Всех вас, дорогие братья и сестры, с воскресным днем!

Сегодня первое сентября, начало нового учебного года. Подсознательно мы понимаем, что учеба – это очень непростое занятие, это подвиг жизненный. И есть духовники, которые говорят, что самое сложное в мире – это учиться. Но учиться не за страх, а за совесть, учиться так, чтобы знания приобрести и воплотить их в жизнь.

В современном обществе человек живет, общается, но работает часто не по профессии. Не всегда просто соединить знания, приобретенные в учебном заведении, с жизнью, воплощать их, чтобы через знания начать приносить благо себе и ближним. Есть в народе одна коварная пословица, которая многих обижает. Но если спокойно и здраво рассуждать, можно убедиться в ее справедливости. Пословица звучит так: образование ума не дает. Но почему все тогда идут получить образование? Ведь и знания содержатся в учебниках, а любой учебник можно прочитать за час, за два. А что тогда дает образование человеку, чему оно его научает, что оно ему открывает?

В свое время митрополит Питирим, ныне покойный, когда узнавал, что тот или иной священник имеет техническое образование, говорил так: «За что я люблю инженеров – ему покажи гайку, а он уже видит машину». Иными словами, способность к систематизации, в которую вводит человека образование, представляется весьма ценной. Самое главное здесь – способность развития духовной и интеллектуальной интуиции, способность дедуктивно мыслить, то есть мыслить от частного к общему, или редуктивно, от общего к частному. И эта способность открывает перед человеком законы миробытия, законы нормальной жизни человеческой.

Но с другой стороны, ведь тот, кто пытается получить образование, или родители, которые хотят дать детям образование, думают не о том, чтобы человек начал мыслить интеллектуально, систематически, прилагая знания, полученные в школах и вузах, к жизни. Образование мы пытаемся дать себе и своим детям для того, чтобы быть счастливыми, получить больше возможностей, чтобы было хорошо. Но что такое счастье? Если не договориться о терминах, как говорят ученые, то науки не получится. А христианство – это наука из наук.

Если мы счастьем называем то блаженство, о котором говорит Церковь Христова, о котором говорит Господь, то мы уже начинаем приобретать знания в определенном русле. Неважно какие это знания – духовные, культурные, гуманитарные, технические, что угодно, – мы их приобретаем как некий строительный материал, из которого будем строить свое будущее, блаженное вечное счастье.

И вот, пожалуй, главная задача: ответственность родителей заключается в том, чтобы детей правильно в это русло ввести. Почему? Господь говорит: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, все остальное приложится вам» (см.: Мф. 6, 33). А это значит, какое бы образование мы ни пытались получить, если мы через него будем искать Царство Божие и исповедовать Божественную истину, откровение о том, что существует вечная блаженная жизнь, то все остальное приложится нам. Все остальные знания будут приняты нами правильно. Из них в конце концов будет выстроен красивый дом. Спасение неслучайно называется на языке святых отцов «домостроительством». Какие здесь главные ориентиры, в этой инфраструктуре строительства зданий, домов, которые могут дать человеку вечную блаженную жизнь?

Сегодняшнее воскресное Евангелие делает очень важный акцент на то, чем в первую очередь должен заниматься человек (см.: Мф. 18, 23-35). Мы все знаем притчу о двух должниках: один должник был прощен господином, и ему было прощено очень много, а второй должник не был прощен первым должником, оказавшимся немилосердным. И этот первый должник наказывается господином самым страшным образом. Не за то, что он не отдал свой долг, а за то, что не простил другого.

Обратим внимание на то, какими словами начинается и заканчивается притча. Вот конец притчи: Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его (Мф. 18, 35). А начинается притча с вопроса апостола Петра: «Господи, скажи: если против меня согрешил брат мой, до семи ли раз его прощать?». И Христос ему отвечает: «Я не говорю тебе до семи, но до семидесяти семи раз прощать ты должен согрешившему против тебя» (см.: Мф. 18, 21-22). А дальше Христос начинает притчу словами: «Поэтому Царство Небесное уподобилось человеку…» и так далее.

Что из этой притчи мы должны извлечь для себя? Когда мы говорим о получении образования, мы утверждаем, что человек «образует себя» не в зависимости от своего желания, от того, кем он хочет стать, но в себе раскрывает образ Божий. Слово «образование» имеет общий корень со словом «образ». И сегодняшняя притча очень четко обозначает, в чем этот образ Божий заключается – в неизреченном милосердии, в готовности простить человека, несмотря на то, какие великие грехи он совершил, если он искренно кается в том, что сделал.

Каждому из нас нужно навыкнуть прощать ближних не за невинные грехи, которые они случайно против нас совершили, часто не понимая, что это грех в наших глазах, а именно за то, что намеренно, как зло совершается против нас. Вот это надо научиться прощать. Это и есть, пожалуй, самое главное, то, что мы называем образом Божиим в нас в контексте этой притчи.

Неслучайно и апостол Павел говорит, что знание надмевает, но любовь назидает (см.: 1 Кор. 8, 1). И это открывает перед нами важнейшую задачу: знание мы приобретаем не для того, чтобы надмеваться над другими, но чтобы открыть законы миробытия, через которые светит, сияет Любовь Божественная к человеческому роду. И нам самим надо научиться ближних своих любить.

И поэтому сейчас, дорогие братья и сестры, будем молиться о чадах наших и о себе, о тех, кто учиться только начинает или продолжает. Мы будем молиться, чтобы Господь просветлял наши умы и согревал наши сердца этим важным деланием во время учебы – открывать для себя благость и милосердие Божие и делать постоянно попытки через все то, чему мы учимся, научаться самому главному – ближних своих прощать и любить. Тогда все будет хорошо, тогда образ Божий и образование будут идти рука об руку, и тогда самая главная задача, ради которой мы здесь на земле и Господом вызваны из небытия, – получить блаженное Царство – будет вполне осуществима.

Аминь.

Проповедь протоиерея Георгия Климова, произнесенная в храме иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» в Марьиной роще, в Неделю 11-ю по Пятидесятнице.

01.09.2019