Проповедь протоиерея Георгия Климова в Неделю 27-ю по Пятидесятнице.

Притча эта очень важна и актуальна для каждого из нас. Она проста, но не так-то просто бывает человеку понять, о чем она. С первого взгляда, казалось бы, все понятно: так бывает со всяким, кто не в Бога богатеет (Лк. 12, 21). А как бывает? Умер безумный богач, но умрет и всякий из нас: смерть ждет каждого – того, кто в Бога богатеет, и того, кто не в Бога богатеет. Тогда, может быть, Господь, произнося эти слова, имел в виду что-то другое?

Здесь очень важным является контекст повествования. Сначала Спаситель обращается к ученикам и народу, окружающему Его, со словами:Не бойтесь убивающих тело и потом не могущих ничего более сделать; но скажу вам, кого бояться: бойтесь того, кто, по убиении, может ввергнуть в геенну: ей, говорю вам, того бойтесь(Лк. 12, 4-5).

Потом Господь говорит:Всякого, кто исповедает Меня пред человеками, и Сын Человеческий исповедает пред Ангелами Божиими; а кто отвергнется Меня пред человеками, тот отвержен будет пред Ангелами Божиими(Лк. 12, 8-9).

Еще Христос говорит о том, что на все, что случается в жизни с человеком, есть воля Божия (см.: Лк. 12, 7) и без нее ни одна из малых птиц не пропадет (см.: Лк. 12, 6).

И вот на фоне этих величественных слов, призывающих человека исповедовать своей жизнью Христа, вдруг к Иисусу подходит человек и говорит: «Господи, помоги мне разделить имение с моим братом» (см.: Лк. 12, 13). Тогда Господь достаточно резко отвечает ему: Кто поставил Меня судить или делить вас?(Лк. 12, 14). И только потом, обращаясь к народу, Христос произносит притчу о безумном богаче, в которой есть в определенном смысле и ответ на вопрос этого человека: как быть? Господь начинает эту притчу со слов: «Смотрите, берегитесь лихоимства» (см.: Лк. 12, 15).

Так что же бывает со всяким,кто не в Бога богатеет? Мы видим, что человек, обратившийся ко Христу с вопросом о наследстве, как будто не видит, Кто находится перед ним, не осознает великого дела, ради которого Господь пришел в мир. Человека интересует только его личное дело, только он сам, и больше никто ему в этом мире не нужен. И даже возвышенные слова Христа и о подвиге ради Него, и о Царствии Небесном не могут этого человека отвлечь от стремления жить исключительно заботами о земной жизни.

Примечательно, что в притче Господь говорит о намерении богача сломать старые житницы и построить новые, но не говорит о том, что он свой план осуществил. И если мы будем внимательны к себе, то увидим, что подобные мысли часто посещают и нас. Как только намечается пусть даже незначительная, но прибыль, даже намек на нее, нас тут же «уносит» в мечтания: как нам будет хорошо, как сладко мы заживем в этом мире. Но задумаемся, не хочет ли этой притчей Спаситель сказать: человек, почаще лови себя на том, о чем ты подумал в первую очередь, когда тебе в определенном смыслеугобзися нива(Лк. 12, 6)? Если исключительно о себе – значит, ты безумный богач. А если ты обрадовался тому, что можешь поделиться своим добром с другим человеком, и эта мысль была естественным движением твоего сердца – значит, тыбогатеешь в Бога.

Но слова Господа: «Так бывает со всяким, кто не в Бога богатеет» – свидетельствуют еще и о том, что человека ждет там, за порогом Вечности. Что мы знаем о богаче? Он всю жизнь собирал и копил. Да, он умрет, но его добро останется его детям – может быть, эта мысль его успокаивает. Но дальше-то что? Он предстанет пред Господом – и с чем? Господь словно говорит: если ты, человек, хочешь царствовать там, в пакибытии, в блаженной Вечности, то ты должен прийти туда с чем-то, через что ты сможешь иметь со Мною общение.

Что же это такое? И Священное Писание, и Евангелие предупреждают нас о том, что человек при переходе в Вечность может оказаться ни с чем. Всю жизнь собирал и всю жизнь копил, может быть, думал, что у него что-то получается – и даже в Православии. Но чего-то главного не случилось, не удалось собрать. Что заставляет переживать человека радость от возможности поделиться своей прибылью, своим богатством с другим? Конечно, любовь к Богу и к ближнему. А это значит, что богатством, в которое призывает нас богатеть Господь, является такая любовь.

Святая Церковь постоянно говорит нам о том, что без этого невозможно Царство Божие воспринять как рай, как место блаженства. Очень страшно, прожив жизнь, оказаться ни с чем, прийти в вечную блаженную жизнь пустоцветом. Господь каждому из нас дает возможность «реализовать» тот цвет, которым мы «зацветаем», приходя в эту жизнь. Но мы знаем, что и в природе бывает так: один цветок опылился и принес большой, вкусный, сладкий плод, а другой немного поблагоухал и завял, и осыпался, и ничего не произошло. Так же и семя, бросаемое в землю: одно бывает пустым и прогнившим, а другое несет в себе ядро, которое даст росток, а затем и плод. Отчего это происходит?

Святая Церковь говорит нам о необходимости исполнения заповедей Божиих. Какая же здесь связь с вышесказанным? Заповеди Божии, которые четче и лучше всего прописаны в Четвероевангелии, сохраняют в семенах, которые мы из себя представляем, здоровые ядра, способные плодоносить. Если человек отказывается заповеди Божии исполнять, но живет так, как ему хочется, то это цельное здоровое ядро в нашем естестве сгнивает, остается одна скорлупа, хотя внешне это семя выглядит точно так же, как и нормальное здоровое семя.

В сегодняшний день, когда мы с вами слышали притчу о безумном богаче, задумаемся еще раз о том, что мы в жизни имеем и как этим пользуемся. Есть ли у нас память, забота о других, хотя бы какие-то движения совести и сердца в этом направлении или мы ни с кем ничем не делимся и не хотим делиться? Задумаемся о том, что мы постоянно требуем только по отношению к себе справедливости и любви. А та ласка, та забота, та печаль и нежность, которая иногда буквально обрушивается на нас со стороны ближних, воспринимается нами как нечто должное, положенное и, соответственно, остается без какой бы то ни было благодарности.

Благодарность – самое главное, что способен дать человек в этой жизни Богу и ближним. Если она будет, то это можно считать свидетельством того, что все с нами нормально и мы готовы быть богачами, но не безумными, а мудрыми.

Аминь!