На это Господь произнес такие слова: О, род неверный и развращенный, доколе буду с вами, доколе буду терпеть вас? (Мф. 17, 17). Эти слова непростые для понимания. Даже святые толкователи часто по-разному объясняют их. Но можно говорить о том, что эти слова Христа отнесены к падшим духам, потому что чуть позже, когда апостолы наедине спросят Христа: «Почему мы не смогли исцелить отрока?» – Господь перед тем, как сказать им, чего им не хватало, скажет: «Сей род изгоняется только молитвой и постом». Вот этот род – неверный и развращенный.

Но с другой стороны, слова эти из сердца Господа были вызваны именно необходимостью как можно скорее совершить дело спасения. Ведь Преображение было практически накануне входа Христа в Иерусалим. И то ожидание, то томление, в котором пребывал Сын Божий, Сын Человеческий, можно, наверное, передать словами Его самого из Евангелия от Луки: Господь говорит, что Он пришел огонь принести на землю и томится до тех пор, пока этот огонь не возгорится (см.: Лк. 12, 49).

Господь, желая исцелить человеческий род от язвы вечной смерти, освободить его от уз греха и, самое важное, от уз дьявольских, произносит эти слова. Он хочет сказать, что как можно скорее нужно совершить дело спасения, чтобы не мучился человеческий род.

Апостолам Господь говорит, что этот род изгоняется только молитвой и постом, но тогда получается, что апостолы не молились и не постились? Нет. Они и молились, и постились. А почему они не смогли тогда изгнать падшего духа из этого отрока-лунатика? Наверное, их вера и молитва были не такими, какими должны были быть. А какими они должны быть? Чему они должны быть посвящены? Ради чего должна быть молитва и должен быть пост?

Конечно, ради одного – ради того, чтобы быть с Господом, чтобы Дух Святой пришел и вселился в нас, чтобы дар благодати просветил наши умы и согрел наши сердца. То есть чтобы мы стали Господними в прямом смысле, рабами Божиими – теми, которые исполняют исключительно волю Господина своего, теми, которые не знают своей воли.

И, наверное, апостолы не имели такой веры, не имели такой молитвы, не имели такого поста. Может быть, предполагают некоторые исследователи Евангелия, у апостолов вскружилась голова от дара бесов изгонять и недуги исцелять, который они получили от Господа. И ученики стали приписывать себе самим эти дарования и замкнулись на себе, поэтому у них не получилось то, что должно было получиться, – изгнать беса из отрока.

А Господь говорит о том, какими должны быть вера и молитва от поста: «Если скажете сей горе перейти отсюда туда и не усомнитесь, будет по глаголу вашему». И при этом Христос не говорит, что вера должна быть какой-то чрезвычайной, Он говорит так: «Хотя бы с зерно горчичное, такую веру имейте» (см.: Мф. 17, 20).

И мы должны здесь очень четко давать себе отчет в том, что воплотившаяся Божественная Истина не могла пошутить. Если Сын Божий сказал, что так будет у того, кто имеет веру, значит, так и будет. Но в приложении к нашей жизни, ко всему тому, в чем вращаемся мы, чем мы живем, нашим потребностям, нашим наклонностям, как это понимать?

Слава Богу, сейчас такие времена, что среди нас нет бесноватых отроков-лунатиков, хотя никто не застрахован, конечно, от этого страшного искушения. Мы постимся и молимся. Казалось бы, зачем нам из года в год, дважды в году, предлагает Святая Церковь это евангельское чтение? Наверное, очень важно пояснить, что не в материальном смысле слова многие из нас являются бесноватыми, конечно, нет. Но нет человека, который не был бы подвержен влиянию падших духов.

Так устроил и попустил Господь: это воспитательный процесс осознания того, что мы не сами в себе имеем источник жизни и дар благодати, мы не рождаем его сами в себе от своих хотений и желаний, но получаем от Господа за смирение, рождающееся от исполнения заповедей Божиих. Как действует на нас дьявол? Если мы будем внимательны к себе, то можем, пожалуй, признаться: это очень схоже с тем, как описывает беснование отрока-лунатика его отец – то в огонь, то в воду бросает его лукавый, и падает отрок, и пену испускает изо рта.

На языке святоотеческой аскетики то, что связано с водой, – это плотские ощущения и переживания страсти, так называемая «подчревная область», похоть плотская. А то, что связано с огнем, то, что жжет, – это грехи гордости, которые рождаются в нас от недовольства нашими ближними, от нежелания их любить, от потребности, чтобы они любили нас. Посмотрим на себя внимательно: мы постоянно находимся между этими двумя положениями, мы или в огне, или в воде. Бес нас то сюда, то туда бросает.

У современного человека нередко рождается мысль: при чем тут бес, да это я сам. Я вот такой, мне просто хочется быть там или быть с тем и так далее. Но верующему человеку следует знать о том, что влияние падших духов велико. Сплетена над человечеством неимоверная по силе и частоте паутина, в которую, как гигантский паук, дьявол улавливает души людские. И если мы не внимаем святым отцам и в нашей голове рождается мысль: «Да это про какого-то дядю говорится, чтобы нас попугать, чтобы нас устрашить, на самом деле все не так плохо», – можно быть уверенным, что это мысль от дьявола.

Тогда можно поставить вопрос: почему пост и молитва помогают бороться с падшими духами? Святыми отцами было замечено, что когда человек начинает поститься – не только аскетически воздерживаться от еды, но в прямом смысле слова переходит на очень скудную, непитательную пищу, то его кровь как бы охлаждается. Действия плоти ослабевают и замедляются, а это дает возможность проснуться сердцу и уму. Ум начинает осознавать необходимость быть с Богом и просвещаться даром благодати от Него, потому что без Бога уму нашему очень плохо.

И тогда рождается настоящая, истинная молитва: человек не просто внешне начинает совершать молитвословие, в то время как в голове у него невесть что творится, проходной двор, нет. А именно человек приходит в такое состояние, что ему ничего не надо говорить, а ум молится, то есть пребывает вместе с Господом, предстоит Ему, созерцает благость Божию на фоне своей страшной греховности. Это и есть истинная молитва.

И когда человек замедляет свой плотской пыл, если можно так выразиться, то тогда падший дух отступает, потому что понимает, что человек не его. Ведь действие бесов на человека часто можно сравнить с бросанием дымовой шашки в дом. Когда воины берут штурмом здание, они перед этим забрасывают в него шашку, чтобы врагам стало там плохо, чтобы они ничего не видели и не слышали, слезы у них текли, они задыхались. Точно так же действует и дьявол на наши умы и сердца.

Если вдруг внезапно, даже под видом благих каких-то целей, душа наша теряет мир и приходит в состояние смущения, лучше не торопиться действовать, не доверять уму или сердцу. Нужно быть внимательным. Потому что то, что приходит от Бога, говорят духовники, всегда сопряжено с некой печалью о том, что это нужно сделать для того, чтобы мне исправиться, для того, чтобы быть с Богом, потому что я Его люблю, я хочу Его любить. А вот если этого нет, не вспоминается мне о том, что я хочу Бога любить или люблю, то нужно быть очень осторожным.

И становится ясно, что слушать такие чтения, как сегодняшнее, следует именно в строгий пост, который мы совершаем с вами сейчас, когда готовимся к празднику Успения Божией Матери. В связи с этим хочется всем нам пожелать, чтобы мы неленостно подвизались в исполнении этих важных заповедей Церкви – истинно поститься и истинно молиться. И тогда у нас будет истинная вера, пусть она будет с горчичное зерно, но тогда та гора, которую можно условно назвать борьбой с падшими духами, перейдет от нас и ввергнется в море, и мы будем с Господом, и мы освободимся, и мы соединимся с Ним и возрадуемся. Аминь.

Проповедь протоиерея Георгия Климова, произнесенная в храме иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» в Марьиной роще, в Неделю 10-ю по Пятидесятнице. Исцеление бесноватого отрока.

25.08.2019