Проповедь протоиерея Георгия Гуторова в Неделю 2-ю Великого Поста 8 марта 2015 г.

Этот святой угодник Божий родился в конце тринадцатого столетия в семье достаточно именитой. Его отец был сановником и при этом совмещал государственные труды с глубочайшим благочестием и глубочайшей верой. Одно то удивительно, что духовное христианское воспитание в семье было столь велико, что после смерти отца семейства, которая пришла достаточно рано, его супруга и четверо его детей приняли святое монашество, в числе таковых был и ныне празднуемый святитель Григорий Палама. Смерть отца застала будущего вселенского святителя Григория едва-едва еще в совершенных летах, двадцатилетним юношей он удалился от земной суеты, хотя мирская стезя прочила ему блистательную карьеру. Повторюсь, что его отец был весьма близким приближенным к императорской персоне, и сам император Андроник II Палеолог принимал деятельное участие в воспитании будущего святителя, поэтому его мирская карьера была вполне предсказуема и, конечно же, обещала ему многие земные блага. Но этот юноша, будучи воспитан в вере во Христа от юности примером, прежде всего, своих благочестивых родителей, удалился на Афонскую гору, где в знаменитом Ватопедском монастыре научался самой главной премудрости – чистоте сердца и вселению в это сердце Бога и Творца. В чем немало преуспел, поскольку, пробыв определенное количество лет в этой святой прославленной обители, он снискал глубочайшее уважение даже претрудных, исполненных глубокой старости подвижников благочестия.

Григорий отличался удивительным смирением, удивительной сосредоточенностью и молитвенностью, и, самое главное, что он стяжал в святой афонской обители – это благое безмолвие, качество, которое было отличительной чертой этого святого все последующие годы. Казалось бы, он был намерен остаться до последнего своего вздоха здесь, на Афонской горе, но Бог судил иначе, ибо по Евангельскому глаголу не может град укрыться, стоящий на верху горы, и не ставится светильник под спудом, но на свещнице, освящая путь во мраке этой юдоли плача и скорби, и монах Григорий, казалось бы, никому не ведомый и не известный, был призван к святительскому служению и был рукоположен во епископа славного града Фессалоники, где святительствовал многие и многие годы.

Афонская закалка, тот искус монашеский, который он приобрел годами своего пребывания в прославленной Ватопедской обители, заложили тот самый подлинный, настоящий фундамент духовной жизни этого святителя. Пять дней седмицы он был в затворе, был в безмолвии и лишь в субботу и воскресение он выходил из него для того, чтобы совершать Божественную Литургию и проповедовать слово Христовой истины. Он настолько преуспел в этом благом безмолвии, что люди, которые внимали его благоуветливым глаголам, не могли равнодушно воспринимать словеса, исходившие из уст этого дивного подвижника благочестия.

Его убежденные слова, происходившие прежде всего не от книжной начитанности, а из его собственного духовного жизненного молитвенного опыта, настолько проникали в сердца своих слушателей, что переворачивали жизнь людей, внимавших им. Именно в это время разразилась известная ересь, пришедшая из запада, ересь варлаамитов, которые проповедовали в лице своего ересиарха, ученого монаха Варлаама, о том, что Фаворский свет не есть свет нетварных Божественных энергий, а есть тварная субстанция, подобная солнечному сиянию, освящающую поднебесную.

В этом смысле святитель Григорий Палама выступил одним из самых ярких защитников истины и исповедовал, что тот самый Фаворский свет, который осиял учеников Христовых на вершине Фаворской горы в момент Преображения Господня, это и есть Самый Бог, Который освящает и просвещает всякого человека, грядущего в мир. Святитель Григорий Палама оставил дивное наследие в назидание потомкам и будущим поколениям христиан и его творения до днесь обогащают духовный мир каждого православного христианина.

Мне хотелось бы коснуться того, о чем я уже несколько раз упомянул, говоря о личности святителя Григория Паламы, это о том дивном даре, который он стяжал на Святой Афонской горе, о даре благого безмолвия. Это не просто молчальничество. Можно быть молчуном, можно быть человеком несловоохотливым, но при этом никакого отношения не иметь к тому, о чем мы с вами сегодня говорим. Можно быть человеком неразговорчивым и при этом непременно блуждать в помыслах, гнусных, смрадных и скверных поползновениях сердечного нечестия.

Так вот благое безмолвие – это внутренняя сосредоточенность в молитве, это то, о чем говорит своими трудами святитель Григорий Палама и, прежде всего, образом своей жизни. Он был не то, чтобы родоначальником, но по крайней мере исповедником и ярким свидетелем того дивного учения о исихазме, полученного им в умной молитве.

Молитва Иисусова, которая является краеугольным камнем любого стремящегося человека к Богу, а по преимуществу, конечно же, монашествующего человека, является тою лествицею, которая возводит человека от земли на небо. Об этом святом, благословенном и спасительном молитвенном делании написаны тома святых угодников Божиих, которые свидетельствуют о том, что сладчайшее имя Спасителя Господа нашего Иисуса Христа поистине соединяет человеческое, жаждущее спасения сердце со своим Создателем и Творцом. И сегодня мы с вами воспоминая память этого святого угодника Божьего, свидетельствуем, что молитва Иисусова сочетает в себе и являет в своей столь краткой форме удивительное содержание всего Евангелия, потому что первой частью своего обращения к Богу свидетельствует о Боговоплощении Спасителя мира Господа нашего Иисуса Христа, о Его Божественной истинности, второй же частью мы исповедуем свое крайнее нечестие и свою безответность пред Богом, говоря: «Господи Иисусе Христе, сыне Божий, помилуй меня грешного!»

Мы не должны думать о том, что это удел только лишь монашествующих, и только лишь они должны навыкать в этой молитве, это удел каждого христианина, и поэтому мы сегодня, говоря о благом безмолвии, особенно в эти святые, переживаемые нами великопостные дни должны научиться видеть себя, видеть свое сердце и очищать его от всякого рода поползновений, всякого рода нечистоты, суемудрия, празднословия и всякого рода праздности, что мешает человеку приблизиться к Богу и сосредоточенности. Каждому из нас понятно и известно своим пусть даже скромным опытом, что означает встать на молитву, и если мы себя худо или бедно понуждаем к молитве, то как трудно сохранять внимание во время совершения того или иного молитвенного правила, ведь все мы с вами едиными устами свидетельствуем на исповеди своему духовнику, что это наверное самая большая беда духовной жизни каждого из нас.

Мы не можем сосредоточиться, помыслы разбегаются в разные стороны, тут же возникает тысяча неотложных дел и забот, и всевозможных попечений, если мы понудим себя встать на молитву. Это может быть в разных проявлениях, это может касаться келейной, домашней молитвы или присутствия в Церкви. Мы можем с вами прочитать молитвенное правило, или к примеру говоря, придя в храм, отстоять службу, а подходя ко Кресту, только здесь лишь очнуться и вспомнить, что мы оказывается сегодня в Церкви были, потому что всеми своими помыслами, всеми своими силами сердечными мы были неизвестно где, каких только дел не переделали, со сколькими людьми не повстречались в то время, пока стояли, казалось бы, на службе, это настоящая духовная брань.

Почему именно так происходит? Это не случайность и это имеет отношение к каждому из нас без исключения. Все дело в том, что любая молитва, и это как раз является подтверждением моим словам, она спасительна для каждого человека, и поэтому такая духовная брань происходит с каждым, кто даже какое-то робкое движение в сторону Бога обратит, кто обратится в молитве к Богу. Тут же появляется реакция темных духовных падших сил, которые начинают тебя отвлекать самыми разнообразными помыслами, делами, заботами, чем угодно. Чем угодно занимайся, о чем угодно думай, только не думай о Боге, — примерно так говорит дьявол каждому из нас, — даже словами произноси все, что угодно, лишь бы сердце твое не было направлено к небу. Вот это самая серьезная проблема, с которой каждый из нас призван бороться постоянно и неусыпно.

Именно об этом благом безмолвии мы сегодня говорим, воспоминая память святителя Григория Паламы, который опытом своего молитвенного делания и на Афоне и во время своего последующего святительства говорил и свидетельствовал в своих боговдохновенных трудах, обличающих ересь варлаамитов. Поэтому мы должны с вами, дорогие братья и сестры, всегда следить за качеством нашей молитвы, не просто формально отбарабанить свое назначенное кем-то правило, а прежде всего, в каждое слово вдумываться, в каждое изречение из Священного Писания, в каждое молитвословие, нами произносимое.

Вот тогда мало-помалу сладость этой молитвы способна будет наполнить наше с вами сердце. Мы с вами знаем, насколько каждый из нас одолевается всякого рода помыслами, и блудными, и хульными, и нечистыми, мы иногда приходим в недоумение и говорим, как эта мысль вообще могла прийти мне в голову, я даже знать об этом ничего не знаю, а тут эта мерзость появилась. Только лишь с тою целью появляется та или иная мерзость, чтобы мы обратили на нее внимание, это не наш помысел, мы с вами об этом много раз говорили, сам помысел еще не является нашим с вами грехом. Это действительно духовное искушение, это действительно та ядовитая стрела, которую пускает в наше сердце лукавый враг рода человеческого дьявол в надежде, что оно будет открыто в этот момент и ничем не защищено, и тогда эта стрела будет способна уязвить его и принести свои разрушительные, гибельные, гнилостные плоды в нашей жизни.

Вот почему апостол Павел всем нам говорит, казалось бы, невыполнимое требование и невыполнимую заповедь, но вместе с тем ничего сверх наших сил нам не дано. Бог дает нам столько, сколько мы способны понести в нашей жизни. Так вот апостольская заповедь гласит нам: непрестанно молитесь! И в этом смысле мы не способны обойтись без Иисусовой молитвы, без того молитвенного делания, о котором мы с вами сегодня говорим.

Для отгнания всякого рода помыслов мы должны прежде всего призывать сладчайшее имя нашего Спасителя, Которого бесы трепещут, от Которого бесы бегут прочь как от огня, и потому, если мы чувствуем приближение какой-то духовной брани, уныние ли это, или какие-то помыслы начинают одолевать нас, какие-то поползновения вползают подобно ядовитым змеям в наше сердце, тут же очнись и призови имя Божие, тут же начинай непрестанно, с сердцем взывать ко Христу. И мы знаем с вами, даже своим скудным опытом, насколько велико и дерзновенно это призывание Бога, насколько дерзновенна эта молитва, потому что помыслы мало-помалу начинают отступать и удаляться от человека, но для этого необходимо, чтобы наш ум был сосредоточен, чтобы он не было празден, чтобы он не был замусорен теми или иными какими-то пустыми впечатлениями или воспоминаниями, или какой-то обыкновенной многосуетной болтовней.

Как мы с вами сможем услышать себя в молитве, если мы празднословим, если мы сплетничаем, если мы пустословим. Святитель Василий Великий, Литургию которого мы с вами сегодня совершали, говорит такие удивительные слова, что настоящий пост, настоящее воздержание заключается не только в воздержании от пищи и пития, а еще и в том, чтобы мы удерживали язык от пустословия, от срамословия, от сквернословия, от злословия, от осуждения, от всякого рода пустых, никчемных слов.

Вот нам кажется, что в этом ничего особенного нет, ну поговорили, ну кого-то вспомнили в разговоре, не без этого, и вот можно совершенно очевидно заметить, что были сегодня полдня в Церкви, молились, совершалась Литургия, кто-то из нас причастился Пречистых Таин Христовых, а в этой кутерьме и болтовне мы растратили и потеряли все, что с таким с трудом приобрели во время этого сосредоточенного, по крайней мере, по возможности от сердца каждого из нас стояния пред Богом.

Поэтому, дорогие братья и сестры, будем стараться как можно меньше произносить пустых и никчемных слов, это не просто обыденное увещевание, а это действительно имеет для каждого из нас значение непреложное. Господь говорит в Евангелии каждому из нас очень страшные слова: от слов своих осудишься и от слов своих оправдаешься. За каждое праздное слово, говорит нам Евангелие, дадим ответ в день суда. Подумайте сами, какой ужас должен объять каждого из нас оттого, что за каждое пустое слово, никчемное, праздное, мы не говорим даже здесь о злословии, о сквернословии, это выходит за рамки этого увещевания Евангельского, за каждое праздное слово дадим ответ в день Суда.

Кто может устоять от этого Судилища Христова, заметьте, мы говорим о самом элементарном, о том, что настолько банально и повседневно, сколько этих нелепых, ненужных, пустых, праздных слов мы произносим. А если мы уж приложим к себе суд каких-нибудь злых, скверных, колких слов, то уж никакого упования не остается на то, что мы можем устоять на этом страшном Судилище Христове.

Сколько людей, которые называют себя православными людьми, христианами, они могут без зазрения совести и произносить мерзкие, гнусные, похабные какие-то слова, они считают это вполне обыкновенным и ничего страшного в этом не видят. Я вам рассказывал, может даже не единожды, о том, как мне один человек, он был тогда прихожанином храма, где я служил, уже пожилой человек, меня это откровение поразило совершенно, и я очень серьезно над этим задумался, он мне говорит: батюшка, представляете, а он, к слову говоря, был человеком, может даже единственным среди тех, кого я знаю, который постоянно читал Священное Писание, обыкновенный деревенский мужик, с вполне обыкновенной биографией, был трактористом всю жизнь, потом у нас в храме сторожем работал, как я его не увижу, он все время Библию читает, на ступенечках храма сидит и в руках Священное Писание. И вот он мне говорит: знаете, я пить бросил — пил, курить бросил — курил, а материться не могу бросить, как не борюсь я с этим, ничего не получается, вот как-будто меня кто-то связал узами какими-то, борюсь, все делаю, ничего не получается.

Вы представляете, какая страшная страсть – сквернословие. Апостол Павел говорит, да никакое гнилое слово не выйдет из уст ваших. А как привычно мы слышим это просто в обиходе, каждый из нас может таких примеров сотни приводить. Как-то я иду и слышу, какая чудовищная, ну просто омерзительнейшая рулада, какая-то, знаете, двадцатипятиэтажная брань, такие обороты чудовищного матерного сквернословия, оборачиваюсь, там молодой человек и девушка, он ей чего-то там рассказывает. Какой кошмар! Причем это девушка должна была, я не знаю, под землю от стыда провалиться, а она ему мило улыбается и в таком же духе ему отвечает. Они просто беседуют.

Мне рассказывали о таком человеке, который находился в коме, он и умер, не выйдя из беспамятства, так вот, какие только не предпринимались средства и действия, чтобы вывести его из этого беспамятства, это все не помогло, но при этом, сколько он лежал в этой коме, он непрестанно матерился, был без памяти, но матерился. Какой ужас!

От избытка сердца говорят уста человеческие. Люди порой не могут обходиться без скверных слов, даже супруги в семье разговаривают на этом мерзостном языке, дети это все слышат, они такими же точно становятся.

Как мы можем быть в каком-то благом безмолвии, в какой-то молитвенной сосредоточенности, когда с нами в жизни вполне соседствует какая-то гнусь и мерзость, какой ответ мы за это Богу дадим?

Апостол Иаков говорит в своем Соборном послании, разве можно, чтобы из одного источника одновременно текла хрустальная, питьевая чистая вода и грязная, зловонная. Наши уста – источник, потому что этими устами мы всесвятейшее имя Божие произносим, мы этими устами Пречистых Таин Христовых причащаемся и этими же устами мы мерзостные, похабные, вульгарные, матерные слова произносим.

Я надеюсь, что то, о чем я сейчас говорю, ровным счетом никакого отношения к присутствующим не имеет и иметь не может по одной простой причине, мною уже названной, потому что из одного источника не могут течь два совершенно взаимоисключающие потока, чистый и живительный и гнусный и злосмрадный.

Так вот, дорогие мои, потщимся этими святыми особенно днесь нами переживаемыми днями Великого поста стяжать усердие к очищению своего сердца от всякой праздности, от всякого любоначалия, празднословия, о чем мы молимся в молитве преподобного Ефрема Сирина, чтобы Господь даровал нам дар ведения Его, чтобы Господь даровал нам дар чистоты сердечной и чтобы наше сердце способно было вместить в себя это благое, доброе безмолвие, которое способно, очистив наше сердце, вести нас к той радости, к той Фаворской благодати, о которой свидетельствовал своею жизнью великий во святых ныне празднуемый и прославляемый святитель Григорий Палама. Аминь.