И Господь [Иисус Христос], Который тоже с неба нисходит и оказывается в этой синагоге, встречает ее там, но видит десятки и сотни глаз, которые были устремлены на Него: не сделает ли Он сейчас какого чуда, поскольку был день субботний. И Он, оглядываясь кругом, просит эту женщину войти в центр синагоги и исцеляет ее. И чудо Божие настолько поражает всех, действие благодати [настолько] охватывает сердца людские, что все простолюдины начинают славить, славословить Господа и радоваться о Нем. Но находится здесь же начальник синагоги, председатель собрания верующих, который начинает выказывать свое негодование по поводу того, что случилось. Какое безумие! Он говорит, обращаясь к людям: «Вы имеете шесть дней в неделю, для того чтобы приходить за исцелением, а в день субботний, который должен быть посвящен Господу, этим заниматься не следует, потому что это есть нарушение Закона Божия» (см.: Лк. 13, 14).

И вот тогда Христос, истинный Бог во плоти, обращаясь к этому человеку, говорит: «Лицемер! Если требуется напоить животное домашнее, которое нуждается в этом в день субботний, никто ли из вас не откажет и не приведет его на водопой? И, если упадет в яму ослик или овечка, неужели в день субботний не достанет из этой ямы это животное? А тут, — говорит Господь, — сатана связал эту дщерь Авраамову» (см.: Лк. 13, 15–16; Мф. 12, 10-12). Она, действительно, дщерь Авраамова, потому что она и по духу его дочь, поскольку верит в обетование Божие. Этими словами Господь для каждого из нас раскрывает истинный смысл субботнего дня. Мы привыкли, что в день субботний или, по-нашему, в день воскресный, никакой работой не следует заниматься. Мы должны посвятить этот день Господу. Но очень часто мы посвящаем его не Господу, а ничегонеделанию, извиняя себя тем, что сегодня у нас особый день и особое расположение духа, которое настраивает нас на отдых. Смысл дня субботнего Господь раскрывает нам в сегодняшнем чуде следующим образом. Он свидетельствует: Бог призвал человека в день субботний в храм не только для того, чтобы он оставил свои дела, отвлекся от них, нет. Человек в течение шести дней растрачивает силы, данные Господом на жизнь. Он растрачивает эту жизнь, и поэтому в день покоя, он приходит в храм, для того чтобы, обратившись к Богу как к Источнику жизни, эту жизнь опять получить от Него, обновиться ею, чтобы дальше опять идти по трудовым будням.

Но, если человек, который находится рядом, не может этого сделать сам, то ему нужно помочь. Именно поэтому Святая Церковь призывает нас не стесняясь и не смущаясь, если речь идет о помощи ближнему в такие дни, как воскресный или праздничный, не откладывать это дело на будни, а, тотчас откликаясь, помогать таким людям. В этом заключается смысл субботнего дня! Но обличает Господь, как мы видим, начальника синагоги за то, что он лицемерит. В Евангелии о лицемерии мы находим немало слов из уст самого Спасителя. Он некогда сказал своим ученикам: Берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие (Лк. 12, 1). Он неоднократно в адрес фарисеев высказывал упреки и даже проклинал их за то, что они являются лицемерами. И основное обличение заключалось в том, что, прикрываясь делами закона, они осуществляют греховную жизнь, выдавая ее за праведную. И, если кто-то пытается обличить их в этом, они таких людей осуждают, опять же ссылаясь на заповеди Божии. То же самое пытался сделать и сегодняшний начальник синагоги, который, понимая, что абсолютно ничего не может сказать против совершенного Христом чуда, поскольку оно было явным (его нельзя было отменить или каким-то образом затмить), обращается к людям, с тем чтобы они в день субботний не нарушали заповедь. Но что двигало этим человеком? Толкователи Евангелия говорят нам о том, что двигала этим человеком исключительно зависть ко Христу. Христос пришел в синагогу, и начальник синагоги увидел, что народ идет за Ним. А он [начальник синагоги] ожидал, что народ будет с ним, и поэтому воспламенился завистью ко Христу. Но, если копнуть еще глубже, то чем была вызвана эта зависть? Когда Христос обличал фарисеев: Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры… (см.: Мф. 23, 13–32), то практически все произносимые проклятия обрушивались на них за то, что они были очень корыстолюбивы и сребролюбивы, что они, пользуясь властью духовной над простыми людьми, постоянно занимались поборами с них, для того чтобы жить, как им хотелось: прекрасно, комфортно, роскошно и весело. И этот лицемер тоже понимает, что, если сейчас народ уйдет от него, то за счет чего он сможет вольготно жить?

Это, конечно, очень примитивное, на первый взгляд, рассуждение, но, как ни странно это звучит, оно лежит в корне вообще всей трагедии иудейского народа, который распял Христа. Национально-религиозная гордость, которая двигала фарисеями, как на прочном основании, стояла на их сребролюбии. И они именно из-за боязни потерять все, что имели, благодаря тому, что властвовали духовно над народом, поработив его, распяли Господа — Он мешал им! Какое отношение это имеет к нам?

Лицемерим ли мы? Да, лицемерим. Конечно, лицемерим не в такой страшной степени, как сегодняшний начальник иудейской синагоги, но, если мы внимательно смотрим на себя, то наше лицемерие выказывается в другом: в самом простом осуждении ближнего.

Какая связь между лицемерием и осуждением? Вот, например, в Евангелии Христос говорит, что, если ты осуждаешь своего ближнего, то ты лицемер — сначала вынь бревно из своего глаза, а потом ты узнаешь, как помочь ближнему своему вынуть сучок из его глаза (см.: Лк. 6, 42).

Господь пришел в мир для того, чтобы грешников спасти. Вообще, Боговоплощение было связано исключительно с тем, что в мире не было праведников: ни один человек не был в состоянии сам себя спасти, то есть сделать праведным. Но, если это так, то, значит, всякий, осуждающий ближнего своего — прямо или косвенно, задумываясь об этом или не задумываясь, — тем самым поставляет себя в число праведников, записывая в число грешников того, кого осуждает. Но ведь все мы грешники! А это значит, что мы перед Богом лицемерим и нужно быть очень внимательным к своему житию, когда мы общаемся с нашими ближними, потому что любое проявление осуждения, любое проявление злопамятства по отношению к ближнему есть признак лицемерия, есть признак тщеславия, есть признак ложного, неправильного понимания того, что я должен сделать для своего спасения.

В сегодняшний день, когда мы вчитываемся в Евангельское повествование об исцелении женщины, которая была согбенна в течение восемнадцати лет, мы извлекаем для себя очень важный урок о том, что Господь всегда откликнется на зов, на вопль человека страдающего, если тот готов ради Господа на многое, как сегодняшняя женщина, страдавшая этой болезнью. И, с другой стороны, мы получаем очень важное, серьезное предупреждение о вреде лицемерия, об этом страшном грехе, который, если войдет в душу, преобразит ее очень скверным образом, и человек, вместо того чтобы заниматься своим собственным покаянием, исправлением сердца своего, начнёт заниматься исправлением своих ближних, вписав в число мнимых праведников-лицемеров себя.

Пусть дарует Господь каждому из нас эту простоту Евангельской мудрости — воспринять ее и пытаться воплотить в своей жизни!

Аминь.