали ее перед всем христианским миром.

Апостол Павел в сегодняшнем Послании его (2Кор. 11, 21 – 12, 9) говорит о том, что он претерпевал ради Господа. Те только перечисления, которые он делает, — это и многократные побои плетями, это побиение камнями, это кораблекрушения, из которых он выходил живым, хотя сложно представить, как это можно было допустить, чтобы он несколько дней и ночей находился в пучине морской, — разве можно заставить человека, который ищет какие-то собственные интересы, подвизаться таким образом, что мы об апостоле Павле можем смело утверждать, он даже выше великомучеников!

Или апостол Петр, который, можно сказать, перед всеми исповедовал свою веру во Христа распятого удивительным образом. Когда в Риме пришло время ему пострадать и именно как человеку, который не имел римского гражданства, ему полагалось не усекновение мечом, а распятие на кресте, он попросил распять его вверх ногами по той причине, что он не достоин быть распятым точно так, как был распят его Господь и Учитель!

И в сегодняшний день, прославляя святых апостолов, мы молимся им о том, чтобы по их молитвам Господь Милосердный ниспослал нам этот дух мужества, ревности и любви к нашему Господу. 

В сегодняшний день мы имеем особую возможность такой молитвы, потому что перед всеми нами здесь, в центре этого храма, находятся великие святыни. По милости Божией, по благословению Святейшего Патриарха, благодаря рачению отдела внешних церковных связей, а также Международного христианского фонда «Триумф сердца» в наш храм вчера вечером на Всенощном бдении были доставлены святыни: это ковчежец с частицей Древа Креста апостола Петра, а также икона со святыми апостолами, в которую также вмонтированы мощевички с частицами их святых мощей. Огромная благодарность сопредседателю фонда Федору Николаевичу Морулеву, который, можно сказать, печется о нашем храме, печется о том, чтобы для верующих людей одни из главнейших христианских святынь, то, что мы называем мощами, те частицы их усопших тел, в которых Господь до сих пор почивает и [которые] мы можем созерцать их перед собою, доставил в наш храм.

Эти святыни здесь будут пребывать до конца ноября месяца, и каждый из нас может, периодически приходя на богослужение в этот храм, совершать перед ними свои молитвы. Это и частица мощей апостола Андрея Первозванного, и апостола Матфея, и апостола Фомы, и апостола Симона Кананита, и апостола Матфия, и апостола Луки, и апостола архидиакона Стефана, святой равноапостольной Марии Магдалины, святителя Стефана, епископа Римского, а также святой благоверной греческой царицы Пульхерии.

В сегодняшний день также поздравляем всех вас, дорогие братья и сестры, и с окончанием поста Петрова. Теперь начинается новый период в жизни Церкви. Но, конечно же, это не значит, что мы должны, как говорит апостол Павел, упиваться и уедаться. Конечно, нет. Прославим Господа всяческих за те дары, которые Он каждому из нас уготовляет, но, совершая тихое безмолвное житие, будем помнить о своем великом предназначении. И, если это будет, то тогда, конечно, сподобимся и мы нетленных венцов. Тех венцов, которых сподобились некогда святые апостолы, о которых они ходатайствуют и для каждого из нас.

Аминь.