Каковы же критерии правильного восприятия сегодняшнего Евангелия, которые могли бы нам помочь не подпасть под иго великого зла общения с бесами? Однажды Христос рассказывал притчу о заблудшей овце, о том, что Сын Божий пришел для того, чтобы спасти ее. Можно ли говорить о том, что сегодняшний бесноватый был символом человечества, которое ожидало пришествия в мир Христа Спасителя? Да, можно. Можно говорить, потому что языческий мир поклонялся тысячам богов, которыми являлись бесы. И слово «легион» здесь как нельзя более кстати. Господь приходит для того, чтобы спасти свою беснующуюся, заблудшую овцу, вытащить, вызволить ее из плена – из гроба, из той погребальной пещеры, где она нашла для себя жилище.

Вообще, Священное Писание каждому из нас постоянно напоминает (потому что мы делаем все в своей жизни, чтобы об этом очень важном моменте Божественного Откровения забыть), напоминает о том, что цель пришествия в мир Господа — победить дьявола. В Первом послании Иоанна Богослова мы найдем с вами такие слова: «Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола» (1Ин.3,8). Апостол Павел говорит: «Несть наша брань против плоти и крови, но против духов злобы поднебесной, против миродержителей, князей тьмы века сего» (см.: Еф.6,12). Или в Послании к Евреям прочитаем: «понеже убо дети приобщишася плоти и крови, и Той преискренне приобщися тех же, да смертию упразднит имущаго державу смерти, сиречь, диавола» (Евр.2,14). Итак, мы видим церковное учение о том, что в той или иной степени каждый из нас подвержен бесовскому влиянию. Более того, святоотеческое учение о разрушении Христом дьявольской державы утверждает, что дьявол остался и ему попущена возможность влиять на род людской, действовать на него. Это попускается Господом в воспитательных целях. Ведь, если из нашей жизни убрать эту составляющую, мы вообще расслабимся, в нашем сознании начнет стираться понятие о грехе и добре, понятие о какой бы то ни было духовной жизни, потому что некому нам будет об этом напоминать.

Из чтения сегодняшнего отрывка и слов апостолов о цели пришествия в мир Спасителя, мы делаем для себя очень важный вывод. Если через Свои Плоть и Кровь Господь «лишает силы имеющего державу смерти, то есть диавола» (Евр.2,14), — то не есть ли это важнейшее свидетельство о том, что избавление человека от власти дьявольской может быть гарантировано практически и исключительно одним — причащением Святых Тела и Крови Христовых. Только, когда мы приобщаемся, причащаемся, то есть становимся частью Божеского существа, и, наоборот, Господь срастворяется с нашим естеством, — мы побеждаем дьявола.

Если в контексте сегодняшнего события мы посмотрим на себя, то должны будем признать, что да, часто мы живем во гробах — в тех погребальных пещерах, где нет истинной жизни. И именно по причине того, что в нашей жизни мы не соединены с Господом (ведь мы месяцами не причащаемся!) —многие из нас становятся похожими на бесноватого: мы начинаем кидаться на людей, терроризировать своим эгоизмом ближних и дальних, разрывать какие бы то ни было цепи — Божественные заповеди и человеческие установления, которыми пытается Господь нас связать, утихомирить, сделать смиренными и спокойными.

И наоборот, когда человек причащается Святых Христовых Тайн, он очень часто уподобляется уже исцеленному гадаринскому бесноватому. Он сидит при ногах Иисуса в здравом уме, одет и умыт. Он просит пойти за Господом — ему все равно, куда идет Господь, далеко или близко; он понимает, что там, где Христос, там безопасность, а, самое главное, мир и освобождение от окаянного бесовского влияния.

Однако есть состояние еще более страшное, чем беснование! В сегодняшнем Евангелии оно показано нам на примере жителей гадаринской страны, которые, услышав о том, что стадо их погибло, утонуло в Гадаринском озере, приходят ко Христу, удивляются, может быть даже ошеломляются тем величайшим чудом, которое совершил Господь, но обращаются к Нему с просьбой: «Покинь наши пределы» (ср.: Мф.8,37; Мк.5,17).

И в этом мы не можем не узнать самих себя, потому что часто строим свою жизнь именно на очень прочной основе отсутствия в нашей жизни Бога. Господь постоянно мешает нам совершать ту жизнь, которую мы для себя придумали и обозначили как жизнь счастливую. Как часто мы не хотим впустить Его к себе, потому что понимаем, что счастье, которое у нас есть, которое мы себе придумали и которым себя наделили, — разрушится, испарится, будет отнято. И поэтому не словами, а самой своей жизнью произносим Господу такой приговор: «Оставь пределы наши, не надо будоражить нашу реальность, не надо нас смущать, не надо нам говорить ни о каких высоких материях, потому что нам и низких, низменных материй достаточно, для того чтобы чувствовать себя спокойными и счастливыми». И страшно ведь то, что оставляя нас в этом состоянии, Господь просто разворачивается и уходит: не проронив ни слова, не сказав ни того, что мы плохие, ни того, что мы хорошие… Он уходит, то есть мы совершенно перестаем чувствовать Его присутствие в своей жизни, мы становимся равнодушными. Это приносит нашему греховному самолюбию, нашему злому сердцу спокойствие, нам кажется, что все так и должно быть.

Сегодня особо хочется пожелать всем нам, чтобы эти бесчувственность, равнодушие и греховное спокойствие при чтении Евангельских отрывков были нами оставлены. Чтобы главнейший принцип чтения Священного Писания — во всем обязательно попытаться узнать себя — был нашим главным принципом жизни. Тогда мы обязательно сделаем все, для того чтобы находиться в здравом уме и при ногах Иисуса, покинув те погребальные пещеры, которые мы сделали шатрами своего ложного счастья. Аминь.