Всех вас, дорогие братья и сестры, поздравляем с воскресным днем, а также с памятью святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, и всех отцов Поместного Собора Русской Церкви, который состоялся в 1917-1918 годах.

Сегодня исполняется 101 год со дня этого события, и мы прославляем всех тех, кто потрудился на этом Соборе, кто заложил прочный, надежный фундамент для существования православия на Руси.

Сейчас сложно представить, что было бы, если бы 101 год назад не был избран Патриарх, если бы эта идея не воплотилась в жизнь. Она существовала задолго до собора, но император многократно отклонял созыв Поместного Собора для избрания русского Патриарха. И только когда, как говорят в народе, грянул гром, Церковь осознала простую истину: если не избрать Патриарха, гонения, которые великим девятым валом надвигались на нашу землю, могут уничтожить Русскую Церковь, которая не имела главы, а значит, не была единой, не имела, по сути дела, сердца, которое могло оживотворять, одухотворять весь церковный организм.

И в защиту избрания Патриарха встали лучшие сыны нашего отечества и нашей Церкви. И все они говорили о том, что без Патриарха Церкви невозможно существовать. Пламенную речь на Соборе произнес священномученик Иларион (Троицкий), тогда еще архимандрит, который давно мечтал о том, чтобы восторжествовала историческая справедливость и у Церкви Русской был свой Первоиерарх. Архимандрит Иларион говорил о том, что святотатственная рука нечестивого Петра Первого свела Патриарха с его законного места в Успенском соборе, что «двуглавый орел петровского самодержавия выклевал сердце Русского Православия». Исторические обстоятельства, развивавшиеся параллельно с Собором, красноречиво свидетельствовали, буквально кричали о необходимости скорейшего избрания главы Русской Церкви. И Патриарх был избран.

Святитель Тихон, в то время митрополит, в день избрания Патриарха молился на подворье Троице-Сергиевой Лавры. К нему приехала делегация с сообщением о том, что он избран в Патриархи. Тогда святитель Тихон привел всем на память слова пророка Иеремии, он сказал: «Ваша весть об избрании меня в Патриархи является для меня тем свитком, на котором было написано: «Плач, и стон, и горе», и каковой свиток должен был съесть пророк Иезекииль». Обращаясь к пастве, святитель говорил пророческие слова, прозревая будущее, хотя многим людям не верилось в худшее. Он говорил о том, что этот октябрьский переворот надолго, что сердце его обливается кровью и «прильпе язык к гортани его» при виде тяжких страданий русского народа в предчувствии еще больших скорбей.

И эти скорби действительно хлынули на русскую землю, как будто прорвало плотину. По подсчетам одного из известных деятелей Русской Православной Церкви, богослова и историка, митрополита Иоанна (Снычева), за все годы, начиная с Первой мировой войны 1914 года, включая затем революционные перевороты, гражданскую войну, Великую Отечественную войну, годы гонений, ГУЛАГ и другие лагеря, погибло около 110 миллионов человек. Эту цифру даже сложно себе представить. Эти миллионы жизней, по словам митрополита Иоанна, были положены на алтарь за грех богоотступничества русского народа.

Но когда современный верующий русский человек, который часто бьет себя в грудь и всем говорит, что он православный, приходит в храм, ему абсолютно нет дела до того, что было 100 лет назад, какая жертва была принесена, какой подвиг был совершен, для чего. Для того, чтобы мы смогли сейчас спокойно здесь, в теплом, светлом и красивом храме, стоять и молиться. Это не может, по крайней мере, не удивить. Как мы могли забыть наших отцов, как мы можем быть равнодушными ко всему тому, что они сделали для нас, сохранив нашу Церковь?

Кто из нас хотя бы раз открыл книгу и прочитал о деяниях этого Собора, о том, что там было утверждено? От глобальнейших вещей до мельчайших – все было продумано, все было сделано пророчески. Например, такая маленькая деталь, штрих: на Поместном Соборе была дана возможность женщинам петь на клиросе. В то время многие смотрели на женское пение в храмах очень настороженно. Если бы это не было разрешено на Соборе, какими были бы наши клиросы, каким было бы пение в наших храмах в годы страшного лихолетья да и сегодня? И так во многих вещах.

Посмотрим на людей, которые пролили кровь за Русское Православие: все они, как один, имея добрые сердца, пеклись о судьбах Русской Церкви, а сами себя очень мало интересовали. Что будет с ними, они не задумывались, а шли на голгофу и отдавали жизни за Господа и за свою Церковь. Хочется верить, что то, что они совершили, на многие века будет высочайшим примером и идеалом для русского православного человека. Но только нужно себя сподвигать к тому, чтобы заниматься этими вопросами, интересоваться ими, потому что это не только наше прошлое, это наше будущее.

А мы настолько погружены в суету, озабочены собой, что нам нет дела до всего того, что было. Знают об этом сейчас только, пожалуй, те, кого несчастье коснулось напрямую: те, у кого дедушки, бабушки, родственники пострадали за веру и правду Христову. Знают об этом те, кто имел общение с исповедниками, которые находились в лагерях и тюрьмах. Знают об этом те, у кого были изъяты из семей, отправлены по этапам отцы, оставившие матерей с детьми… А потом дети выросли и узнали от мам только то, что было с их отцами или дедами до ареста, не имея возможности узнать, что было после.

То, что случилось с Русским Православием, хорошо и четко обозначено и в житиях святых новомучеников и исповедников российских, и во многих практически документальных литературных произведениях, таких как книги Александра Исаевича Солженицына. Все это доступно нам, все можно найти, чтобы, вчитавшись, удивиться подвигу, который был совершен этими людьми. И тогда можно понять простую вещь: насколько мы бездейственны, насколько мы ленивы, насколько мы бездуховны по отношению к ним.

В сегодняшний день, дорогие братья и сестры, хочется пожелать, чтобы мы неленостно приобщались к тому сокровищу, которое нам оставлено. Будем открывать и читать рассказы о деяниях, которые проистекли из Поместного Собора Русской Православной Церкви, и жития святых новомучеников и исповедников российских. Приобщаясь к этому знанию Церкви хотя бы по крупицам, мы для себя очень многое откроем и уразумеем.

И перед нами тогда явится истина: счастье, к которому каждый из нас стремится, или блаженство, как мы его привыкли называть, в Церкви – это быть всегда с Господом, быть всегда на хорошем счету у Него, быть достойным сыном Церкви. Нет ничего важнее, нет ничего блаженней для человека, который знает, что такое настоящая жизнь, чем получить от Бога свидетельство о себе, что ты достоин Его. Желаем всем нам, дорогие братья и сестры, неленостно подвизаться на этом пути, чтобы быть достойными Бога.

Аминь.